Рече Господь Господеви моему: седи одесную
Мене, дондеже положу враги Твоя подножие
ногама Твоима.
(Пс. 109, 1).
Святыми отцами, составителями нашего богослужебного строя, установлено, чтобы в преддверии Всемiрного Воздвижения Животворящего Креста Господня мы более размышляли о величии крестного подвига Спасителя. И вот уже третье воскресенье подряд звучат на божественной литургии слова из Евангелия от Матфея, произнесенные в Иерусалимском храме после торжественного входа Господня во Святой Град. Вновь приступают к Создателю мiра лукавые рабы – книжники и фарисеи, чтобы искусить Его своими вопросами, дабы затем представить против Него обвинения.
Сегодня мы слышали, как один из них спросил: какая большая заповедь в законе? Совершенно чуждый всякого лицеприятия, Господь сказал то же, что через три дня на Тайной Вечери Своим ученикам. Книжнику Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф. 22, 37-40). И апостолам на Тайной Вечери сказал: «Сия есть заповедь Моя: да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоан. 15, 12). Врагу преподал то же, что и друзьям. Из этого можно сделать вывод: нет у христиан никаких тайных доктрин, ни двойной морали, ни двойной этики. Если все это появляется, общество перестает быть христианским. Тайные доктрины, двойные мораль и этика необходимы тем, кто ставит себя на место Бога и от имени Бога пытается манипулировать сознанием людей. Сам Господь так охарактеризовал действия Своих непрошеных заместителей: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают...» (Мф. 23, 2-3).
После всех словопрений Господь, наконец, Сам спрашивает собравшихся вокруг Него узурпаторов Его власти: «Что вы думаете о Христе? Чей Он Сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он Сын ему?» (Мф. 22, 42-45). Никто не смог ответить на этот вопрос. Потому что гордыня ослепляет очи ума, как и пророк сказал: «Видел ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, чем на него». (Притч. 26, 12).
Если бы они хотя попытались ответить на данный вопрос, возможно, не понесли бы на себе греха богоубийства. Ибо ответ краток: Сын Давидов, т.е. Иисус из Назарета, есть единородный Сын Божий, от века сущий. Если бы подобное, т.е. что Иисус из Назарета – Тот, Кто дал закон Моисею, Кто говорил с Авраамом, Кого Духом видели Давид и Исаия, Кто в ужасном величии в образе Сына Человеческого явился восседающим на огнезрачном престоле Иезекиилю, мог представить безбожный архиерей Каиафа, у него бы язык не повернулся всего через три дня задать язвительный вопрос: «Скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий?» (Мф. 26, 63). Мы знаем, что, получив утвердительный ответ, Каиафа разодрал ризы и сказал: «Он богохульствует. Зачем еще требуем свидетелей?» (Мф. 26, 65), на что члены синедриона ответили: «повинен смерти» (Мф. 26, 66).
Кто-нибудь скажет: все это было давно. Зачем еще и еще раз повторять? Во-первых, затем, что тогда совершилась тайна нашего спасения. И во время божественной литургии, где она всякий раз в образах и тайнодействиях является перед нами, время исчезает, ощущается дыхание вечности: прошлое врывается в настоящее, а настоящее – в будущее, т.е. будущий суд Божий и всеобщее воскресение. На литургии Господь не только в прошлом, но и в настоящем совершает Свою Тайную Вечерю, распинается на Голгофе и воскресает, наполняя благодатью сердца верующих сему.
Во-вторых, земная жизнь Христа, в особенности Его страдания, смерть и Воскресение – средоточие всей истории человеческого рода, это солнце, озаряющее мрачные стези нашего земного странствования. Без памяти о том, как совершилась тайна нашего спасения, мы обречены всю жизнь блуждать во тьме, чтобы после этого безрадостного блуждания, тотчас низринуться в адскую бездну.
Наконец, в-третьих, память о том, что Христос предан Каиафою на смерть за исповедание Себя единородным Сыном Божиим, призвана вселять в нас готовность самим подвизаться отстаивать названную истину.
Дело в том, что настоящее время объявило этой истине войну. Для пребывающего в дьявольском обольщении мiра нестерпимо всякое вмешательство в его дела Бога Вседержителя; особенно ненавистен факт воплощения Бога и факт Его победы над смертью. О психологической реакции современных земной жизни Спасителя богоборцев пророчествовал прямой предок Христа по плоти царь Соломон: «Устроим ковы Праведнику, ибо Он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания; объявляет Себя имеющим познание о Боге и называет Себя Сыном Господа; Он пред нами – обличение помыслов наших. Тяжело нам и смотреть на Него, ибо жизнь Его не похожа на жизнь других, и отличны пути Его: Он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет Отцом Своим Бога. Увидим, истинны ли слова Его, и испытаем, какой будет исход Его, ибо если Этот Праведник есть Сын Божий, то Бог защитит Его и избавит Его от руки врагов. Испытаем Его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение Его и видеть незлобие Его; осудим Его на безчестную смерть, ибо, по словам Его, о Нем попечение будет. Так они умствовали, и ошиблись; ибо злоба их ослепила их, и они не познали тайн Божиих…» (Прем. 2, 12-22).
С тех пор мало что изменилось. Богоборцы и сейчас жаждут уничижения Сына Божия. Им доставляет радость богохульство и осквернение святынь. Факты последнего времени у нас перед глазами. Но существуют и более тонкие способы уничижения Сына Божия. Например, посредством перенесения так называемых демократических принципов в религиозную сферу. Отрекшийся от Бога так называемый гуманизм провозгласил: «Человек – мера всех вещей». Получается следующее: если люди равны между собой, то и религии как различные отправления их сознания должны быть равны между собой. Именно это остается, когда отвергнуто божественное Откровение! Далее: объекты религиозного почитания тоже должны быть равны между собой. Иисус Христос, Будда, Кришна, Зевс, Юпитер, Перун и т.д. – все должны быть равны. Даже по отношению к сатане и его почитателям недопустима какая-либо дискриминация. Да здравствует всеобщее равенство – основа справедливости!
Безбожные гуманисты, когда они войдут во вкус своей не только политической, но и духовной власти, не позволят, как некогда их наставник Каиафа, именовать Иисуса Христа единородным Сыном Божиим, т.к. это ставит Иисуса Христа на исключительное место. Мало ли что говорили апостолы!: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Апостол Петр, см. Деян. 4, 12); «Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят» (Апостол Павел, см. 1 Кор. 16, 22); «Имеющий Сына Божия имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (Апостол и евангелист Иоанн Богослов, см. 1 Иоан. 5, 12). Безбожные гуманисты заявят, что подобные слова – вызов демократическому мiроустройству. Они скажут: или признайте Иисуса Христа в качестве одного из воплощений божества, признайте Его одним из многих сынов божиих, совершенно равных по своему достоинству, включая сатану; или же признайте Его просто выдающейся личностью. Несогласные с подобным богохульным учением будут объявлены экстремистами со всеми вытекающими последствиями.
Безбожные гуманисты предлагают человечеству универсальную религию. Они поставят в одном храме рядом изваяния Христа, Будды, Кришны, Ваала, Астарты, сатаны и т.д. и скажут: представители различных вероисповеданий, идите в один храм и почитайте в различных проявлениях единое божество, и живите в мире между собою! Почитайте под различными именами единое божество, но только не смейте кого-либо называть единородным Сыном Божиим, не смейте никого ставить на исключительное место.
Многим это учение придется по вкусу. Прельщенные скажут в себе: к чему споры из-за имен и титулов? Да здравствует вечный мир между людьми и народами! Но тогда придет то, чего они не ждут, по слову св. апостола Павла: «когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут». ( 1 Фес. 5, 3).
Да и как уже водится, нет ничего нового в этой универсальной религии безбожных гуманистов. Существовал в свое время в древнем Риме так называемый пантеон, где в одном здании стояли изваяния и алтари языческих богов покоренных римлянами народов. Существует предание, что при императоре Александре Севере, благосклонно относившемся к христианам, в пантеон было помещено изображение Христа. Вот только христиан это нисколько не обрадовало, потому что для Христа – безчестие стоять в одном ряду с несуществующими богами, ибо, по слову пророка Давида, «все боги язычников – бесы» (Пс. 95, 5). Все кровавые гонения против христиан были вызваны именно исключительностью христианской веры. Если бы христиане изначально согласились с тем, что почитаемый ими Христос – один из множества таких, как Юпитер, Меркурий, Минерва, Вулкан, Нептун, Марс, Венера и т.д. – никакого гонения бы не последовало. Но древние христиане отстояли исключительность своей веры, а благочестивые правители впоследствии закрепили ее исключительность в законодательном порядке.
Нынче все настойчивее раздаются призывы уравнять все религии не только юридически, но и в том смысле, чтобы никто не смел и заикнуться об исключительности своей веры. То о чем, не страшась гонителей, заявляли святые апостолы и святые мученики, сейчас уже часто называется экстремизмом. Народы земли приучаются не к терпимости, а к равнодушию в религиозной области. Наступает новое язычество безбожных гуманистов со своим новым пантеоном. В Откровении Иоанна Богослова приводятся слова, обращенные Господом Ангелу Лаодикийской церкви: «так говорит Аминь, Свидетель верный и истинный, Начало создания Божия:
«знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 14-16). Так равнодушие к истине осуждается даже более вражды (холодности) против нее.
Убоимся же столь грозных слов Спасителя! Станем пламенно исповедовать Господа Иисуса единородным Сыном Божиим; станем исповедовать, что нет иного имени под небом, которым надлежало бы нам спастись, станем исповедовать Его как единого Судию живых и мертвых. Ибо таким образом мы имеем надежду войти в торжествующую Церковь первенцев, имеем дерзновение называть Отцем своим Бога Вседержителя, имеем надежду царствовать со Христом в будущем веке и называться сынами Божиими по благодати. Нет ничего выше этого достоинства. Поэтому станем, по слову, обращенному в том же Откровении к Ангелу Филадельфийской церкви, держать то, что имеем, дабы кто не восхитил венца нашего! (Откр. 3, 12).
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинской епархии
2. Re: Исключительность Православной веры
1. Re: Исключительность Православной веры