«Нам говорят, что наша цивилизация — в прошлом, и отчасти это справедливая критика, - продолжил отец Всеволод. – Обосновывая свою позицию, мы обращаемся к текстам, написанным много лет назад. Вот это несоответствие нашего стремления участвовать в судьбоносных для мира процессах и недостатка формулировок для их объяснения для многих является основанием заявлять, что нет никакой русской цивилизации. Она является либо устаревшим вариантом западной цивилизации, либо чем-то мифическим».
В связи с этим, известный священник предложил ВРНС преодолеть этот разрыв — «преодолеть пропасть, отделяющую интуиции, присутствующие в нашем народе, от конкретных предложений по тем вопросам, которые мучают современное человечество». Среди таковых, по мнению отца Всеволода, «экономический кризис и принципы устройства мировой экономики, взаимоотношение нравственности и права, место религии в жизни общества, экологические проблемы, кризис народовластия, особенно в международных организациях и транснациональных компаниях, которые действуют в негосударственном поле, но имеют большее влияние, чем государства». «Сейчас основные решения, значимые для всех народов мира, принимаются без участия этих народов. Их принимают структуры, которые никто не избирал и которые никому не подотчетны. Как изменить это положение?» - задал он вопрос собравшимся.
«На площадке Дискуссионного клуба ВРНС я предлагаю серьезно подумать, сможем ли мы сформулировать позицию нашей цивилизации по этим вопросам. Как в аспекте тем, значимых для всего мира, так и в контексте тех преобразований, которые мы должны совершить в России. Мы должны предложить глобальные реформы в области экологии, экономики, роли религии в жизни общества, вопросах соотношения морали и права. Что мы можем изменить? От чего отказаться? Какие принципы мировой системы отменить и какие предложить?» - перечислил священник основные вопросы, на которые необходимо дать внятный ответ.
«Многие могут спросить: почему мы ставим такую задачу тогда, когда противоборствующие нам силы постоянно объявляют о победе над нами? – продолжил пастырь. – Эти силы позиционируют себя как наиболее развитую часть человечества, а нас — как людей отсталых, сопротивляющихся прогрессу. Эти силы попытались заставить нас отступить на арене некоторых общественных дискуссий, в ходе борьбы против символов. Эти силы попытались нас подчинить и переспорить, пытались заставить пойти на бесконечные уступки, чтобы мы постепенно отказывались не только от общественного измерения Православия, но и от самой сути нашей веры, от Евангелия. Мы знаем, что во многих западных странах некоторые христианские, или уже постхристианские общины пытаются Евангелие подвергнуть пересмотру, чтобы не раздражать оппонентов, чтобы не оказаться неадаптированными и немодными в их глазах».
Между тем, убежден отец Всеволод, то, что мы не отреклись от своих идеалов, не предали своей веры, не пошли на поводу у тех, кто пытался «переформатировать диски в наших мозгах» — это свидетельство победы. «Нас не удалось подчинить через информационное давление, через политические доносы и попытки воздействовать на отдельные личности, чтобы их скомпрометировать. Мы доказали свою способность защищаться в интеллектуальной среде. Мы остались сами собой, наша общественная активность не снизилась и будет только расти. Наша цивилизация имеет ответы на вопросы, перед которыми в ужасе останавливается большая часть мировой элиты. Однако важно не останавливаться на достигнутом, но предложить в умной и бескомпромиссной форме смелое и яркое видение того, как должен измениться мир. И значит — изменить его», - убежден священник.
Поэтому, заключил он, ВРНС должен стать одним из мировых интеллектуальных центров, способных предложить свое видение путей развития и мира, и России: «На предыдущем Соборе мы поставили цель укрепить ВРНС как постоянно действующую организацию — эта задача выполнена. Теперь посмотрим, сможем ли мы справиться еще с одной дерзновенной целью».