Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Как относиться к Григорию Ефимовичу Распутину

Иоанн Грозный и Григорий Распутин / 29.09.2012


Разговор с читателем …

26 сентября «Русская народная линия» опубликовала комментарий генерального директора издательства «Царское дело» Сергея Астахова по поводу безобразной выходки хулиганов-безбожников, осквернивших крест на месте первого захоронения царского друга сибирского крестьянина Григория Ефимовича Распутина. В редакцию пришло письмо от студента МГТУ им.Баумана Павла Слипенчука следующего содержания: «По ссылке Григория Распутина называют "мучеником". Я хочу понять на основании какого положения данного неоднозначного политического деятеля называют мучеником? Я не поддерживаю святотатцев, которые срубили крест с изображением Серафима Саровского, я просто хочу понять, почему автор этой статьи нагло врёт и называет мучеником того, кто не прославлен Церковью? Я, как православный христианин считаю это недопустимым, особенно на православных новостных сайтах. Считаю, что это портит имидж вашего информационного ресурса и уважение православной общественности в целом». 

Нашему читателю отвечает главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов


«Дорогой Павел, благодарю Вас за эмоциональный отклик на нашу публикацию. Я знаю, что есть вполне благонамеренные люди, которые под влиянием пропаганды резко негативно относятся к Г.Е.Распутину. Ваше письмо дает возможность разъяснить нашу позицию по отношению к этому столь пререкаемому историческому персонажу.

Почему Распутин назван в публикации мучеником? Я думаю, прежде всего, по той причине, что он принял мученическую кончину. Вы, как православный человек, должны понимать, что обстоятельства кончины того или иного человека, как нельзя более точно характеризуют человека. Мы за каждой литургией просим Господа даровать нам конец благий, поскольку смерть - это момент истины. Вспомним, какой была кончина Григория Распутина. По свидетельству одного из его убийц князя Феликса Юсупова, когда Распутин подошел к Распятию и начал осенять себя крестным знаменем, в него выстрелил Юсупов. Затем, как рассказывают опять же убийцы, Распутин попытался убежать (рана оказалась не смертельной), но его догнали и жесточайшим образом убили. Более того, как свидетельствуют результаты судебно-медицинской экспертизы, Распутин был ещё жив, когда убийцы выбросили его в полынью под лед, в его легких обнаружена вода, смерть наступила под водой. Представляете, какую мученическую смерть принял этот человек. А смертные муки начались у него перед Распятием. Не вижу ничего дурного в том, что человека, принявшего мученическую смерть, называют мучеником. Ведь в этой публикации он не назван «святым мучеником».

Хотелось бы обратить внимание на такой важный вопрос, как нравственный облик Распутина. Сколько сил было потрачено на то, чтобы опорочить имя Распутина. Но Вы, наверное, знаете, что Распутин был другом Царской Семьи. А если кого и можно назвать в дореволюционной России людьми, безусловно, нравственными, - это была Царская Семья. Царственные Страстотерпцы представляли собой образец высокой нравственности, на которую надо ориентироваться и сегодня православному человеку. Неужели Вы думаете, что люди, обладавшие таким нравственным чутьем, не увидели в Распутине злодея, аморального типа? Вы думаете, что он мог обмануть Царскую Семью? Я в это не верю. Клеветнические измышления в адрес Распутина, которые в огромном количестве распространялись в дореволюционной прессе, в советское время и продолжаются сейчас, во многом уже опровергнуты беспристрастными современными историками.

Г.Е.РаспутинТеперь, что касается вопроса о святости. Действительно, есть почитатели Григория Ефимовича Распутина, которые молятся ему как святому. Почитал его как святого такой великий подвижник как старец Николай Гурьянов. Есть уже даже иконы, какие-то богослужебные тексты, использование которых в богослужебной практике, конечно, недопустимо, и насколько я знаю, ни один священник в Церкви этого не делает. Но Церковь, как известно, не запрещает келейно молиться непрославленным подвижникам и мученикам, тем православным христианам, которые угодили Богу своей жизнью. Поэтому келейное почитание Распутина как мученика невозбранительно. Его народное почитание невозможно запретить. Более того любая канонизация святых всегда начиналась с их народного почитания. Но вопрос этот, несомненно, находится в компетенции Поместного или Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

Лет десять назад, когда активная полемика вокруг Г.Е.Распутина и ещё одного пререкаемого персонажа нашей истории - Государя Иоанна Васильевича Грозного была в разгаре, мы уже касались этой проблемы. Моя позиция с тех пор не изменилась. Кратко суть ее сводится к следующему. Нужно четко разделить вопрос о восстановлении исторической правды и вопрос о святости. Первым должны заниматься историки, специалисты в этой эпохе. Нужны исторические исследования, которые позволят установить историческую истину и, я надеюсь, развенчают многие клеветнические мифы. А вот вопрос церковного прославления - это уже дело не историков, а богословов и соборного разума Православной Церкви.

В конце концов, святых на Небесах больше, чем тех, кто записан в Святцах и которые официально прославлены Церковью. Есть много людей, которые угодили Богу, но не явлены нам. И может быть никогда не будут явлены, если их прославление приведет не к миру церковному, а к противостоянию между верующими».

Анатолий Степанов
, гл.редактор «Русской народной линии»


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 106

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

106. Анатолий Степанов : Re: Как относиться к Григорию Ефимовичу Распутину
2012-10-05 в 15:27

Прошу модератора прекратить вакханалию, которую устроил о.Николай вокруг имени Г.Е.Распутина и больше его пошлых и некомпетентных комментариев не публиковать. На этом дискуссию под этим текстом закрываем, поскольку она превратилась в "бенефис" о.Николая, который, прочитав две-три желтые брошюры, возомнил себя в этом вопросе специалистом.
105. о. Николай Савченко : Ответ на 101., Анастасия Рахлис:
2012-10-05 в 14:17

Епископ Мелхиседек (Паевский)???

Простите, но вот его послужной список.

"1909—1910 — Преображенского монастыря в городе Новгород-Северский Черниговской губернии.

"С 1910 по 1914 годы занимал должность смотрителя Владикавказского духовного училища, а в 1914—1916 — был назначен ректором Тифлисской духовной семинарии. В 1916 году был вызван в Петроград. 8 сентября 1916 года в Казанском соборе был хиротонисан в сан епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии."

То есть владыка Мелхиседек появился в петрограде за 3 месяца до убийства Распутина.

Так зачем же Вы его приводите?

Какой толк?

Он же все это время был где-то далеко!
104. Токарев : Ответ на 102., антикиллер:
2012-10-05 в 14:10

вдруг не в состоянии оценить роль Путина, который в наше время делает то же самое, только демократическим и цивилизованным путем...


+++
то же самое говорили и о Саакашвили, про успехи (за счет кредитов), а при этом 80% продовольствия в Грузии - турецкое, а Аджария - под контролем турок, там грузины на турок работают - дворниками, а у нас уже армянин купил совхоз с русскими батраками и выгоняет их из совхозных квартир.

хорошо быть успешным, если есть нефть и газ, да еще и подросшие в цене в 3-4 раза в период "правления", а вот в Швейцарии, Финляндии, Германии, Австрии и др. - ничего такого нет, а уровень жизни - в 5 раз выше, чем в России.

в России нормально живет не более 10% населения, да и то в этих 10% - половина нерусских.

и тем не менее - 600 миллиардов - на Сочи, 600 миллиардов - на футбольные поля ( не для мальчишек),а для футбольного бизнеса,
как будто в России самое главное - прыгать с трамплина на лыжах и гонять мяч.
103. о. Николай Савченко : Ответ на 98., Анастасия Рахлис:
2012-10-05 в 13:21

Дорогая Анастасия!

Мария Распутина писала в своем дневнике, что она спрашивала на спиритических сеансах у "отца" выходить ли ей замуж за Николая Соловьева. И она удивлялась почему "он" ей всегда говорил, чтобы она выходила замуж. А Соловьев был убежденным спиритистом. У них были групповые вызывания духа Распутина. Не зря Распутин стал постоянным объектом поклонения всех спиритов, как символ мощи.

В эмиграции Мария Распутина могла бы зарабатывать и другой профессией, а не танцовщицей варьете. При этом она без зазрения совести эксплуатировала образ Григория Ефимовича, как сумасшедшего экстрасенса.

Сильно не беспокойтесь за дочерей Марии Распутиной. Они не бедствовали и они вышли замуж за западных богачей и аристократов.

Так что танцовщицей варьете она стала по выбору. Могла бы и официанткой работать или администратором, а не соблазнительницей. Но в последнем случае турне, слава. Просто она привыкла с детства к застольям и выпивкам и чувствовала себя в такой атмосфере, как рыба в воде.
102. антикиллер : Ответ на 88., Лия1:
2012-10-05 в 12:34

- Современные недруги Распутина, клевеща на него сами на себя свидетельствуют о своей гнилости, потому что каждый судит по себе.... Так же как и до революции прогнившее общество верило всяким сплетням именно потому, что само повредилось дальше некуда.Приведенные примеры никуда не годные и данному случаю не соответствуют. У Святой Царской Семьи Григорий Ефимович был не просто неким лицом в окружении, они называли его "Наш ДРУГ".Приписывать Государю способность иметь в качестве своего друга кутежника и развратника означает утверждать будто он человек недалекого и ограниченного ума.Между тем Государь был очень проницателен и умен и конечно же никогда не позволил бы тесное общение Своей Семьи с порочной личностью. И ему, как никому другому были известны из полицейских наблюдений все подробности жизни Григория Ефимовича. "Кутежником и прелюбодеем" может считать Распутина тот, кто сам таков... по крайней мере внутри.Вы меня удивили, антикиллер. Полностью солидарна с Вашим комментарием. Лучше не скажешь.


Спасибо.
А я вот, Лиечка, всегда удивляюсь несоответствию и неадекватности. Как будто у некоторых левое полушарие не дружит с правым.

Когда, например, когда "святые отцы", призванные быть образцом и примером чистоты, обожают копаться в грязи да еще как бы и бравируют этим...

Или когда те, кто выдают себя за почитателей Святой Царской Семьи поносят грязью ее друга...

Или когда те, кто считают себя "ярыми" монархистами поносят законный Дом Романовых...

И, наконец, когда те, кто хорошо понимают роль Сталина и величие его свершений, вдруг не в состоянии оценить роль Путина, который в наше время делает то же самое, только демократическим и цивилизованным путем...

Догадываюсь, что на этом пункте наше взаимопонимание закончилось...
101. Анастасия Рахлис : Ответ на 96., о. Николай Савченко :
2012-10-05 в 12:33

Дорогая Анастасия!

Вы перечислили нескольких представителей иерархов и духовентсва, с которыми Распутин встречался, но только вот ведь какая незадача, что они все были из других городов. А потому могли только иногда встретиться с ним.

А кто из петербургских?
...
Митр. Владимир был резким противником Распутина. И почти все иерархи.



Это хорошо, что Ваши "ничуть не бывало" и "все отвернулись" обросли наречием "почти". Уже прогресс. Просто зафиксируем факт, что Ваши предыдущие утверждения ничуть не соответствовали действительности. Но почему-то это не задержало Вас от втягивания в полемику.

Если Вас интересуют именно петербургские знакомые Григория Распутина из духовных - то можно еще добавить имена духовника Их Величеств о. Александра Васильева, еп. Мелхиседека (Паевского), архимандрита Александро-Невской Лавры Александра. Не понимаю, что Вас смущает, вокруг Гр. Распутина было много лиц из духовенства.
100. о. Николай Савченко : Ответ на 93., Анастасия Рахлис:
2012-10-05 в 12:30

Давайте еще не будем забывать, что Распутин вел сеансы экстрасенсорики. То есть он накладывал руки и как он сам говорил "лечил теплом благодати". От его рук исходило странное тепло, о котором свидетельствовали многие.

Государь и Государыня приняли это за действие Святого Духа. Конечно это была ошибка! Но это никак не порочит мученичество Государя и Государыни. Они заблуждались.

Неужели нам теперь всех "православных экстрасенсов" признавать?
99. Анастасия Рахлис : Ответ на 95., о. Николай Савченко :
2012-10-05 в 12:20

Мария Распутина жила в США с 1937 года до самой смерти и хорошо говорила по английски. Причем она жила в американском окружении.



А английские версии появлялись со второй поовины 1920-х гг. Но даже и после переезда в США Матрена не вполне освоилась с языком, она сама в одном из интервью в 1960-х гг. признается в этом. Например, и нынешние трудовые мигранты из Средней Азии, тоже вроде как говорят на русском языке, но язык этот конечно же далек от того, на котором общаются коренные жители, получившие образование.
98. Анастасия Рахлис : Ответ на 94., о. Николай Савченко :
2012-10-05 в 12:16

Дорогая Анастасия!

Лучше бы Вы вообще не упоминали про "искажения" повествования Марии Распутиной о ее отце. Просто потому, что Мария Распутиа после смерти Распутина неоднократно участвовала по ее собственным воспоминаниям (причем самым ранним) в спиритических сеансах с вызовом духа Распутина.

Мария Распутина потом была очень популярной танцовщицей кабаре в эмиграции. И все совершенно естественно воспринимали это, как наследие отца.


В какой главе воспоминаний она говорит о спиритических сеансах? Я в них читала как раз об обратном, что Гр. Распутин отрицательно относился к спиритизму, как и Царская Семья.

Танцовщицей Матрена Григорьевна работала непродожительное время, потом перешла работать в цирк. И зачем Вы ее этим попрекаете? Ведь в 1926 году сгорает от туберкулеза ее супруг, и она остается одна в чужой стране, без профессии, без средств к существованию, без хорошего знания языка, и в придачу с двумя малолетними детьми, которые, как не удивительно, хотели кушать.

97. о. Николай Савченко : Ответ на 93., Анастасия Рахлис:
2012-10-05 в 02:11

Кстати, дочка Распутина Мария в самых первых своих воспоминаниях говорила, что она почти сразу после убийства отца на спиритических сеансах спрашивала "отца" выходить ли ей замуж за ее жениха и "он" якобы ответил, что да.

Так ведь и сам распутин тоже участвовал в спиритических сеансах. Так что ничего удивительного для Маши не было.
96. о. Николай Савченко : Ответ на 86., Анастасия Рахлис:
2012-10-05 в 00:33

Дорогая Анастасия!

Вы перечислили нескольких представителей иерархов и духовентсва, с которыми Распутин встречался, но только вот ведь какая незадача, что они все были из других городов. А потому могли только иногда встретиться с ним.

А кто из петербургских?
Митр. Питирим? Так ведь он был назначен в Петербург всего за год до убийства Распутина и мы при этом тактично указываем в житии святителя Владимира Киевского, что он был переведен в Киев по козням против него.

Митр. Владимир был резким противником Распутина. И почти все иерархи.
95. о. Николай Савченко : Ответ на 82., Анастасия Рахлис:
2012-10-05 в 00:25

Матрена в то время ангийского языка не знала, и не мога проконтролировать все эти изводы.



Мария Распутина жила в США с 1937 года до самой смерти и хорошо говорила по английски. Причем она жила в американском окружении.
94. о. Николай Савченко : Ответ на 82., Анастасия Рахлис:
2012-10-05 в 00:18

Дорогая Анастасия!

Лучше бы Вы вообще не упоминали про "искажения" повествования Марии Распутиной о ее отце. Просто потому, что Мария Распутиа после смерти Распутина неоднократно участвовала по ее собственным воспоминаниям (причем самым ранним) в спиритических сеансах с вызовом духа Распутина.

Мария Распутина потом была очень популярной танцовщицей кабаре в эмиграции. И все совершенно естественно воспринимали это, как наследие отца.

Кстати, в рекламе Марии Распутиной при ее турне значилось: "Мария Распутина, дочь известного сумасшедшего монаха, дарования которого в России потрясли мир".

Так что не будем про искажения Маши распутиной.
93. Анастасия Рахлис : Ответ на 89., Писарь:
2012-10-04 в 23:04

Ув.Анастасия Рахлис.Вот подлинные слова Г.Е.Распутина."Всякая вера-от Бога,никакую веру критиковать нельзя".Где, когда и кого,- так Учил Сам Господь,Св.Апостолы,Св.Отцы Православные и Святая Соборная Апостольская Русская Православная Церковь?



Важный вопрос. И требует ответа. Да, в Записной книжке Императрицы есть такие слова Григория Ефимовича:

"Всякая вера от Господа, критиковать никакую веру нельзя." (1915 год)

Но как Вы наверное заметили, в Записной книжке вообще мысли изложены очень сжато, в кратких предложениях. Это без сомнения указывает на то, что Царица сохраняла в тетради для памяти не весь разговор с Гр. Ефимовичем, а только то, что должно было ей напомнить все остальное.

Обратимся теперь к книжке Г. Е. Распутина "Мои мысли и размышления" (тоже 1915 год). И здесь мы увидим развернутую картину того, что именно хотел сказать Распутин по поводу "критики":

"Много разных народов и все умные в своем духе, но веры у всех и во всех нациях мало и любви нет. С ними очень нужно быть ласковыми, они не понимают, но на любовь твою смотрят как на диковину. И вот в то время, как мы указываем на небо, они с любовью смотрят и в лице у них делается перемена и сейчас говорят о пророках. Очень много умных, а веры в них нет, с ними очень нужно говорить, но не о вере, а о любви, спаси их Бог. Критиковать и указывать на свою веру, как она высока — не надо, а надо сперва расположить их, а потом и сеять осторожно и кротко свою веру, но на это годы нужны. Надо показать пример любви и иметь любовь яркую, вот тогда будут христиане, как в первые года и миссия христианская будет не за деньги служить, а по доброте. Они очень понимают, когда говоришь и удивительно на них слова отражаются — сейчас садятся крутом и смотрят на тебя. Надо обязательно знать язык их и характер их наций, а всего короче — любовь к Богу иметь, как к другу, а то хоть и постимся, а не умеем с Богом беседовать, то и на людей не подействуем. Как колокол без серебра плохо звучит, так и неопытный всегда только портит."

И что мы видим? А видим мы очень разумный совет "опытного странника", знакомого с жизнью многих народов, когда он ходил в паломничества, что обращение представителей других народов - иноверцев в православие начинать надо прежде всего с проявления действенной любви к ним, а не вести себя как фарисеи. Ведь такое поведение может только оттолкнуть их от истинной веры.
92. Правдич : Re: Как относиться к Григорию Ефимовичу Распутину
2012-10-04 в 23:03

Как относиться к Григорию Распутину?
Я думаю,так, как написал о нём свт. Феофан(Потавский): "Он(Распутин) н был ни лицемером, ни негодяем. Он был истинным челоеком Божиим, явившимся из простого народа. Но под влиянием высшего общества, которое не могло понять этого простого человека, произошла ужасная духовная катастрофа, и он пал..."
Здесь ссылаются на некоторых лиц, якобы высоко отзывавшихся о Распутине. Среди прочих -лейб-медик, врач Царской Семьи Евгений Сергеевич Боткин. Однако Боткин очень скептическ относился к Распутину, а легенда о словах св. пр Иоанна Кронштадтского, остаётся легендой.
И всё же отношения между Распутиным и Царской Семьёй были чистыми и даже возвышенными. И это самое главное.
91. М.Яблоков : Ответ на 90., Анастасия Рахлис:
2012-10-04 в 22:53

А на Соборе 1993 г. был деканонизирован как уклонившийся в старообрядческий раскол.Какая-то смутная и противоречивая информация на этот счет в сети. Не говоря уже о возможности самой процедуры "деканонизации" в Православной церкви. Но по этому вопросу дискутировать не готова.


Черкните, если что-то интересное накопаете по этому вопросу ))
90. Анастасия Рахлис : Ответ на 87., М.Яблоков:
2012-10-04 в 21:53

А на Соборе 1993 г. был деканонизирован как уклонившийся в старообрядческий раскол.



Какая-то смутная и противоречивая информация на этот счет в сети. Не говоря уже о возможности самой процедуры "деканонизации" в Православной церкви. Но по этому вопросу дискутировать не готова.
89. Писарь : 86.Анастасии Рахлис.
2012-10-04 в 21:45

Ув.Анастасия Рахлис.
Вот подлинные слова Г.Е.Распутина.
"Всякая вера-от Бога,никакую веру критиковать нельзя".

Где, когда и кого,- так Учил Сам Господь,Св.Апостолы,Св.Отцы Православные и Святая Соборная Апостольская Русская Православная Церковь?

Во из некоторых его,Г.Е.Распутина советов...
"молитесь меньше-больше размышляйте...".
Вера,Г.Е.Распутина суть вера философская,по-преимуществу,но не Православная,-коей отличались все Святые и Праведные в Землях Руси Просиявшие.

Г.Е.Распутин,поставил себе целью,-не больше,не меньше,-как "перевоспитать" тогдашнюю аристократию,стать для нее,-"духовным отцом",чем это закончилось,-известно всем.
Это урок,-нынешним "миссионерствующим" среди нынешней.

И последнее,-кажется забывают о том,что Г.Е.Распутин,как и всякий человек,как всякая тварная сущность,безусловно менялся,в течение всей своей жизни.
Распутин пытался "перевоспитать" аристократию,в духе преданности Престолу и Отечеству,аристократия,- Распутина,-поставив себе на службу,поелику именно себя понимало и "престолом" и "отечеством".

Однако,-что нельзя использовать,-подлежит уничтожению,-таков у "лучих людей" закон.
В чем только Распутина не обвиняли,но в одном,- никто и никогда не сможет обвинить Григория Ефимовича,- желал погибели,- Вере,Царю и Отечеству и предпринимал для того,-сознательные практические шаги.
А раз так,-безусловно,-"деревенщина",никакого "галантерейного понятия и обхождения"-полное отсутствие всякого "аристократизьма".
"Панимаш".
Повинен смерти и посмертному оболганию.
88. Лия1 : Ответ на 84., антикиллер :
2012-10-04 в 21:09

- Современные недруги Распутина, клевеща на него сами на себя свидетельствуют о своей гнилости, потому что каждый судит по себе.... Так же как и до революции прогнившее общество верило всяким сплетням именно потому, что само повредилось дальше некуда.

Приведенные примеры никуда не годные и данному случаю не соответствуют.
У Святой Царской Семьи Григорий Ефимович был не просто неким лицом в окружении, они называли его "Наш ДРУГ".

Приписывать Государю способность иметь в качестве своего друга кутежника и развратника означает утверждать будто он человек недалекого и ограниченного ума.

Между тем Государь был очень проницателен и умен и конечно же никогда не позволил бы тесное общение Своей Семьи с порочной личностью. И ему, как никому другому были известны из полицейских наблюдений все подробности жизни Григория Ефимовича.

"Кутежником и прелюбодеем" может считать Распутина тот, кто сам таков... по крайней мере внутри.


Вы меня удивили, антикиллер. Полностью солидарна с Вашим комментарием. Лучше не скажешь.
87. М.Яблоков : Ответ на 85., Анастасия Рахлис:
2012-10-04 в 20:46

А на Соборе 1993 г. был деканонизирован как уклонившийся в старообрядческий раскол.
86. Анастасия Рахлис : Ответ на 81., о. Николай Савченко:
2012-10-04 в 20:05

Простите, но Вы посмотрите внимательно с кем Распутин регулярно общался!С духовенством? С иерархами?Да ничуть не бывало! С епископом Гермогеном лишь изредка виделся. Его названный духовник иеромонах Макарий жил от Распутина в тысячах километров и не видел его годами.



Да, я очень дотошно собирала информацию о том, кто из духовенства общался с Распутиным. В последние годы он часто встречался со следующими лицами: архиеп. Варнава (Накропин), сщмч. еп. Исидор (Колоколов), митр. Питирим (Окнов). Когда бывал в Москве, то посещал сщмч. прот. Иоанна Восторгова, сщмч. Макария (Гневушева) и свят. митр. Макария (Парвицкого-Невского). В Петербурге не раз Григория Ефимовича навещал сщмч. о. Михаил Макаров, священник из Тобольска. И кроме него много иереев и монахов из провинции приходили к нему на Гороховую улицу. Мы знаем отдельные только имена и фамилии, так как даже филеры не успевали записывать всех приходящих, коих были десятки, а то и больше, ежедневно. Всякое утро Гр. Ефимович непременно начинал с посещения храма, поэтому у него было много знакомств и среди столичного священства. Вообще мало кто может похвастаться таким кругом общения. Часто ли верующий общается с иерархами, например? Но из этого отнюдь не следует что он должен был устраниться от мiра, и ни с кем кроме духовенства не общаться. Нет, Григорий Ефимович жил в мiру, был знаком с тысячами людей по всей стране, всех сословий и состояний. Не удивительно, что вокруг него мы видим целое людское столпотворение, каждый шел к нему со своим горем, со своим делом, в надежде на помощь.

Вообще, не помешало бы прислушаться к официальному заключению Церкви о крестьянине Григории Распутине (из Дела Тобольской духовной консистории):

"...на основании личного наблюдения кр. Гр. Нового и на основании сведений, полученных о нём от людей его хорошо знающих, и что по таком личном обследовании этого дела Его Преосвященство считает кр. Григория Нового православным христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой... могущим подавать при случае добрый совет тому, кто в нём нуждается."
85. Анастасия Рахлис : Ответ на 83., М.Яблоков:
2012-10-04 в 19:29

Ничего подобного. Он "канонизирован" только у раскольников и в некоторых раскольнических группировках, непризнавших Акт о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ.



Я видела архиеп. Андрея (Ухтомского) в списке прославленных РПЦЗ в 1981 г.
http://svyato.info/7...mjati-svjatykh.html

Он же присутствует на иконе "Собор святых новомучеников российских от безбожников избиенных", написанной архимандритом Киприаном (Пыжовым) (1904-2001).
http://tzarskiy-khra...rod.ru/zlyg.html#top
84. антикиллер : Ответ на 72., о. Николай Савченко:
2012-10-04 в 18:06

Ведь в таком случае, не такие уже они и "святые", если считали "Другом" подобного проходимца...Тут ошибка искреннего человека. Вокруг св. прав. Иоанна Кронштадтского вилось много недостойных. А вокруг Спасителя бывало блудницы обедали. И фарисеи думали, что святость исключает соседство с грешником. А ведь это ради научения его покаянию.У Суворова денщик был никудышный.Государь искренно в 1917 году после отречения поддерживал Керенского и Временное правительство, как свидетельсвует его дневник. Но несвятым от этого не стал. И Керенский с временщиками не стали святыми от этого.Просто Государь был совершенно незлобивым. И доверчивым и искренним. И о себе вообще не думал.А Гришка Распутин -- кутежник и прелюбодей. И родная дочка его об этом свидетельствует.



- Современные недруги Распутина, клевеща на него сами на себя свидетельствуют о своей гнилости, потому что каждый судит по себе.... Так же как и до революции прогнившее общество верило всяким сплетням именно потому, что само повредилось дальше некуда.

Приведенные примеры никуда не годные и данному случаю не соответствуют.
У Святой Царской Семьи Григорий Ефимович был не просто неким лицом в окружении, они называли его "Наш ДРУГ".

Приписывать Государю способность иметь в качестве своего друга кутежника и развратника означает утверждать будто он человек недалекого и ограниченного ума.

Между тем Государь был очень проницателен и умен и конечно же никогда не позволил бы тесное общение Своей Семьи с порочной личностью. И ему, как никому другому были известны из полицейских наблюдений все подробности жизни Григория Ефимовича.

"Кутежником и прелюбодеем" может считать Распутина тот, кто сам таков... по крайней мере внутри.
83. М.Яблоков : Ответ на 82., Анастасия Рахлис:
2012-10-04 в 16:31

Ничего подобного. Он "канонизирован" только у раскольников и в некоторых раскольнических группировках, непризнавших Акт о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ.
82. Анастасия Рахлис : Ответ на 79., М.Яблоков :
2012-10-04 в 15:14

Кто вам сказал, что Андрей Ухтомский новомученик?



На сколько я знаю он прославлен РПЦЗ.

Насчет воспоминаний дочери Матрены. Единственные подлинные, которые надиктовывала сама Матрена — это воспоминания на французском языке 1925 года (сейчас уже переведены). Последующие английские с каждым переизданием все больше отходили от оригинала и были рассчитаны только на коммерческий успех среди заграничной публики, жаждущей "откровений". Издатели бессовестно перевирали слова Матрены и добавляли от себя очередные "подробности". Матрена в то время ангийского языка не знала, и не мога проконтролировать все эти изводы.

Выпущенная лет двенадцать назад книга "Распутин. Почему?", выдаваемая за якобы последние воспоминания дочери, вообще является фальсификацией. Это подтвердили независимо друг от друга несколько исследователей: Боханов, Миронова, супруги Смирновы.
81. о. Николай Савченко : Ответ на 78., Анастасия Рахлис:
2012-10-04 в 15:10

Простите, но Вы посмотрите внимательно с кем Распутин регулярно общался!

С духовенством? С иерархами?

Да ничуть не бывало!

С епископом Гермогеном лишь изредка виделся. Его названный духовник иеромонах Макарий жил от Распутина в тысячах километров и не видел его годами.

Чем больше мы будем малевать из Распутина старца, тем хуже памяти Государя.
80. Анна Фёдоровна : Re: Как относиться к Григорию Ефимовичу Распутину
2012-10-04 в 14:20

Склонна считать Григория Распутина оклеветанным праведником. Так как, по его молитвам Господь неоднократно исцелял Царевича Алексия. Кроме того, если хорошо изучить личность Святой Царицы Александры, можно сделать вывод о том, что она была необычайно сильной духовно, безкомпромиссной в вопросах веры и духа, и просто не могла бы ошибиться в отношении к человеку, которому столь доверяла...если же у кого возникают сомнения в надежности человеков, могу сказать - Господь не мог посрамить столь искреннюю и пламенную веру Царицы и допустить к семье недостойного человека, не мог и свидетельствовать чудесами исцелений о недостойном человеке.
79. М.Яблоков : Ответ на 78., Анастасия Рахлис:
2012-10-04 в 13:24

Из новомучеников отвернулись от него только... архиеп. Андрей (Ухтомский)...


Кто вам сказал, что Андрей Ухтомский новомученик?
78. Анастасия Рахлис : Ответ на 76., о. Николай Савченко :
2012-10-04 в 12:16

Слышали ли Вы что-то о встречах с распутиным или дружбе с ним наших иерархов - будущих Новомучеников? Только некоторые и только в первые 2 года его жизни. А потом все отвернулись.



Из новомучеников отвернулись от него только еп. Гермоген (Долганев) и архиеп. Андрей (Ухтомский). При чем есть сведения, что сщмч. Гермоген впоседствии раскаялся в своем отношении к Григорию Ефимовичу.

Остальные новомученики и святители, о которых я упомянула, общались с Гр. Распутиным именно в 1914-1916 гг. Сюда можно еще прибавить сщмч. Серафима (Чичагова) и сщмч. Петра (Полянского).
77. о. Николай Савченко : Ответ на 74., Анатолий Степанов:
2012-10-04 в 10:38

А вот посмотрите исторический документ.

Протокол допроса следователем Н.Соколовым посла в Париже Маклакова в сентябре 1920 года.

http://feb-web.ru/fe...rc/ra8/ra8-249-.htm
76. о. Николай Савченко : Ответ на 70., Анастасия Рахлис:
2012-10-04 в 10:27

Многие поначалу дружили с Распутиным. А потом, когда он пустился в попойки, то от него все отвернулись.

Слышали ли Вы что-то о встречах с распутиным или дружбе с ним наших иерархов - будущих Новомучеников? Только некоторые и только в первые 2 года его жизни. А потом все отвернулись.
75. о. Николай Савченко : Ответ на 74., Анатолий Степанов:
2012-10-04 в 10:21

Дорогой Анатолий!

Я не понимаю Ваших возражений! Как могут Фомин и Боханов лучше знать Распутина через 80 лет, чем его родная дочь?

А Симанович был не просто секретарем Распутина, но и его ближайшим другом. Они виделись каждый день и каждый вечер проводили вместе. И дочь Распутина подтверждаем это.

Очень интересно описание у Симановича встречи Распутина с еврейскими банкирами, где Распутин обещает проводить проеврейскую политику давления на Государя.

Вы говорите, что он останавливал кровь Цесаревича? Но ведь кашпировский и другие экстрасенсы тоже умеют чудеса делать. А многие экстарсенсы сейчас верующие. Неужели нам всех их признавать теперь?

Я сожалею, но Фомин не читал большинства воспоминаний о Распутине.

Вы пишете: "в 1941 году дворяне именно пытались вернуться в Россию на штыках немцев".

Так я о том же. Я о том, что если Распутин -- пророк, то тогда дворяне прямо по пророчеству Распутина вступали в вермахт, поскольку как раз в 1941 году исполнились 25 лет.
74. Анатолий Степанов : 69. о. Николай Савченко
2012-10-04 в 00:42

Поражаюсь вашему стремлению о.Николай смаковать гадости.
Еще раз повторяю: Симанович не был секретарем Распутина. По поводу воспоминаний Матрены почитайте-таки Фомина и Боханова, они уж точно лучше вас стократ тему знают.
Странно, что вы не понимаете даже того, о чем пишете: ведь в 1941 году дворяне именно пытались вернуться в Россию на штыках немцев.
Между прочим Распутин несколько раз останавливал своею молитвой кровотечение у Наследника, тому есть масса свидетелей, в том числе и доктора. Ни мне, ни, думаю, вам, такое не под силу, а вы грязью поливаете такого человека... Стыдно.
73. Анастасия Рахлис : Re: Как относиться к Григорию Ефимовичу Распутину
2012-10-04 в 00:12

Хочу еще добавить, что не нужно связывать в один нераздельный узел почитание Григория Распутина и Царя Иоанна Грозного или Павла Первого, и, тем более, Иосифа Сталина (Джугашвили) (есть оказываются и такие почитатели!).
72. о. Николай Савченко : Ответ на 68., антикиллер:
2012-10-04 в 00:09

Ведь в таком случае, не такие уже они и "святые", если считали "Другом" подобного проходимца...



Тут ошибка искреннего человека. Вокруг св. прав. Иоанна Кронштадтского вилось много недостойных. А вокруг Спасителя бывало блудницы обедали. И фарисеи думали, что святость исключает соседство с грешником. А ведь это ради научения его покаянию.

У Суворова денщик был никудышный.

Государь искренно в 1917 году после отречения поддерживал Керенского и Временное правительство, как свидетельсвует его дневник. Но несвятым от этого не стал. И Керенский с временщиками не стали святыми от этого.

Просто Государь был совершенно незлобивым. И доверчивым и искренним. И о себе вообще не думал.

А Гришка Распутин -- кутежник и прелюбодей. И родная дочка его об этом свидетельствует.
71. о. Николай Савченко : Ответ на 68., антикиллер:
2012-10-04 в 00:01

Как Вы правы в отношении меня! Точны и справедливы!
В меня можно даже плюнуть и никакого греха не будет Вам. И плюновение Ваше будет Божественной справедливостью.

Кстати, отец Николай с острова Заллит потому оказался там, что был он брошен в 1946 году в концлагерь за якобы "сотрудничество с оккупантами", а потом в 1956 году получил "минус", то есть не имел он права служить ни в каком крупном городе. Отца николая обзывали власовцем. Он об этом никогда не вспоминал, но знавшие его по Вильнюсу люди знали это прекрасно.
70. Анастасия Рахлис : Re: Как относиться к Григорию Ефимовичу Распутину
2012-10-03 в 23:55

Уже года три интересуюсь жизнью Григория Распутина. И все больше склоняюсь к тому мнению, что этот человек действительно был послан Богом для помощи и утешения Царской Семье. Подавляющее большинство возводимых на него обвинений при пристальном анализе оказываются несостоятельными: сектантство, разврат, шпионаж и т. д. Но есть правда в том, что в последние полтора года до убийства, "затравленный прессой", "побуждаемый "друзьями"" и прозревая "нехорошее будущее" для России, Гр. Ефимович начал выпивать. Не пьянствовал беспробудно, но именно стал выпивать. Но и здесь его можно понять. Зато как он влиял на близких к нему людей, кто искренне хотел услышать Григория! М. Е. Головина и А. А. Вырубова — праведной жизнью своей опровергли все клеветы о себе и о нём. Но они наиболее известны потому, что сохранились воспоминания этих чудесных женщин (воспоминания Марии Головиной на русском опубликованы только месяц назад - а они не менее, если не более ценны, чем воспоминания Анны Вырубовой). А сколько его почитателей просто не имели возможности сказать правду, особенно оставшиеся в большевицкой России! Светлую память о Григории — вплоть до нашего времени — хранили его односельчане, которых никакая официозная клевета не могла убедить в обратном!

Не забудем также, что кроме Царственных Мучеников, в близких и дружеских отношениях с Григорием Ефимовичем Распутиным были и другие ныне канонизированные святые: свят. Макарий (Парвицкий-Невский), сщмч. Иоанн Восторгов, сщмч. Макарий (Гневушев), сщмч. Михаил Макаров, свщисп. Роман Медведь, сщмч. Исидор (Колоколов), мч. Евгений Боткин. Общались с ним и св. прав. Иоанн Кронштадтский, сщмч. Сильвестр (Ольшевский).
69. о. Николай Савченко : Ответ на 57., Анатолий Степанов:
2012-10-03 в 23:45

А я вот сижу и думаю во о чем...

Представим, что мы все вот такие верные распутинцы 22 июня 1941 года слышим о начале войны. И вспоминаем "пророчество великого старца" в его завещании.

А там дважды говорится, что 25 лет с 1916 года не будет дворян в России и будет братоубийство.

И мы допустим веруем в "святого старца".

Так ведь в этом случае 22 июня 1941 года -- это не только исполнение пророчеств старца, но и благословение всем дворянам вступать в вермахт!
68. антикиллер : Замечание вслух
2012-10-03 в 23:09

Вот ведь какая странная штука!
Был один отец Николай, известный святой нашего времени, живший на острове, и он почитал Григория Ефимовича Распутина, хорошо зная, что тот был оклеветан как при жизни так и после нее.

И есть другой отец Николай, большой любитель копаться во лжи, смаковать ее и выставлять на всеобщее обозрение, прикидываясь при этом христианином и добрым человеком...
И хорошо при этом себя чувствует на православном ресурсе, забивая тут посетителям головы всякой гадостью, елейно улыбаясь и обращаясь к каждому возмущенному его фарисейством - "Дорогой"...

Была еще и Святая Царская Семья, официально причем канонизированная.
А ведь каждый камень, брошенный в Распутина, попадает в неё!
Ведь в таком случае, не такие уже они и "святые", если считали "Другом" подобного проходимца...

Как так можно?
Ни стыда, ни совести, ни элементарной порядочности!
67. Валерий : Ответ на 65. Токарев
2012-10-03 в 21:53

"Валерий, я начал почитать св.Царственных Мучеников , как святых, еще задолго до их канонизации РПЦ, так что ваши сравнения меня с вашим правящим архиереем неуместны".
----------------------------------------

Простите, я не хотел Вас обидеть, а хотел просто показать – сколько разных людей вокруг нас, и у каждого существует своя точка зрения и все они достойны, хотя бы уважения.

С НАМИ БОГ!
66. Токарев : Ответ на 60., Валерий:
2012-10-03 в 19:07

Близость Распутина с ц. Николаем прежде всего – ДУХОВНАЯ! Все кто окружали царя и семью не могли иметь такой ДУХОВНОЙ СВЯЗИ, кроме одного человека – ГРИГОРИЯ РАСПУТИНА!Поэтому убивая Распутина, жиды знали куда бьют – В САМОЕ СЕРДЦЕ ц. НИКОЛАЯ, олицетворявшего ЦЕНТР-СТЕРЖЕНЬ РОССИИ!
+++
ну что можно на это сказать - святая простота? неосведомленная пылкость ? возбужденная неадекватность ?

и человек вы вроде искренний, а так далеко от сути
65. Токарев : Ответ на 60., Валерий:
2012-10-03 в 19:01

ВЫ мне напоминаете одного моего знакомого правящего архиерея, который недавно со всей твердостью говорил мне в одной из наших бесед, что во всех бедах виноваты цари и особенно царь Николай Второй
+++
Валерий, я начал почитать св.Царственных Мучеников , как святых, еще задолго до их канонизации РПЦ, так что ваши сравнения меня с вашим правящим архиереем неуместны.
64. о. Николай Савченко : Ответ на 60., Валерий:
2012-10-03 в 18:14

Завещание Григория Распутина. Заметьте пророчество о дворянах 1941 года. И главное, что сообщается это завещание активнейшим членом иудейского совещания России Симоновичем, доверенным лицом Распутина, организатором еврейской политики.

Но заметьте, что цифра "25 лет" употреблена Распутиным ДВАЖДЫ. А ведь 1916+25=1941. Это же надо как он 1941 год почитал! Как окончание отмывания кровью дворян! Как возвращение их на Родину!

Ну уж нет! Не надо нам таких лжепророков!

Вот текст завещания Распутина.


""Дух Григория Ефимовича Распутина Новых из села Покровского.

Я пишу и оставляю это письмо в Петербурге. Я предчувствую, что еще до первого января я уйду из жизни. Я хочу русскому народу, папе, русской маме, детям и русской земле наказать, что им предпринять. Если меня убьют нанятые убийцы, русские крестьяне, мои братья, то тебе, Русский Царь, некого опасаться. Оставайся на твоем троне и царствуй. И ты, Русский Царь, не беспокойся о своих детях. Они еще сотни лет будут править Россией. Если же меня убьют бояре и дворяне и они прольют мою кровь, то их руки останутся замаранными моей кровью, и двадцать пять лет они не смогут отмыть свои руки. Они оставят Россию. Братья восстанут против братьев и будут убивать друг друга, и в течение двадцати пяти лет не будет в стране дворянства.

Русской земли Царь, когда ты услышишь звон колоколов, сообщающий тебе о смерти Григория, то знай: если убийство совершили твои родственники, то ни один из твоей семьи, то есть детей и родных не проживет дольше двух лет. Их убьет русский народ. Я ухожу и чувствую в себе Божеское указание сказать Русскому Царю, как он должен жить после моего исчезновения. Ты должен подумать, все учесть и осторожно действовать. Ты должен заботиться о твоем спасении и сказать твоим родным, что я им заплатил моей жизнью. Меня убьют. Я уже не в живых. Молись, молись. Будь сильным. Заботься о твоем избранном роде.

Григорий".
63. о. Николай Савченко : Ответ на 60., Валерий:
2012-10-03 в 18:03

Давайте не будем делать преувеличенных выводов. Если Государь и верил искренно Распутину, то из этого не следует, что распутин свят. До распутина Государыня попала под влияние Папюса. Это от материнского страха за Наследника. Разве из этого следует, что Папюс тоже свят.

Но есть и еще одна интересная особенность.

У Распутина в завещании сказано, что если его убьют дворяне, то начнется страшная братоубийственная война И ВСЕ ДВОРЯНЕ УЕДУТ ИЗ РОССИИ. И их не будет в России 25 ЛЕТ. 1916+25=1941.

ТО ЕСТЬ РАСПУТИН НАЗВАЛ ВОЗВРАЩАЮЩИМИСЧЯ ДВОРЯНАМИ ФАШИСТОВ.

Он просто любил немцев и боролся за сепаратный мир.
62. о. Николай Савченко : Ответ на 56., Анатолий Степанов:
2012-10-03 в 16:25

Я понимаю, что Вашему либеральному чувству Распутин претит.



Давайте Вы прочтете воспоминания дочери Распутина и потом продолжим. Там все кристально ясно. Фомин не читал.
61. о. Николай Савченко : Ответ на 56., Анатолий Степанов:
2012-10-03 в 16:21

Вы уж меня простите, но Ваш совет читать очевидцев Распутина открывает то, что Вы сами наверное не читали очевидцев.

Иначе не написали бы с радостью в начале Вашего совета нынешних авторов.
И ведь как раз по Вашему же совету я и привел свидетельства царского следователя. И там подробности попоек Распутина.

А Вот пожалуйста ближайший к Распутину человек иудей Симанович.
http://www.unilib.ne...ution/Simanovich.pdf

Там много гадости, но это как раз по Вашему совету мемуары самого ближайшего человека к Распутину. Причем он был с Распутиным каждый день. в отличие от царской семьи и от вырубовой.

Много вранья? Но чего же тогда этот врун стал ближайшим для Распутина?
Он был гораздо ближе Вырубовой.

А вот воспоминание Жуковской
http://www.runivers....eader/?book=5600&;chapter=83871

А Вы не читали воспоминания дочери Распутина? А почитайте! Совершенно все стыкуется с полицейскими отчетами. Скабрезность Распутина, его блудливость, похотливость.
60. Валерий : Ответ на 45 Токарев
2012-10-03 в 15:52

"вы искажаете образ Распутина , идеализируя его и превращая в некий символ.
вы не в корень зрите, а считаете корнем все то, во что вы зрите, то есть вы скорее не мыслитель, а зри-тель)))!
---------------------------------------

Я делаю лишь то, что подсказывает мне мое сердце (а не ум со всей моей гордыней), опирающееся на православную веру, которая просто так не дается, за нее надо еще и побороться.

Неужели Вы не видите, что клевета и убийство Григория Распутина – это часть задуманного глобального плана по порабощению России и русского народа. Если хотите – это своего рода еще и страшная «репетиция» по уничтожению Помазанника Божьего и Его Святого Семейства!

Близость Распутина с ц. Николаем прежде всего – ДУХОВНАЯ! Все кто окружали царя и семью не могли иметь такой ДУХОВНОЙ СВЯЗИ, кроме одного человека – ГРИГОРИЯ РАСПУТИНА!
Поэтому убивая Распутина, жиды знали куда бьют – В САМОЕ СЕРДЦЕ ц. НИКОЛАЯ, олицетворявшего ЦЕНТР-СТЕРЖЕНЬ РОССИИ!

ВЫ мне напоминаете одного моего знакомого правящего архиерея, который недавно со всей твердостью говорил мне в одной из наших бесед, что во всех бедах виноваты цари и особенно царь Николай Второй, отдавший приказ стрелять («Кровавое воскресенье»). Бог тому Свидетель. Господь раскрыл мне тогда глаза на многие вещи.
А мы простые смертные хотим сами разобраться, как нам относиться к Григорию Распутину…

С НАМИ БОГ!
59. Токарев : Ответ на 57., Анатолий Степанов:
2012-10-03 в 15:18

Что же касается самого Распутина, то мне нравится глубокая мысль одного архимандрита: Распутин, как и царь Иоанн Грозный, как и Сталин - это такие люди, о которых всю правду мы узнаем на том свете.


+++
я именно это и подумал, что в списке новоявленных "святых" - Иоанна Грозного, Петра Первого, Сталина(Джугашвили)- не хватает Распутина.
58. blogger : Ответ на 57., Анатолий Степанов:
2012-10-03 в 15:15

Соколов писал о Распутине на основании существовавшей молвы.



Не уверен.

Он не был причастен к следствию о Распутине, не был с ним лично знаком, чтобы судить о личности.



Чтобы судить об историческом лице, мне не нужно быть с ним знакомым. Иначе бы не было исторической науки. Я считаю, что вполне можно полагаться в своих суждениях на документы, в том числе, на документальные свидетельства незаинтересованных очевидцев.

Объективные данные говорите. Вот ближайшая "распутинка" Анна Вырубова стала монахиней, а главный критик расстрига Сергей Труфанов - закончил жизнь в США частным человеком. Согласитесь, о многом говорит.



Да, соглашусь.

Что же касается самого Распутина, то мне нравится глубокая мысль одного архимандрита: Распутин, как и царь Иоанн Грозный, как и Сталин - это такие люди, о которых всю правду мы узнаем на том свете.



Про Сталина не уверен, но вобщем с мыслью согласен. Именно поэтому лучше оставить данную тему и предоставить все Богу. Своих святых Он знает. Если Распутин свят, то кто ж этому сможет как-то противостоять?! Некоторые святые были прославлены спустя 500 лет по кончине.

Но в том, что касается Распутина, пока я лично не вижу серьезных оснований, к большому сожалению, хотя стараюсь остаться открытым для доводов. Это же касается и личности Сталина.

Серьезный довод в их пользу лично для меня - это то, что большинство "десталинизаторов" - либералы и ненавистники исторической России. Но этого самого по себе еще недостаточно.
57. Анатолий Степанов : Ответ на 54., blogger:
2012-10-03 в 14:55

Соколов писал о Распутине на основании существовавшей молвы. Он не был причастен к следствию о Распутине, не был с ним лично знаком, чтобы судить о личности.
Объективные данные говорите. Вот ближайшая "распутинка" Анна Вырубова стала монахиней, а главный критик расстрига Сергей Труфанов - закончил жизнь в США частным человеком. Согласитесь, о многом говорит.
Что же касается самого Распутина, то мне нравится глубокая мысль одного архимандрита: Распутин, как и царь Иоанн Грозный, как и Сталин - это такие люди, о которых всю правду мы узнаем на том свете.
Страницы:   1 | 2 | 3 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме