В пятницу 7 сентября во Владивостоке наконец открылся саммит АТЭС-2012. Участников саммита (а это 21 страна мира, суммарный ВВП которых превышает половину ВВП всего человечества) приветствовал Президент Путин, который чуть позже дал обширную пресс-конференцию для российских и иностранных журналистов.
Казалось бы, что можно сказать об этом рядовом событии? В скольких саммитах за год участвует Россия? Наверное, их число измеряется сотнями, но даже тех, которые посещает Президент России, без сомнения десятки. Почему же мы уделяем внимание именно этому?
Для начала несколько фактов. Подготовка к саммиту АТЭС-2012 продолжалась долгих 5 лет и на эту подготовку было затрачено почти 680 млрд рублей или почти 22 млрд долларов. Сумма гигантская!
Возникает законный вопрос: неужели нужно было тратить 22 млрд долларов ради того, чтобы главы государств стран Азиатско-Тихоокеанского региона несколько дней погостили во Владивостоке и в эти несколько дней можно было пустить им пыль в глаза? Ну и любимый вопрос нашей любимой "оппозиции" заранее заготовленный для таких случаев: сколько на эти деньги можно было построить детских садов и купить колбасы для бабушек-пенсионерок?
Собственно говоря, Путин ответил на этот вопрос в ходе пресс-конференции, которую он дал во Владивостоке. Он сказал: наши партнёры - руководители крупнейших стран, привыкли к роскоши и их таким приёмом вряд ли удивишь.
Также при ближайшем рассмотрении выясняется, что в эту сумму (680 млрд рублей) входит 300 млрд рублей, потраченных на газификацию всего региона. Ещё огромные деньги были потрачены на строительство очистных сооружений, которых во Владивостоке не было с момента постройки города. Построено 3 новых дороги, гигантский аэровокзал, мосты, объекты инфраструктуры, наконец, сам дальневосточный университет...
Но, всё-таки, зачем вбухивать такие деньги в один город?
Вот этот вопрос - главный.
Если кто не заметил, то стоит специально остановится на том, что Правительство России и Администрация Путина всегда внимательно отслеживает все общественные запросы, которые обсуждаются в стране и постепенно, по мере сил и возможностей на каждый (!!!) такой запрос реагирует. Этим отчасти и объясняется болезненная реакция на действия Путина т.н. патриотической "оппозиции", ибо Путин последовательно выполняет пункты их программы.
Вот в случае с Владивостоком - один из таких случаев.
Наверное, многие помнят, как активно в обществе обсуждалась проблема Сибири и Дальнего Востока. Многие публицисты указывали тогда на множество проблем, накопившихся в этой гигантской, богатейшей, но малозаселённой части России. И на то, что идёт постоянный отток населения из Сибири и с Дальнего Востока в Европейскую Россию, и на то, что эти территории заселяют китайцы, и на то, что богатейшие ресурсы этой половины России хищнически разграбляются (как лес, который продают китайцам в необработанном виде, так и полезные ископаемые и рыбные ресурсы, которые рыбаками перепродаются в Японию без захода в российские порты). И про плохой транспорт, и про дороговизну писали, и про разваливающийся комплекс ЖКХ, и про то, что экономика Приморья приобрела ярко выраженный колониальный характер, когда значительная часть населения заинтересована не в развитии своих регионов, а в получении доходов от перепродажи импортных автомобилей, перепродажи рыбы в Японию, контрабанды всех видов и т.п.
Проблемы надо сказать здесь огромные и у человека прочитавшего серию публицистических статей подобного рода в мозгу формировалась гнетущая картина всеобщего развала и деградации, причём, в значительной степени правдивая картина. Ну а в конце подобных публицистических обзоров, всегда задавался главный вопрос: а делает ли хоть что-нибудь Правительство и Президент, чтобы исправить эту ужасную ситуацию? Ну и в разных вариантах авторы сами давали на него ответ: конечно, не делает и не собирается ничего делать! И, разумеется, только ответственное правительство, состоящее из представителей этой "оппозиции" (конструктивной и неконструктивной) может исправить тяжелейшую ситуацию. Многие в это даже верили...
На самом деле, Правительство и Президент длительное время действительно не очень активно занимались Дальним Востоком и Сибирью, но вовсе не из злобности характера и какой-то особой ненависти к России и русскому народу (в чём их всегда обвиняла "оппозиция"), а просто потому, что руки не доходили и задача эта эпохальной сложности и невероятные ресурсы требуются, чтобы решить самую маленькую из перечисленных проблем.
Но проблемы Сибири и Дальнего Востока Правительство не забывало, а только последовательно изучало ситуацию и постепенно готовилось к серьёзной работе по восстановлению естественным образом разделённой гигантской страны.
Сначала предпринимались только мелкие шаги, типа субсидирования стоимости авиационных билетов при перелёте из Сибири и Дальнего Востока в Европейскую Россию или сокращения числа часовых поясов.
Но теперь постепенно начинает вырисовываться гигантская программа развития Сибири и Дальнего Востока и превращения их во вторую ногу России, твёрдо стоящую в Азии и ориентированную на азиатские рынки. Давайте разберёмся, о какой программе идёт речь?
1. Мы все прекрасно знаем, что многие десятилетия, ещё при СССР, весь экспорт наших основных сырьевых товаров ориентировался на Запад, на Европу. Туда тянулись нефте- и газопроводы, в том числе из Сибири, туда же ориентировалась сеть железных и автомобильных дорог.
Но в последние десятилетия стало совершенно ясна ущербность такой ориентации. С одной стороны, постоянно существует опасность, что под давлением США, Европа однажды может одномоментно прекратить закупки всех видов русского сырья даже себе в ущерб под любым предлогом. При этом Россия окажется в жесточайшей блокаде, в условиях многократного сокращения валютных поступлений и связанного с ним падения уровня жизни. А если в этот момент ещё и развязать в России "оранжевый" мятеж, используя естественное недовольство населения, то судьба страны может быть решена. Мы сейчас видим как множество "оппозиционеров" ждёт падения цен на нефть, чтобы сразу же пойти в атаку на государство.
С другой стороны, ориентация на Запад просто невыгодна. Центр экономической жизни постепенно неумолимо смещается на Восток. Европа находится в глубочайшем системном кризисе, потребление сырья падает естественным образом, даже без всяких американских заговоров. Переживёт ли Европа этот системный кризис вообще, вопрос отнюдь не фантастический. А в Азии экономическая жизнь продолжает бить ключом.
Какое решение приняло Правительство Путина в этих условиях? Единственное правильное: переориентацию экспортных потоков с Запада на Восток. Отсюда появился ныне уже реализованный проект нефтепровода ВСТО - Восточная Сибирь - Тихий Океан, с ответвлением в Китай. Точно также появились газопроводы, ведущие в этот регион. Точно также Путиным был инициирован процесс разрыва невероятно кабальных ельцинских соглашений о разделе продукции заключённых в свинцовые 90-ые годы. В результате проекты "Сахалин-1", "Сахалин-2", Ковыткино перешли под контроль Газпрома с его контрольным пакетом. В 2011 году эти проекты, наконец, стали давать товарный сжиженный природный газ, направляемый на Азиатско-Тихоокеанский бездонный рынок.
На данном саммите АТЭС-2012 подписано соглашение с Японией по строительству ещё одного завода сжиженного природного газа. Строиться завод по переработке нефти вблизи порта Владивостока, что позволит продавать уже не сырую нефть, а нефтепродукты.
Теперь Россия твёрдо стоит на своей восточной ноге, диверсифицировав поставки энергоносителей с Запада на Восток. Мы упредили план США по перекрытию канала покупки наших основных экспортных товаров и взятия России в экономическую экспортную блокаду. Конечно, в случае отказа европейских покупателей от нашей нефти и газа мы понесём тяжёлые потери, но не погибнем, а выживем, как страна, за счёт поставок этого же сырья на Восток, которые всё время будут расти.
Это огромное достижение Путина! За одно это ему можно смело поставить памятник.
Но кроме того, нефте- и газопроводы и заводы сжиженного природного газа принесут десятки тысяч высокооплачиваемых рабочих мест в Сибирь и на Дальний Восток, закрепят здесь специалистов высокой квалификации, потянут за собой технологическое развитие края.
2. Транспортно-логистическая программа. На идею сделать Россию мощнейшим транзитным узлом между Европой и Азией говорили многие экономисты, но практически эту идею стали воплощать только сейчас, при Путине.
Россия наращивает мощность и пропускную способность железных дорог с Дальнего Востока в европейскую часть. При этом близки к завершению переговоры с Северной и Южной Кореями на предмет прокладки транзитной дороги через весь корейский полуостров и связи её с Трансибом. Тогда откроется возможность гигантского транзитного потока через Россию грузов из Азии в Европу с опорой не только на порт Владивостока, но и через порт Пусан в Южной Корее. А все территории, прилегающие к железной дороге, получат десятки тысяч рабочих мест. Там везде закрутятся кластеры мелкого и среднего предпринимательства, начнётся развитие.
Уже сейчас перевозки по Транссибу превышают объёмы перевозок во времена СССР, хотя тогда эта дорога обслуживала весь СССР, а не на четверть меньшую Россию.
Сейчас начинается следующий этап - развитие авиационного транспорта в этой части России. Здесь будут строиться и восстанавливаться новые аэродромы, закупаться самолёты, создаваться инфрастуктура обслуживания авиационного транспорта.
А уже началось функционирование и третьей транспортной ветки, о которой немногие слышали вообще. Дело в том, что в связи с глобальным потеплением постепенно отодвигается на север кромка паковых льдов, что позволяет России круглогодично использовать для крупнотоннажных перевозок Северный Морской путь, чего ещё 5 лет назад невозможно было себе даже представить. 31.08.2011 из Мурманска в Японию впервые отправился по Северному морскому пути крупнотоннажный сухогруз-балкер "Sanko Odyssey" водоизмещением 75 тысяч тонн, являющийся одним из самых больших судов на трассах Севморпути. На его борту находилось 70 тысяч тонн железнорудного концентрата, произведённого на Ковдорском ГОКе ОАО "Еврохим". Это был первый случай использования морского пути через Арктику, но уже к 2013 году такие рейсы станут для Российского флота рутиной, что позволит резко увеличить масштабы перевозок через территорию России грузов, развить прибрежные территории и порты как на Дальнем Востоке и Камчатке, так и по всему северному побережью России, развить российский флот ледоколов, который и так является мощнейшим в мире, создать десятки и сотни тысяч высокооплачиваемых рабочих мест вдоль всего северного побережья России, интенсифицировать строительство крупнотоннажных судов на российских верфях и в конечном счёте привести в Россию колоссальные деньги.
Известно, что транспортировка грузов по Севморпути сокращает время доставки грузов на 2 недели по сравнению с проходом судов через Суэцкий и Панамский каналы и обходится на 15% дешевле этого маршрута, а, к примеру, один рефрижератор сопоставим по вместимости с сотней рефрижераторных ж/д вагонов.
Установление регулярного движения судов по Севморпути сопоставимо с введением в строй двух новых Транссибов по грузовому потоку.
Ну и наконец, все уже забыли, что в 2011 году Путин лично открыл сообщение по впервые построенной автомобильной дороге, соединяющей Дальний Восток с Россией, проехав лично 2000 км на жёлтой "Ладе-Калине". Не все осознают масштаб этого события, но автомобильную дорогу, соединяющую Дальний Восток и Россию, не могли построить весь ХХ век.
Таким образом, транспортно-логистическая система, связывающая Дальний Восток и Сибирь с Центральной Россией, приобретает завершённые черты, а Россия становится ВАЖНЕЙШЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ АРТЕРИЕЙ, связывающей Азию с Европой. Не единственной, но самой экономически выгодной, которая в развитом состоянии оттянет треть товаропотока из Европы в Азию и обратно, что сулит экономике гигантские деньги, а самой этой части России стремительным развитием. Ведь давно известно, что на транзите грузов многие страны просто живут, вообще не имея никакой другой промышленности.
Только одна эта система способна изменить весь вектор развития Русского Востока, заложив основы бурного развития десятков регионов на десятилетия вперёд.
3. Но этим программа Путина для развития Дальнего Востока не ограничивается. Строительство гигантского университета на острове Русский - это поворот в развитие человеческого потенциала всего Приморского края и Камчатки. Отныне не сюда будут за уши тащить специалистов из европейской части России, а здесь будут готовить свои кадры для всей экономики множества ближайших регионов. И конечно, здесь же будет формироваться мощнейший научный кластер, обслуживающий практические интересы экономики Дальнего Востока и Сибири. Это дополнительный фактор закрепления здесь людей, создания высокопрестижных и высокооплачиваемых рабочих мест в науке, образовании и промышленности.
4. Практически всего за неделю до саммита АТЭС во Владивостоке, было объявлено, что Россия восстанавливает группировку вооружённых сил на Курильских островах, ликвидированную Ельциным в свинцовые 90-е годы в рамках политики, готовившей сдачу этих островов Японии. Примерно с середине 90-х годов на Курилах практически нет ни одного русского солдата, что как бы приглашало Японию попытаться решить территориальный спор с Россией силой оружия, что было особенно актуально в период полного развала Вооружённых Сил России в ельцинские 90-е годы. Надо сказать, что в Японии есть даже сейчас силы и политики, которые не исключают силовое решение территориального вопроса с Россией.
Теперь видимо на этих планах нашего восточного соседа можно поставить точку. Появление на Курильских островах достаточной группировки русских войск и противокорабельных береговых комплексов "Бастион" и "Бал" делает вероятность военного вторжения на Курилы близкой к нулю.
Соответственно и все разговоры о сдаче Путиным даже части этих стратегически важных островов японцам становятся просто смешными, настолько действительность расходится с болтовнёй записных патриотов.
А ведь Курильские острова - это свободный выход в открытый океан, как военных кораблей Тихоокеанского флота, так и что ещё более важно, торговых судов.
5. Практически почти одновременно с саммитом АТЭС премьер-министр Дмитрий Медведев провёл крупномасштабное совещание по вопросам развития рыболовства в России. Там поднимались и вопросы восстановления рыбоперерабатывающих заводов на Дальнем Востоке и Камчатке и изменения законодательства и налоговых тарифов, призванные вернуть русский рыболовный флот в свои воды (в смысле сбыта выловленной рыбы) и система транспортной логистики рыбы с Дальнего Востока в Центральную Россию и даже восстановления сбытовой сети рыбной продукции с использованием восстановленной системы магазинов "Океан", т.е. весь комплекс вопросов рыболовства. Разумеется, совещание касалось не только рыбной отрасли Дальнего Востока, но её в первую очередь. В случае реализации этих поистине грандиозных планов, ежегодные доходы от рыболовства на Дальнем Востоке вырастут для России на 2-3 млрд долларов, что создаст опять же десятки тысяч рабочих мест в отрасли и мощнейшую сопутствующую инфраструктуру, включая реанимацию судостроения и судоремонта, а с учётом уже упоминавшегося выше маршрута доставки рыбы по Севморпути, который уже заработал в 2011 году, а в 2012 позволит перевести 100 тысяч тонн рыбной продукции в Центральную Россию, это будет дополнительным фактором быстрого экономического роста всех прибрежных регионов.
6. Не забыта и обычная промышленность. Намечен широкий план строительства заводов самого разного профиля как в прибрежной зоне, так и вдоль Транссиба и автодороги Дальний Восток - Центральная Россия. Правда, заводы будут строиться в основном частными инвесторами, но при активной поддержке Правительства. Речь не идёт о строительстве заводов-монстров, а в первую очередь, небольших производств с быстрой окупаемостью, продукция которых востребована в окрестной зоне и может поставляться также на экспорт.
Помимо уже упомянутого выше нефтеперерабатывающего завода на конце нефтепровода ВСТО, строится также завод по производству удобрений. Возле самого аэропорта Hyundai строит завод по производству электротехнического оборудования.
На самом саммите АТЭС уже подписан контракт с фирмой "Мазда" о создании сборочного производства автомобилей вблизи Владивостока. Этим шагом ставится точка и в ещё одном крайне болезненном вопросе - ввозе подержанных машин из Японии, что наносило колоссальный ущерб экономике всей России и формировало экономику колониального образца, построенную на чистой перепродаже подержанного автохлама и утеканию денег за рубеж.
Но на саммите АТЭС Путин поднял и ещё более важный стратегический вопрос - о снижении таможенных барьеров всех стран - участниц АТЭС и одновременно являющихся членами ВТО.
Это ясный сигнал, свидетельствующий о том, что Россия не просто собирается осваивать и обустраивать свой собственный внутренний рынок, но и готовится к мощному броску на рынки других стран региона. Сейчас это кажется чем-то фантастическим, но на самом деле, через 10-15 лет это станет обыденной реальностью, причём не только в плане экспорта сырья и продуктов первого передела, но и высокотехнологичной продукции.
7. Наконец, Путин на пресс-конференции упомянул и столь важной сфере, как космическая программа России, которая в последние годы всё больше приобретает коммерчески ориентированный характер. За целенаправленными компаниями по раздуванию каждой нашей неудачи в космосе от общественности удалось скрыть тот факт, что Россия в настоящий момент является абсолютным монополистом в сфере космических запусков. Сейчас Россия осуществляет от 50 до 55% всех запусков космических аппаратов, которые запускаются в мире каждый год, причём, около 60% выводимых на орбиту спутников - это коммерческие спутники иностранных заказчиков (спутники связи, навигации, геодезические, научные и т.п.), а все остальные страны мира ВМЕСТЕ ВЗЯТЫЕ запускают только от 50 до 45% всех космических аппаратов, в том числе США - около 20%, а Европейское космическое агентство - около 9%.
Эта тема имеет прямое отношение к региону Сибири и Дальнего Востока, т.к. Россия форсированно строит космодром Восточный в Амурской области. Близость этого космодрома к Китаю, Японии, Корее, Тайваню и другим государствам Азиатско-Тихоокеанского региона делает их естественными заказчиками, которые будут использовать возможности космического сектора экономики России, принося в Россию большие деньги. И опять же это большое количество рабочих мест и развитие высокотехнологического сектора экономики, требующего высококвалифицированных специалистов престижных профессий.
Если внимательно хотя бы на перечисленные 7 направлений программы по развитию Сибири и Дальнего Востока (т.к. помимо них есть и другие, менее значимые позиции), то становится совершенно очевидна масштабная стратегия преобразования всего Русского Востока. Её отличительные черты: все принимаемые меры ведут к увеличению числа рабочих мест, в том числе, значительного числа высокооплачиваемых и высокопрестижных, увеличению инвестиционной привлекательности территорий, повышению капитализации регионов в целом, закреплению населения и повышению привлекательности жизни в нём, увеличению платёжеспособности населения, что в свою очередь стимулирует дальнейший экономический рост, увеличению транспортной доступности всего Русского Востока, укреплению связей Сибири и Дальнего Востока с Центральной Россией, при снижении ориентации местного бизнеса только на соседние государства.
Разумеется, программа по развитию Сибири и Дальнего Востока началась не сегодня и не сегодня продумывалась в головах руководителей России, но всё-таки саммит АТЭС-2012 можно считать некой отправной точкой, с которой все разрозненные меры приобрели характер целостной системы, за которой уже видны контуры новой реальности. Россия должна крепко встать на две ноги - западную и восточную и тогда она станет настоящим богатырём, подстать сказочному Святогору, контролирующим центр земной суши - т.н. хартленд, как это называется в геополитике. И шаг в этом направлении уже сделан.
Дмитрий Терехов, сопредседатель общественной организации «Журналисты России»
48. Ответ на 38., Дмитрий Терехов:
47. Ответ на 37., Дмитрий Терехов:
46. Ответ на 39., Андрей Карпов:
45. Ответ на 38., Дмитрий Терехов :
44. Ответ на 35., Токарев:
43. Ответ на 34., Токарев:
42. Ответ на 32., Георгий:
41. Ответ на 28., Дмитрий Терехов:
40. Ответ на 28., Дмитрий Терехов:
39. Ответ на 27., Дмитрий Терехов :