Прежде всего, интересен подбор участников опроса, который провела редакция журнала на провокационную тему. Здесь пять человек. Среди них люди, занимающие высокие посты в церковных структурах: Сергей Чапнин – ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии», секретарь по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и протоиерей Георгий Митрофанов – профессор Санкт-Петербургской духовной академии, член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, член Межсоборного присутствия.
Еще два человека – тоже известные в церковных кругах персоны. Александр Мусин журналом представлен как доктор исторических наук и кандидат богословия. Мы же его помним как диакона и профессора Санкт-Петербургской духовной академии (непонятно: то ли он стесняется теперь диаконского сана, то ли лишен его, то ли сам с себя сложил сан). Диакон Александр Мусин получил печально-скандальную известность как организатор провокации (кстати, вместе с С.Чапниным и, как говорят, протоиереем Митрофановым) против прежнего ректора Академии владыки Константина (Горянова), ныне архиепископа Курганского и Шадринского, когда специально подговоренные семинаристы начали кричать во время рукоположения их сотоварища «анаксиос». Когда провокация вскрылась, он был уволен из Академии как организатор этого подлого дела, потом вроде бы преподавал в Сорбонне и состоял в «русской архиепископии» (бывшие евлогианцы), находящейся в подчинении Константинопольского Патриарха. Еще один персонаж, которого опрашивает журнал, - доктор исторических наук Ирина Левинская, которая получила известность благодаря своим воинственно антиправославным экспертизам, с которыми она регулярно выступает, когда речь заходит об обвинении тех или иных общественных деятелей. В частности, она попыталась поставить под сомнение экспертизу, на основе которой вынесли приговор «бешеным кощунницам».
Ну, а последнего участника опроса вообще трудно представить в обществе православных людей, - настолько стал «нерукопожатным» среди верующих из-за своего агрессивного мракобесия телеведущий Александр Невзоров. Как же без Невзорова обсуждать вопрос – существует ли раскол в Русской Православной Церкви?! Только воинствующий безбожник может адекватно судить о ситуации в Церкви! Удивительно, что два члена Межсоборного присутствия (один из них, Сергей Чапнин, является к тому же высокопоставленным чиновником Московской Патриархии) согласились принять участие в опросе, в котором участвует и такой пещерный мракобес.
Возможно, конечно, Чапнина и о.Митрофанова подставили ушлые журналисты, не уведомив, что рядом с ними будет опубликовано и «компетентное» мнение скандального телеведущего. Но суть не в этом. Самое печальное другое - тональность выступлений отца Георгия и С.Чапнина ничем особенно не отличается от тональности Невзорова. По сути, они смотрят на процессы, связанные с кощунственной выходкой против Православной Церкви, примерно с одинаковых позиций. Это просто потрясает! Это не может не возмущать любого православного человека!
Конечно же, и Чапнин, и о.Митрофанов, и Левинская согласны с тем, что в Русской Православной Церкви существует идеологический раскол. Они пытаются сформулировать альтернативный официальной церковной позиции взгляд и придать ему некую легитимность. В частности, Левинская напоминает о том, что один не вполне вменяемый священник - Вячеслав Винников - выступил публично на портале «Кредо» против позиции Святейшего Патриарха и священноначалия Русской Православной Церкви в деле кощунниц. Священник Винников назвал этих кощунниц «святыми». Левинская, разумеется, солидарна с этим мнением и пытается представить его как чуть ли манифест некой части Церкви, придерживающейся другой позиции в деле кощунниц.
Отец Георгий Митрофанов рассуждает хитрее, как человек, поднаторевший в умении прятать мысли в пышных словесах. «Панк-молебен» он ставит в один ряд с такими явлениями, как отсутствие практики причастия мирян в Храме Христа Спасителя на Пасху и Рождество, а также сдачей в аренду некоторых залов комплекса Храма Христа Спасителя. Поразительно, для протоиерея хула и кощунство тождественны таким вещам! Более того о.Митрофанов заявляет, что ему гораздо больше стыдно именно за то, что в храме Христа Спасителя на Пасху и Рождество не причащаются миряне, а некоторые помещения сдаются в аренду, чем за «безвкусную акцию, которую позволили себе несколько лахудр». По сути, за внешним осуждением скрывается очевидное оправдание кощунства. И это позволяет себе протоиерей, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. После такого, доверие к Межсоборному присутствию вряд ли будет расти.
Впрочем, не менее определенно высказывается и другой член Межсоборного присутствия Сергей Чапнин, который заявляет: «Христианская идеология для многих людей заменила веру. Православие – это набор идей, связанных со святой Русью, сильным государством, почитанием императора и попытками найти образ императора в современной жизни». Становится понятным, что Чапнину это все глубоко неприятно, глубоко чуждо: и Святая Русь, и сильное государство, и уважение к власти, и сотрудничество Церкви и государства. То, что веками было близко и естественно всем русским православным людям, для Чапнина – чужое, противоестественное состояние.
Далее Чапнин делает не менее интересное заявление: «Все публичные манифестации Церкви малоадекватны. Это связано с тем, что ряд синодальных структур пытается предложить некую идеологию как основу взаимодействия церкви и общества. Когда Церковь ставит идеологию как основную форму взаимодействия, начинаются проблемы. Не может быть идеологического консенсуса среди православных. Прихожане РПЦ могут быть членами разных политических партий. И когда Церковь начинает поддерживать одну конкретную идеологию, это приводит к углублению конфликта». Понятно, в чей огород летят камни. Ответственный редактор официального органа Московской Патриархии явно осуждает деятельность протоиерея Всеволода Чаплина, который как раз и отвечает за взаимодействие Церкви и общества. За внешне нейтральным утверждением, что прихожане РПЦ могут быть членами разных политических партий, скрывается явное осуждение позиции Священноначалия по делу «бешеных кощунниц».
Более того, Чапнин решается и на прямой выпад против Святейшего Патриарха Кирилла! Цитирую: «В московские храмы Патриарх направил «Обращение к прокурору» с требованием ужесточить наказание, прося настоятелей зачитать его верующим и собрать подписи. (Внимание! – РНЛ) Это печальная страница. Но Церковь на это отреагировала достойным и здоровым образом. Тех, кто зачитал и подписал это, оказалось совсем мало, и этот документ в прокуратуру не ушел». Иными словами, тот факт, что некоторые священники бойкотировали указание Святейшего Патриарха Кирилла, не зачитали в храмах его обращение к верующим, этот саботаж со стороны духовенства, Чапнин называет «здоровым и отрадным явлением». Куда дальше?! Где еще искать «предателей Церкви», о которых говорил Святейший Патриарх в своем слове на молебне в защиту веры 22 апреля?! Да вот они. Продолжают свою разрушительную деятельность и при этом остаются членами Межсоборного присутствия и других официальных структур Церкви!
Странные и удивительные вещи выявились в ходе процесса над этими «бешенными кощунницами». Оказывается, некоторые люди считают, что можно занимать ответственные посты в структурах Русской Православной Церкви и позволять себе публично критиковать действия Святейшего Патриарха и Священного Синода! И ничего им за это не бывает. Что за «каста неприкасаемых» в нашей Церкви, которую представляют, в частности, господин Чапнин и протоиерей Митрофанов? Что же они еще такого должны вытворить, чтобы были приняты в отношении их соответствующие служебные прещения?!
Ну, а цель этой всей провокационной публикации четко сформулировал бывший (или не бывший?) диакон Александр Мусин, который заявил: «Духовенство должно быть поставлено под контроль общины как части гражданского общества». Вот это и есть их программа – превратить Православную Церковь в некое подобие протестантских общин, ликвидировать иерархию в Русской Православной Церкви, поставить духовенство в зависимость от многомятежного человеческого хотения. Таким образом, эти люди фактически ведут дело к разрушению Русской Православной Церкви. И это мы, русские православные люди, должны понимать и всячески этому противодействовать.
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
46. Ответ на 43., Еленка:
45. Ответ на 40., дед пенсионер:
44. Re: Сергей Чапнин против Святейшего Патриарха Кирилла
43. Ответ на 21., Hyuga:
42. Ответ на 36., Кирилл Мелихов:
41. Ответ на 40., дед пенсионер:
40. 34. Токарев :
39. Ответ на 33., Кирилл Мелихов:
38. Ответ на 30., Писарь :
37. Ответ на 4., Hyuga :