Вместе с тем директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук свящ. Андрей Постернак в интервью Regions.ru отметил, что откровенно антихристианские произведения (например, роман «Код да Винчи» и его голливудская экранизация) подобной реакции со стороны государства не удостаивались.
В связи с этим корреспондент издания обратился к православным священнослужителям с вопросами: В чем причина такой разницы и оправдана ли она?
Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области, выразил предположение, что законодатели боятся агрессии со стороны мусульман, и что эта агрессия может вылиться в какие-то опасные для общества и государства поступки. «Ведь с богословской точки зрения ислам – религия не в том же самом смысле, что и Христианство. Главная задача ислама – это построение на земле некоего идеального общества. А Христом перед своими учениками поставлена другая задача: достижение Царства Небесного. Поэтому ислам очень активен в политическом плане - не как религия, а как идеология. Видимо, поэтому и боятся проявлений агрессии, неожиданных эксцессов со стороны мусульманских фанатиков. А христиане более спокойные, религиознее в изначальном смысле слова и такого фанатизма не проявляют», - сказал он.
«Но ситуация складывается таким поразительным образом, что получается политика двойных стандартов, и священник Андрей Постернак прав: разнообразные кощунства в адрес нашей веры допускаются, или, по крайней мере, на них не обращают такого внимания, а вот фильм, направленный против ислама, вызвал нервозную реакцию со стороны законодателей, - заметил отец Артемий. - Но это только подчеркивает истинность нашей веры, ведь сам Господь сказал, что истинная вера будет гонима, а мир, лежащий во зле, будет воздвигать всяческие нападки на Христа, Его учение и учеников. Все подтверждается. В любом случае, очевиден факт: кощунства, какие бы они ни были, против религии, которая имеет многочисленных приверженцев в том или ином обществе или государстве – это дело скверное».
Бывают случаи, продолжил пастырь, когда именно мусульмане защищают Христианство: «Например, в Лондоне был снят после двух недель проката кощунственный фильм режиссера Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа". И не христианская община Лондона, а именно мусульманская подала протест на имя английской королевы, которая является главой Англиканской церкви. То есть христианская община там более пассивна. Так что бывает, что мусульмане подают нам пример, как надо ревностно относиться к вере (я не говорю о фанатизме и не оправдываю его)».
«Конечно, наша религия – это религия любви и всепрощения, но с другой стороны мы должны очень серьезно задуматься: не являемся ли мы равнодушными, когда при нас попирают наши святыни, нашу веру, а мы оправдываем себя именно тем, что христианство не должно быть агрессивным? Но в данном контексте это оправдание может являться лицемерной попыткой ухода от защиты своей веры, ведь это задача, которую никто не отменял. Так что здесь мы видим клубок сложных взаимопересекающихся проблем, которые открывают нам болезни нашего общества и окружающего мира. Это повод задуматься и обратиться к Богу с покаянием», - заключил отец Артемий.
Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, заметил, что «наше государство нельзя назвать христианским, - на мировые влияния и тенденции оно реагирует весьма "по-хамелеоновски"». По его словам, «заискивание перед мусульманским миром - реальность и в образовательном процессе, и как в данном случае, в культурной политике. Так что разная реакция на оскорбление ислама и Христианства - всего лишь отражение той печальной бесхребетности, которую демонстрирует современное руководство нашей страны. Страх признать Россию традиционно православной страной делает ее безобразно эклектичной, идущей на поводу у заразных ветров, дующих с различных сторон ойкумены», - отметил пастырь.
«Оберегание чувств верующих мусульман и иудеев не поставишь в вину депутатам Госдумы. А вот грубое невежество в области православного богословия и традиционной национальной духовной культуры является тяжкой виной всех во власти сущих: они чужды той духовной культуре, в отсутствие которой принимать разумные решения по выживанию нашего отечества невозможно. Поэтому будем считать эту тему очередным поводом, чтобы подумать о необходимости возрождения православного мировоззрения не только в четвертом классе начальной школы для детей, чьи родители дошли до понимания необходимости усвоения зачатков православной культуры. Но осознаем и необходимость духовного ликбеза для тех, кто сидит в кожаных креслах и определяет пути развития нашего отечества. Те, кто будут любить, знать и ценить свою духовную культуру, найдут правильное решение, необходимое для поддержания достоинства культуры малых народов, входящих в состав Российской Империи, но их главной задачей должно быть сохранение и преумножение нашего бесценного духовного богатства, которое необходимо для спасения в вечности верноподданных Государства Российского», - заключил отец Лука.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, в свою очередь считает, что разница в реакции властей оправдана: «Дело здесь даже не столько в самом фильме, сколько в том модусе, который демонстрирует ислам по всему миру – крайней, жестокой агрессивности. Мы должны понимать, что это может коснуться и нашей страны. Поэтому позиция должна быть очень взвешенной. В этом вопросе нужна компетентность и осторожность. Нельзя давать поводов алчущему крови и мести. Представители этого начала в исламе есть и в нашей стране». «В то же время должна быть четкая и последовательная позиция касательно разнузданных оскорблений религиозной традиции», - добавил пастырь.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, соглашаясь с тем, что в таких фильмах, как «Код да Винчи» или «Последнее искушение Христа» присутствуют и антихристианские мотивы, и провокация, заметил, что провокация эта «гораздо более тонкая, чем в "Невинности мусульман"». «Все же я бы не стал их рассматривать в одной плоскости», - сказал он.
«Последний фильм сделан именно затем, чтобы спровоцировать исламский мир на взрыв негодования. Так что столь бурная реакция вполне объяснима, и предложения запретить этот фильм кажутся мне вполне оправданными. По-моему, заслуживает внимания и поддержки также призыв исламских лидеров внести в конвенцию ООН положение о запрете вообще любых произведений, оскорбляющих чувства верующих», - заключил отец Валерий.
Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря, напомнил, что враг рода человеческого не дремлет. «Христианство на самом деле подвергается более изощренным атакам, а долготерпение христиан подвергается более серьезным испытаниям. И представители власти, как мне кажется, именно и рассчитывают на христианское долготерпение. Мол, ведь христиане должны быть терпимыми, поэтому – ничего страшного, еще потерпят, а вот в отношении радикальных мусульман лучше лишний раз подстраховаться», - считает пастырь.
Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, признал, что «христиане по сравнению с мусульманами оказываются в более угнетенном положении»: «Уж сколько в интернете размещается материалов, откровенно оскорбляющих Христианскую веру, однако государство никак не ограничивает их распространение», - заметил пастырь.
«На мой взгляд, если бы государство занимало последовательную позицию в отношении защиты чувств всех верующих – и мусульман, и иудеев, и христиан, - тогда этот запрет можно было бы поддержать. А так получается, что на Христианство обрушивается целая волна кощунств, и государство к этому относится в общем-то спокойно. Но когда в интернете вдруг появилось что-то антимусульманское, в связи с этим поднялась просто буря негодования, и тогда только государство пытается запретить распространение этих материалов, - это, по меньшей мере, странная политика двойных стандартов. Если вы действительно хотите, чтобы интернет не был площадкой для проповеди нетерпимости к той или иной религии или разжигания межрелигиозной розни, то тогда уж будьте последовательны до конца – запретите доступ всех пользователей интернета в России к тем материалам, которые оскорбляют и Православную Церковь, и ислам, и иудаизм. Это будет логично. Но если мы будем воспринимать как должное издевки над Христианством и при этом позволять мусульманам корректировать поведение в интернете, мы будем лицемерить. Потому что закон должен абсолютно одинаково защищать от оскорблений все традиционные конфессии на территории России», - заключил иеродиакон Лаврентий.