Разномыслие или коварство?

Анатолий Степанов о полемике с Сергеем Чапниным и о церковных либералах

Новости Москвы 
0
3514
Время на чтение 5 минут
Вчера, в праздник Крестовоздвижения, произошло любопытное, даже знаменательное событие. Вместе со своим другом профессором Московского государственного университета Владимиром Алексеевичем Воропаевым я пошел на Божественную Литургию в храм преподобного Иосифа Волоцкого при Издательском Совете Русской Православной Церкви. Дело в том, что я нахожусь в командировке в Москве, а Владимир Алексеевич является прихожанином этого храма.

Однако вскоре выяснилось, что это решение оказалось, можно сказать, промыслительным. Когда я зашел в храм, к сожалению, опоздав к началу из-за транспортных проблем, первым, кого я увидел в храме, был ответственный секретарь «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин, по поводу выступления которого, как известно читателям «Русской народной линии», я совсем недавно высказывался, и довольно остро. Встреча эта оказалась неожиданной и для меня, и для Сергея Чапнина. Как мне сказали впоследствии прихожане этого храма, Чапнин довольно редко бывает на богослужениях в нем, но именно в этот день он пришел на службу.

Храм преподобного Иосифа Волоцкого занимает часть второго этажа здания Издательского Совета, прихожан на службе было немного, можно было видеть и слышать друг друга. Мы вместе с Сергеем Чапниным пели «Символ православной веры» и молитву «Отче наш». Во время Божественной Литургии я размышлял над тем, как же действительно нам относиться к той полемике, которая возникла. Вот мы веруем в одного Бога, причащаемся из одной Чаши, произносим единый Символ веры, но при этом между нами существуют довольно острые разногласия.

После окончания Божественной литургии Сергей Чапнин подошел ко мне, мы поздоровались, братски облобызались. Я попросил у него прощения, если я лично чем-то его обидел или доставил ему досаду. Он ответил, что лично не обижен, но назвал мою статью коварством. Место и время для спора были не самыми подходящими, а то бы я напомнил Сергею Валерьевичу примеры его коварства в отношении и «Русской линии», и «Русской народной линии». Да и в тот момент я вспоминал слова Апостола Павла, что «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11: 19). Я благодушно подумал, что мы с Чапниным должны предложить образец братской дискуссии между единоверцами.

Но вот сразу после богослужения мне прислали ссылку на свежий номер петербургского журнала «Вода живая» (флагмана нашего питерского церковного либерализма), где опубликовано интервью Сергея Чапнина. http://aquaviva.ru/journal/?jid=24381 И вновь я увидел, что, несмотря на наше литургическое единство, существует огромное расхождение между нами, причем расхождение мировоззренческое, а не сиюминутно политическое.

Ну например, в этом журнале Чапнин снова заявил: «Считаю, что приговор Хамовнического суда – беззаконие. И это не проблема Церкви, это проблема судебной системы. Беда в том, что зная о проблемах суда в России, Церковь все-таки решилась в суд обратиться». Откуда это навязчивое стремление оправдать кощунство?! Почему Чапнин и его единомышленники так озабочены судьбой этих девок, которые не явили даже капли раскаяния, дали использовать себя в качестве орудия борьбы против Церкви? Они, церковные либералы, которых на самом деле мизерное количество в Церкви, просто они заметны в силу того, что часто мелькают на экранах и в иных СМИ, утверждают, что это у них от повышенной совестливости, от чувства справедливости. Но народ, обыкновенно чутко реагирующий на нарушение несправедливости, в массе своей поддержал позицию Священноначалия и решение суда. И это наглядное свидетельство того, что наши церковные либералы являются инородным телом как в Церкви, так и в России.

Я думаю, что причина трогательной заботы церковных либералов (Чапнина, о.Кураева, о.Митрофанова, о.Уминского и пр.) о судьбе «пусек» состоит в том, что они страшно боятся сближения государства и Церкви. А судебный процесс, на котором государство впервые защитило Церковь от нападения бесноватых сил («бешеных пусек»), показал, что процесс этот, хоть и с трудом, но идет. Если сближение Церкви и государства станет нормой, сформируется наконец та самая симфония духовной и светской власти, либеральной общественности будет труднее действовать. Они, церковные либералы, этот своего рода «церковный креативный класс», хотят поставить под свой контроль иерархию, хотят вынудить Священноначалие действовать, сообразуясь со своими предпочтениями. Помню, однажды прот. Алексий Уминский критиковал Святейшего Патриарха Кирилла за то, что тот поздравил президента Белоруссии Александра Лукашенко с победой на выборах. Мол, как же можно Предстоятелю нашей Церкви поздравлять «последнего диктатора Европы», мол, Святейший так нас, «продвинутых и креативных», позорит. Поднимая шум о «сращивании Церкви и государства», они мечтают поставить Церковь под контроль самочинной общественности. Думаю, именно тут надо искать объяснение логике поведения церковных либералов в деле «пусек».

Любопытно, что в интервью «Воде живой» С.Чапнин пытается сформулировать свою схему структуры церковного общества. Приведу цитату целиком: «Возвращаясь к схеме «правые-центр-левые», можно использовать и другой подход. Если опираться на тех, кто активно участвует в церковной жизни, то общая картина будет выглядеть иначе. Те, кого сегодня упорно называют «либералами», на самом деле составляют либерально-консервативный центр. Это прежде всего приходское духовенство Москвы и Санкт-Петербурга, среди которых в последнее время наиболее известны, например, протоиереи Алексий Уминский и Георгий Митрофанов. К ним примыкает преподавательский состав большинства духовных школ. Справа от них – духовенство и миряне, ориентированные на серьезную монашескую традицию, сегодня весьма немногочисленную. Слева – приходы и интеллектуальные кружки, занимающиеся прежде всего катехизацией и миссией среди населения городов-миллионников».

Какими «глыбами» в представлении Чапнина выступают протоиереи Алексий Уминский и Георгий Митрофанов, которые якобы всерьез влияют на какие-то церковные процессы! Думаю, это – полнейшая чепуха, эти либеральные священники имеют весьма и весьма незначительную группу своих сторонников. Вся их сила состоит в том, что они являются медийными персонами, поскольку среди их духовных чад и друзей есть влиятельные журналисты, которые транслируют их точку зрения. Например, протоиерея Митрофанова частенько приглашает к себе публицист телеканала «Культура» Александр Архангельский и наши питерские журналисты. И никакой они не «либерально-консервативный центр», а самая что ни на есть леволиберальная часть церковного сообщества, некое подобие того дореволюционного духовенства, которое после революции составило костяк обновленчества. Их полное единодушие с либеральной белоленточной оппозицией, особенно в вопросе защиты бешеных кощунниц, выдает их с головой.

Так как же нам надо относиться к церковным либералам? Должны ли мы их обличать как потенциальных (а порой и реальных) обновленцев и модернистов? Выносить на свет Божий их коварство и двойные стандарты? Или наши споры – то самое разномыслие, которое, по слову Апостола, должно выявить искуснейших между нами? Искуснейших в чем? По смыслу слов Апостола в деле защиты Церкви. А если мы по-разному видим будущее нашей Церкви, как быть тогда?

Это проблема очень серьезная. Поскольку разговоры на тему: «как можно их критиковать, ведь мы причащаемся из одной Чаши», или «он законный священник Русской Православной Церкви, поэтому его нельзя критиковать», - разоружают нас в борьбе за чистоту вероучения. Действительно, когда Арий стал еретиком: когда начал проповедовать ересь или когда его обличил в ереси Собор? Этот вопрос требует серьезного обсуждения.

Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

172. 169. Екатерина Домбровская

Спаси, Господь.
Алексей+ / 08.10.2012, 12:07

171. Ответ на 163., Токарев:

Спасибо за добрые пожелания. Верю Вашей искренности. Е.+++Я тоже за вежливость, но не переходящую в слащавость, у меня аллергия на сладкое и душное.

А если просто извиниться? Или тоже - отек Квинке, анафилактический шок?
Иоанна / 07.10.2012, 18:55

170. Ответ на 168., Алексей+:

Бог простит, дорогой Алексей. И Вы меня пожалуйста простите. Будем осторожнее в отношении духовных оценок состояний других. Всегда спасительнее придерживаться темы разговора и ограничиваться аргументами по существу дела. А если и впрямь вдруг увидим, что кто-то из нас из колеи выбился и слишком "часто дышит", то будем деликатно человеку помогать. Вот как тот святой старец, которого спросили, что он сделает, если брат вдруг заснет за богослужением? - Положу его голову себе на колени и прикрою его мантией, - ответил старец. Вот и мы давайте будем пользоваться этой мантией. Надеюсь, что мы с Вами мыслим и чувствуем сродственно. Е.

169. 167. Екатерина Домбровская

Простите мне мою ошибку. С неизменным уважением.
Алексей+ / 05.10.2012, 16:49

168. Ответ на 165., Алексей+:

Я уже сказала Вам, что никаких негативных эмоций по отношению к Андрею Карпову и ни к кому другому здесь у меня не было. Даже и тени. Вы решили заглянуть в мое сердце... Что ж... Доброе дело. Но если вы ошиблись в своих суждениях, то что прикажете мне делать? Я написала Андрею, что его боль - и моя боль. Этого мало? А строгость и серьезность речей - не есть немирность духа, а Вы мою некоторую строгость в диалоге воспринимаете как немирность и не должные эмоции к собрату. Я уже написала Вам, что их у меня нет и не было. И оснований для этого никаких нету и не было. С симпатией и доверием отношусь к андрею Карпову и понимаю его, как мне кажется. А то, что придирчива к построению речи, - ну запишите это на мой счет. Но совесть моя меня не осуждает за это. мы все очень вольготно себя в этой жизни чувствуем, много себе позволяем, скоры на суды, а всегда ли сами тщательны? Не знаю, видили ли вы когда-нибудь как иподиаконы в хорошем соборе укладывают коврики и орлецы для встречи архиерея? Как они двадцать раз все перетряхнут и поправят. хотя давно все уже исправно. Вот она - церковная наука! И мне кажется, она нам, безалаберным, очень нужна во всех сферах жизни. Тщательность во всем. Почему бы и в речах не быть тщательными и внимательными? Заботиться о том. как тебя поймут? Ясно ли ты выразился? Так вот: вы мою в этом и только в этом отношении требовательность приняли за немирность. В который раз повторяю: вы ошиблись.И знаете, попрошу Вас: не занимайтесь моим духовничеством. У Вас наверняка и с самим собой много работы. Помощи Вам Божией в этом.

167. Ответ на 164., Екатерина Домбровская:

Юрий, ну вот Вы какой неприкасаемый!))) А говорите, помои... Не буду я Вам объяснять, ну, не понимаете, что такого и почему, ну и ладно. Хватит ведь уже об этом. Простите меня, считайте - придралась. Назовите хоть горшком - только в печь не ставьте. Все претензии - ко мне - к Кате.

+++ другое дело)))
Токарев / 05.10.2012, 05:49

166. 119. Екатерина Домбровская

>Теперь извольте мне ответить: а какую заповедь я исполняла тут в немирном духе? >И что Вы понимаете под мирным духом? Меня смутил Ваш диалог с Андреем Карповым. Я думаю, что для христианина очень важно всегда задавать себе вопрос: а правильно ли я думаю, действую, говорю? Для этого нужно рассуждение, которое рождается от чистоты сердца. А кто из нас может "похвастаться" этим? Поэтому в разговоре, тем более здесь на форуме, где даже священники ставятся ни во что, мы можем только обозначить свою позицию. Но не нужно позволять себе раздражаться на собеседника за его, отличную от нашей, позицию. Вот и о. Алексий не удержался и сказал прекрасную проповедь. Я здесь не рассматриваю тех людей, кто спорит ради спора. В случае же с Андреем ситуация иная. А на счёт мирного духа... Помните в Евангелии: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам."
Алексей+ / 04.10.2012, 18:20

165. Ответ на 162., Токарев:

Юрий, ну вот Вы какой неприкасаемый!))) А говорите, помои... Не буду я Вам объяснять, ну, не понимаете, что такого и почему, ну и ладно. Хватит ведь уже об этом. Простите меня, считайте - придралась. Назовите хоть горшком - только в печь не ставьте. Все претензии - ко мне - к Кате.

164. Ответ на 161., Екатерина Домбровская:

Спасибо за добрые пожелания. Верю Вашей искренности. Е.

+++ Я тоже за вежливость, но не переходящую в слащавость, у меня аллергия на сладкое и душное.В целом доволен, что вы укротили мой несдержанный нрав.Ю.
Токарев / 04.10.2012, 16:51

163. Ответ на 161., Екатерина Домбровская:

Разве мы не называем наши имена "святыми"? Допустимо ли ими играть?

+++ Екатерина - где я играл Вашим именем? Катя - это не игра, есть еще имя Катюша (выходила на берег), такое же легитимное имя как Ваня вместо Ивана и так далее? В чем претензия?
Токарев / 04.10.2012, 16:44
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06