Как относиться к Григорию Ефимовичу Распутину

Разговор с читателем

Иван Грозный 
0
4091
Время на чтение 3 минуты
26 сентября «Русская народная линия» опубликовала комментарий генерального директора издательства «Царское дело» Сергея Астахова по поводу безобразной выходки хулиганов-безбожников, осквернивших крест на месте первого захоронения царского друга сибирского крестьянина Григория Ефимовича Распутина. В редакцию пришло письмо от студента МГТУ им.Баумана Павла Слипенчука следующего содержания: «По ссылке Григория Распутина называют "мучеником". Я хочу понять на основании какого положения данного неоднозначного политического деятеля называют мучеником? Я не поддерживаю святотатцев, которые срубили крест с изображением Серафима Саровского, я просто хочу понять, почему автор этой статьи нагло врёт и называет мучеником того, кто не прославлен Церковью? Я, как православный христианин считаю это недопустимым, особенно на православных новостных сайтах. Считаю, что это портит имидж вашего информационного ресурса и уважение православной общественности в целом». 

Нашему читателю отвечает главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов


«Дорогой Павел, благодарю Вас за эмоциональный отклик на нашу публикацию. Я знаю, что есть вполне благонамеренные люди, которые под влиянием пропаганды резко негативно относятся к Г.Е.Распутину. Ваше письмо дает возможность разъяснить нашу позицию по отношению к этому столь пререкаемому историческому персонажу.

Почему Распутин назван в публикации мучеником? Я думаю, прежде всего, по той причине, что он принял мученическую кончину. Вы, как православный человек, должны понимать, что обстоятельства кончины того или иного человека, как нельзя более точно характеризуют человека. Мы за каждой литургией просим Господа даровать нам конец благий, поскольку смерть - это момент истины. Вспомним, какой была кончина Григория Распутина. По свидетельству одного из его убийц князя Феликса Юсупова, когда Распутин подошел к Распятию и начал осенять себя крестным знаменем, в него выстрелил Юсупов. Затем, как рассказывают опять же убийцы, Распутин попытался убежать (рана оказалась не смертельной), но его догнали и жесточайшим образом убили. Более того, как свидетельствуют результаты судебно-медицинской экспертизы, Распутин был ещё жив, когда убийцы выбросили его в полынью под лед, в его легких обнаружена вода, смерть наступила под водой. Представляете, какую мученическую смерть принял этот человек. А смертные муки начались у него перед Распятием. Не вижу ничего дурного в том, что человека, принявшего мученическую смерть, называют мучеником. Ведь в этой публикации он не назван «святым мучеником».

Хотелось бы обратить внимание на такой важный вопрос, как нравственный облик Распутина. Сколько сил было потрачено на то, чтобы опорочить имя Распутина. Но Вы, наверное, знаете, что Распутин был другом Царской Семьи. А если кого и можно назвать в дореволюционной России людьми, безусловно, нравственными, - это была Царская Семья. Царственные Страстотерпцы представляли собой образец высокой нравственности, на которую надо ориентироваться и сегодня православному человеку. Неужели Вы думаете, что люди, обладавшие таким нравственным чутьем, не увидели в Распутине злодея, аморального типа? Вы думаете, что он мог обмануть Царскую Семью? Я в это не верю. Клеветнические измышления в адрес Распутина, которые в огромном количестве распространялись в дореволюционной прессе, в советское время и продолжаются сейчас, во многом уже опровергнуты беспристрастными современными историками.

Г.Е.РаспутинТеперь, что касается вопроса о святости. Действительно, есть почитатели Григория Ефимовича Распутина, которые молятся ему как святому. Почитал его как святого такой великий подвижник как старец Николай Гурьянов. Есть уже даже иконы, какие-то богослужебные тексты, использование которых в богослужебной практике, конечно, недопустимо, и насколько я знаю, ни один священник в Церкви этого не делает. Но Церковь, как известно, не запрещает келейно молиться непрославленным подвижникам и мученикам, тем православным христианам, которые угодили Богу своей жизнью. Поэтому келейное почитание Распутина как мученика невозбранительно. Его народное почитание невозможно запретить. Более того любая канонизация святых всегда начиналась с их народного почитания. Но вопрос этот, несомненно, находится в компетенции Поместного или Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

Лет десять назад, когда активная полемика вокруг Г.Е.Распутина и ещё одного пререкаемого персонажа нашей истории - Государя Иоанна Васильевича Грозного была в разгаре, мы уже касались этой проблемы. Моя позиция с тех пор не изменилась. Кратко суть ее сводится к следующему. Нужно четко разделить вопрос о восстановлении исторической правды и вопрос о святости. Первым должны заниматься историки, специалисты в этой эпохе. Нужны исторические исследования, которые позволят установить историческую истину и, я надеюсь, развенчают многие клеветнические мифы. А вот вопрос церковного прославления - это уже дело не историков, а богословов и соборного разума Православной Церкви.

В конце концов, святых на Небесах больше, чем тех, кто записан в Святцах и которые официально прославлены Церковью. Есть много людей, которые угодили Богу, но не явлены нам. И может быть никогда не будут явлены, если их прославление приведет не к миру церковному, а к противостоянию между верующими».

Анатолий Степанов
, гл.редактор «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

106. Re: Как относиться к Григорию Ефимовичу Распутину

Прошу модератора прекратить вакханалию, которую устроил о.Николай вокруг имени Г.Е.Распутина и больше его пошлых и некомпетентных комментариев не публиковать. На этом дискуссию под этим текстом закрываем, поскольку она превратилась в "бенефис" о.Николая, который, прочитав две-три желтые брошюры, возомнил себя в этом вопросе специалистом.

105. Ответ на 101., Анастасия Рахлис:

Епископ Мелхиседек (Паевский)??? Простите, но вот его послужной список. "1909—1910 — Преображенского монастыря в городе Новгород-Северский Черниговской губернии. "С 1910 по 1914 годы занимал должность смотрителя Владикавказского духовного училища, а в 1914—1916 — был назначен ректором Тифлисской духовной семинарии. В 1916 году был вызван в Петроград. 8 сентября 1916 года в Казанском соборе был хиротонисан в сан епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии." То есть владыка Мелхиседек появился в петрограде за 3 месяца до убийства Распутина. Так зачем же Вы его приводите? Какой толк? Он же все это время был где-то далеко!

104. Ответ на 102., антикиллер:

вдруг не в состоянии оценить роль Путина, который в наше время делает то же самое, только демократическим и цивилизованным путем...

+++ то же самое говорили и о Саакашвили, про успехи (за счет кредитов), а при этом 80% продовольствия в Грузии - турецкое, а Аджария - под контролем турок, там грузины на турок работают - дворниками, а у нас уже армянин купил совхоз с русскими батраками и выгоняет их из совхозных квартир. хорошо быть успешным, если есть нефть и газ, да еще и подросшие в цене в 3-4 раза в период "правления", а вот в Швейцарии, Финляндии, Германии, Австрии и др. - ничего такого нет, а уровень жизни - в 5 раз выше, чем в России. в России нормально живет не более 10% населения, да и то в этих 10% - половина нерусских. и тем не менее - 600 миллиардов - на Сочи, 600 миллиардов - на футбольные поля ( не для мальчишек),а для футбольного бизнеса, как будто в России самое главное - прыгать с трамплина на лыжах и гонять мяч.
Токарев / 05.10.2012, 10:10

103. Ответ на 98., Анастасия Рахлис:

Дорогая Анастасия! Мария Распутина писала в своем дневнике, что она спрашивала на спиритических сеансах у "отца" выходить ли ей замуж за Николая Соловьева. И она удивлялась почему "он" ей всегда говорил, чтобы она выходила замуж. А Соловьев был убежденным спиритистом. У них были групповые вызывания духа Распутина. Не зря Распутин стал постоянным объектом поклонения всех спиритов, как символ мощи. В эмиграции Мария Распутина могла бы зарабатывать и другой профессией, а не танцовщицей варьете. При этом она без зазрения совести эксплуатировала образ Григория Ефимовича, как сумасшедшего экстрасенса. Сильно не беспокойтесь за дочерей Марии Распутиной. Они не бедствовали и они вышли замуж за западных богачей и аристократов. Так что танцовщицей варьете она стала по выбору. Могла бы и официанткой работать или администратором, а не соблазнительницей. Но в последнем случае турне, слава. Просто она привыкла с детства к застольям и выпивкам и чувствовала себя в такой атмосфере, как рыба в воде.

102. Ответ на 88., Лия1:

- Современные недруги Распутина, клевеща на него сами на себя свидетельствуют о своей гнилости, потому что каждый судит по себе.... Так же как и до революции прогнившее общество верило всяким сплетням именно потому, что само повредилось дальше некуда.Приведенные примеры никуда не годные и данному случаю не соответствуют. У Святой Царской Семьи Григорий Ефимович был не просто неким лицом в окружении, они называли его "Наш ДРУГ".Приписывать Государю способность иметь в качестве своего друга кутежника и развратника означает утверждать будто он человек недалекого и ограниченного ума.Между тем Государь был очень проницателен и умен и конечно же никогда не позволил бы тесное общение Своей Семьи с порочной личностью. И ему, как никому другому были известны из полицейских наблюдений все подробности жизни Григория Ефимовича. "Кутежником и прелюбодеем" может считать Распутина тот, кто сам таков... по крайней мере внутри.Вы меня удивили, антикиллер. Полностью солидарна с Вашим комментарием. Лучше не скажешь.

Спасибо. А я вот, Лиечка, всегда удивляюсь несоответствию и неадекватности. Как будто у некоторых левое полушарие не дружит с правым. Когда, например, когда "святые отцы", призванные быть образцом и примером чистоты, обожают копаться в грязи да еще как бы и бравируют этим... Или когда те, кто выдают себя за почитателей Святой Царской Семьи поносят грязью ее друга... Или когда те, кто считают себя "ярыми" монархистами поносят законный Дом Романовых... И, наконец, когда те, кто хорошо понимают роль Сталина и величие его свершений, вдруг не в состоянии оценить роль Путина, который в наше время делает то же самое, только демократическим и цивилизованным путем... Догадываюсь, что на этом пункте наше взаимопонимание закончилось...
антикиллер / 05.10.2012, 08:34

101. Ответ на 96., о. Николай Савченко :

Дорогая Анастасия! Вы перечислили нескольких представителей иерархов и духовентсва, с которыми Распутин встречался, но только вот ведь какая незадача, что они все были из других городов. А потому могли только иногда встретиться с ним. А кто из петербургских? ... Митр. Владимир был резким противником Распутина. И почти все иерархи.

Это хорошо, что Ваши "ничуть не бывало" и "все отвернулись" обросли наречием "почти". Уже прогресс. Просто зафиксируем факт, что Ваши предыдущие утверждения ничуть не соответствовали действительности. Но почему-то это не задержало Вас от втягивания в полемику. Если Вас интересуют именно петербургские знакомые Григория Распутина из духовных - то можно еще добавить имена духовника Их Величеств о. Александра Васильева, еп. Мелхиседека (Паевского), архимандрита Александро-Невской Лавры Александра. Не понимаю, что Вас смущает, вокруг Гр. Распутина было много лиц из духовенства.

100. Ответ на 93., Анастасия Рахлис:

Давайте еще не будем забывать, что Распутин вел сеансы экстрасенсорики. То есть он накладывал руки и как он сам говорил "лечил теплом благодати". От его рук исходило странное тепло, о котором свидетельствовали многие. Государь и Государыня приняли это за действие Святого Духа. Конечно это была ошибка! Но это никак не порочит мученичество Государя и Государыни. Они заблуждались. Неужели нам теперь всех "православных экстрасенсов" признавать?

99. Ответ на 95., о. Николай Савченко :

Мария Распутина жила в США с 1937 года до самой смерти и хорошо говорила по английски. Причем она жила в американском окружении.

А английские версии появлялись со второй поовины 1920-х гг. Но даже и после переезда в США Матрена не вполне освоилась с языком, она сама в одном из интервью в 1960-х гг. признается в этом. Например, и нынешние трудовые мигранты из Средней Азии, тоже вроде как говорят на русском языке, но язык этот конечно же далек от того, на котором общаются коренные жители, получившие образование.

98. Ответ на 94., о. Николай Савченко :

Дорогая Анастасия! Лучше бы Вы вообще не упоминали про "искажения" повествования Марии Распутиной о ее отце. Просто потому, что Мария Распутиа после смерти Распутина неоднократно участвовала по ее собственным воспоминаниям (причем самым ранним) в спиритических сеансах с вызовом духа Распутина. Мария Распутина потом была очень популярной танцовщицей кабаре в эмиграции. И все совершенно естественно воспринимали это, как наследие отца. В какой главе воспоминаний она говорит о спиритических сеансах? Я в них читала как раз об обратном, что Гр. Распутин отрицательно относился к спиритизму, как и Царская Семья. Танцовщицей Матрена Григорьевна работала непродожительное время, потом перешла работать в цирк. И зачем Вы ее этим попрекаете? Ведь в 1926 году сгорает от туберкулеза ее супруг, и она остается одна в чужой стране, без профессии, без средств к существованию, без хорошего знания языка, и в придачу с двумя малолетними детьми, которые, как не удивительно, хотели кушать.

97. Ответ на 93., Анастасия Рахлис:

Кстати, дочка Распутина Мария в самых первых своих воспоминаниях говорила, что она почти сразу после убийства отца на спиритических сеансах спрашивала "отца" выходить ли ей замуж за ее жениха и "он" якобы ответил, что да. Так ведь и сам распутин тоже участвовал в спиритических сеансах. Так что ничего удивительного для Маши не было.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Вперёд к Шишкову
Государственная языковая политика как условие становления государства-цивилизации
25.11.2024
Русская национальная идея: «Москва – Третий Рим» и «Православие, Самодержавие, Народность»
Выступление на окружном научно-просветительском форуме «Историческое просвещение как фактор государственного суверенитета в контексте глобальных вызовов» в Чебоксарах
25.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Иван Грозный
«Новая нормальность» рубежа XVI-XVII веков
Реформация Бориса Годунова в отношении царской власти, когда личный «Катехон – Удерживающий» стал избираться народом, сдвинула континентальные плиты Русской цивилизации
19.11.2024
В Новодевичьем монастыре в год его 500-летия
Об одной из древнейших обителей в Москве
15.11.2024
Символ и цель. Иван Грозный
Из книги «Эпоха утраченных смыслов»
12.11.2024
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Обращение православной общественности к Святейшему Патриарху Кириллу
11.11.2024
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Кто за Россию – тот за Христа, кто против России – тот за Антихриста
07.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
БРИКС: в чем образ будущего?
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 08:56
Вперёд к Шишкову
Новый комментарий от Константин В.
26.11.2024 08:56
Новое оружие России
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 08:54
Искушение Дональдом Трампом
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 08:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
26.11.2024 08:26
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Туляк
26.11.2024 08:13