Слушания состоялись по инициативе общественных организаций – Нижегородского отделения Союза писателей России, Фонда памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая, Георгиевского православного союза, Фонда Минина и Пожарского совместно с историческим факультетом педуниверситета.
В мероприятии приняли участие представители научных кругов, общественности, творческой интеллигенции, органов власти, учащаяся молодежь. В докладах участников, в выступлениях у открытого микрофона был дан анализ топонимической ситуации в Н.Новгороде, рассмотрен вопрос о правомерности ряда названий, существующих на карте города… Сергей Скатов, один из организаторов и участников слушаний, подводит предварительные итоги.
Ранее подобные общественные слушания на эту тему мы проводили здесь же, в Нижегородском педуниверситете два года назад (подробности можно найти в моем материале «Дорога должна вести к храму!»). И вот новые слушания. На ту же тему. Зачем? А затем, что с мнением общественности нижегородские власти считаться упорно не желают и в топонимической ситуации Нижнего из года в год ничего принципиально не меняется.
Ситуация малоприглядная.
Карта города, имеющего многовековую славную историю, испещрена р-р-революционными названиями типа: пл. Революции, улицы Революционная, Страж Революции, Восстания, Баррикад, Боевая, Боевых Дружин, Военных Комиссаров, Большевистская и др. В контексте почти столетие назад пережитой народом кровавой гражданской войны Нижний буквально «краснит»: улицы Красноармейская, Красных Зорь, Красный Цинковальщик, Красный Перекоп, Красный Пахарь, Краснознаменная, Краснозвездная, Красногвардейская, Красноэтновская, Красноуральская, Красносормовская, Краснобаковская, Красносельская, Краснокамская и др.
Не перечесть и «вождей» всех мастей, как «импортных», так и «своих»: Набережная Марата, улицы Робеспьера, Рылеева, Бакунина, Карла Маркса, Ф.Энгельса, Тельмана, Карла Либкнехта, проспект Ильича... К Ильичу отношение особенное. Его самого и членов его семьи увековечивают еще и Ленинский район, пл. Ленина, проспект Ленина, ул. Крупской, ул. Ульянова и, косвенно, ул. Шушенская.
Тут же и р-р-революционеры рангом поменьше, как бы сейчас сказали, боевики, террористы: улицы Степана Халтурина, Софьи Перовской, Лейтенанта Шмидта, Райниса, Лазо, Володарского, Воровского, Войкова, Менжинского, Уншлихта, Усиевича и др. В Сормове по сей день «славится» Розалия Землячка (она же Залкинд), на совести которой геноцид 50 тысяч офицеров Белой Гвардии в Крыму в 1920 г. (ул. Землячки). Расстреливала Розалия в том числе лично, дабы поразмяться после многочасовых трудов в прокуренном кабинете…
О какой экологической чистоте в широком смысле – и души, и тела, и окружающей действительности может идти речь, если человек, и в первую очередь молодой, живет, ходит по улицам, чьи названия сами по себе несут негатив, раздор, разрушение?!
Или – что дают этой «экологии» улицы Профинтерна, МЮДа, КИМа? МЮД, напомню, – это Международный юношеский день, праздник, так сказать, прогрессивно продвинутой молодёжи, который перестали праздновать в 1945 году!
Да, в начале 90-х годов, на волне первых «демореформ», местные власти вернули исконные наименования некоторым улицам областного центра. Всего было возвращено 9 названий. Это при том, что в большевистские времена в приказном порядке с карты города исчезло более ста исторических названий!
В связи с чем участники тех, первых слушаний обратились к властям с «нижайшей просьбой»: создать при городской Думе топонимическую комиссию, куда, помимо представителей власти, вошли бы наиболее авторитетные общественные деятели, а также специалисты-ученые. Комиссия бы выработала соответствующие, идеологически и научно обоснованные методики, подходы, которые в российской практике существуют. А без комиссии – так и будет пущено на самотек это чрезвычайно важное в духовном, историко-культурном, социальном планах дело.
Топонимическая комиссия при Гордуме вскоре была создана. Но… вошли в нее, насколько известно, исключительно чиновники.
Как работает эта комиссия, какие «методы», «подходы» исповедует? Продемонстрирую на паре примеров.
Есть у нас в Н.Новгороде ул. Стрелка. Нет, не СтрелкА, а СтрЕлка. Кто-то может подумать, что тут местные бандиты свои совещания проводят, кто-то – что названа улица в честь собачки, запущенной в космос. А вообще-то, Стрелка – это топоним, название красивейшего географического объекта на месте слияния двух великих рек Оки и Волги. Этот объект рядом с улицей, у всех на виду, но к улице, понятно, отношения не имеет. Улица же получила это название в начале 60-х гг. прошлого века в период гонений генсека Н.Хрущева на Церковь, поскольку вела к величественному собору в честь святого благоверного князя Александра Невского, ныне кафедральному. А «до Хрущева» по праву более сотни лет носила название «Александро-Невская».
Осенью 2009 года несколько тысяч нижегородских православных верующих обратились к губернатору В.Шанцеву с просьбой вернуть былое название улице Александро-Невская. Об этом же в середине 90-х ходатайствовал покойный митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов)… Так вот: название улице, ведущей к храму, городскими властями по сей день не возвращено! Формально – на том основании, что в Н.Новгороде уже имеется ул. Александра Невского, которая находится на самой окраине города и… никуда не ведет.
Есть у нас в Н.Новгороде пл. Лядова и ул. Красносельская. Площадь названа… нет, не в честь известного композитора, но малоизвестного большевистского деятеля Мартына Лядова, который в начале 20-х гг. прошлого века около года пробыл в Нижнем по неотложным партийным делам. Реальная фамилия деятеля Мандельштам, однако, и псевдоним оцените: «ляд» в русском просторечии – это «черт». Некогда площадь называлась Монастырской, а улица Крестовоздвиженской, потому что находились рядом с известным на всю Россию Крестовоздвиженским монастырем. Ныне монастырь возрожден, кроме того, идет масштабная реконструкция площади и прилегающей территории. На основании чего недавно общественность обратилась к нижегородским властям о возвращении и площади, и улице их исконных названий. В поддержку начинания собраны сотни подписей местных жителей… Власти «реагируют».
Например, на слушаниях присутствовала некая дама от городского департамента культуры, спорта и молодежной политики. Дама непростая, так как, ко всему прочему, входит в вышеназванную топонимическую комиссию при Гордуме Н.Новгорода. Чиновница вела себя настырно, прямо-таки рвалась к открытому микрофону и многое что наговорила. Но я (почти дословно) привожу следующее ее мнение: «Если бы я жила на улице Красносельской, а кто-то предложил бы переименовать ее в Крестовоздвиженскую!.. Это что за название – Крес-то-возд-ви-женс-кая?! – выговаривая, чиновница лицом даже переменилась. – Да я бы поставила всех на уши, чтобы не допустить!»
Ясно, читатель? НА УШИ! Такие вот наши оппоненты, таков их уровень аргументации! Следовательно, не борьба, а ВОЙНА за Крестовоздвиженскую предстоит! И оскорблений в наш адрес, православных, вновь не избежать…
Отпор был дан уже на слушаниях. Так, многие их участники говорили об историко-культурной ценности многих городских названий, как былых, так и существующих на карте города. В том числе и тех, что появились в советскую эпоху и отразили хозяйственное и культурное развитие нашего общества того времени, но – возникли естественно и органично, на новом месте, а не вследствие перечеркивания наследия предшествующих поколений.
О том, что при возвращении того или иного исконного названия необходимо готовить общественное мнение. Большинство нижегородцев, познакомившись с историей родного города, узнав правду, несомненно, поддержат возвращение к своим корням. Призывали вести работу по возвращению исторических названий постепенно, поэтапно, параллельно с разъяснительной работой в СМИ, с учетом мнения населения.
Выступавшие указывали, что затраты, связанные с изготовлением новых уличных указателей, незначительны. Не соответствуют действительности и утверждения наших оппонентов об обязанности организаций и граждан в случае того или иного «переименования» менять паспорта, свидетельства на недвижимость и прочие документы. Федеральное законодательство этого не требует! Например, паспорта меняются при их утрате, по достижении владельцем определенного возраста, из-за смены фамилии вступившим в брак, а бланки, штампы, печати, вывески – по мере износа и т.д. Есть на этот счет соответствующие и авторитетные экспертные заключения.
По итогам слушаний было принято Обращение к нижегородским областным и городским властям.
Также было принято решение о создании Общественной постоянно действующей топонимической комиссии (сформирована ее рабочая группа).
Комиссия, повторяю, будет ОБЩЕСТВЕННОЙ. А что делать, господа, коли власть не хочет работать?
Сергей Скатов, координатор Движения «Народный Собор»
1. Re: «…Всех на уши, чтобы не допустить!»