потому что Я свидетельствую о нем, что дела
его злы» (Ин. 7, 7).
На следующий после торжественного входа в Иерусалим день Господь беседовал в Храме с теми, кто желал Его слушать. Впрочем, одни слушали, чтобы чему-то научиться; другие же – чтобы в чем-то Его обвинить. Дабы иметь возможность больше сказать, не вызывая тотчас ожесточенного противодействия Своих врагов, Господь стал использовать притчи. Одну из них – «О злых виноградарях» мы слышали сегодня на богослужении.
Основные образы этой притчи следующие: господин виноградника, под которым разумеется Сам Бог; виноградник, т.е. народ Божий; делатели – пастыри народа Божия; рабы господина – пророки; наконец, сын – Сам Господь Иисус Христос.
В чем был главный грех виноградарей? В том, что они стали воспринимать вверенный им для трудов виноградник своей собственностью. Когда они в течение многих поколений совершенно свыклись с этой мыслью, оказалось, что Господин им уже вовсе не надобен, Он им в тягость – потому что постоянно требует каких-то духовных плодов от народа Божия через них, пастырей. В них целыми столетиями созревало злое семя революции, семя восстания против Бога.
Действительно, по человеческому рассуждению, разве плохо быть хозяевами виноградника? Разве плохо обладать властью над народом и получать вместо Бога почести? Разве плохо, забыв о духовном делании, наслаждаться всеми благами земли? Увы, ко времени входа Господня в Иерусалим, подавляющая часть иудейского священства стала богоборческой. Апостол и евангелист Иоанн Богослов свидетельствует: «Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7, 48-49).
Отсюда оказалась закономерной реакция виноградарей на пришествие Христово – ведь Он вошел в Иерусалим, чтобы принять власть над наследием Божиим. Что сказали виноградари из притчи? – «Это наследник; пойдем, убьем Его и завладеем наследством Его. И, схватив Его, вывели вон из виноградника и убили» (Мф. 21, 38-39).
Затем Господь вопросил слушателей: «Итак, когда придет Хозяин виноградника, что сделает Он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник предаст другим виноградарям, которые будут отдавать Ему плоды во времена свои» (Мф. 21, 40-41).
В 70-м г. Бог послал на Иерусалим римлян, которые исполнили Его волю о злых виноградарях. Ветхозаветное священнодействие прекратилось по причине разрушения Храма. Господь поручил виноградник другим делателям – святым апостолам и их преемникам из всех народов Земли.
Что же было после? Совершенно перевелись злые делатели в божественном уделе? Неужели одни только иудеи способны извращать закон Божий? Конечно, нет. Господь во время земной жизни терпел подле Себя злого делателя – Иуду Искариота – в том числе и для нашего вразумления – дабы мы не особенно удивлялись факту существования злых виноградарей. Если в первенствуюшей Церкви, окормляемой апостолами, они уже обретались, что говорить о нашем времени!
Книга Деяний святых апостолов повествует о прощании великого Павла с пресвитерами Ефесской церкви. Он наставлял их следующими словами: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20, 28-30).
В Третьем Соборном послании Иоанн Богослов пишет, обращаясь к Гаию: «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви» (3 Ин. 9-10). В другом месте апостол Павел говорит: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей….» Можно было бы привести еще множество интересующих нас свидетельств из посланий святых апостолов о злых виноградарях, но и этого достаточно.
Печать злого делателя – всегда искать славы себе, а не Богу; трудиться для себя, прикрываясь красивыми словами о Боге. Такой человек надевает на себя личину праведности, чтобы обольстить окружающих. Закон Божий ему нужен лишь для того, чтобы удобнее манипулировать зависящими от него людьми. Злой делатель наслаждается властью и почестями – вместо того, чтобы учить воздавать почести Богу. Злой делатель – похититель божественной славы. Его конец – бездна богоборческого отчаяния, глубину которой познал Иуда Предатель. Злой делатель снисходителен к грехам сильных мiра сего в том случае, когда они воздают ему почестями и земными благами, и строг до неумолимости к тем, кто не соглашается иметь его вместо Бога. Таких людей злой делатель ненавидит почти так же сильно, как ненавидели Христа современные Ему иудейские архиереи. Для злого делателя закон Божий – разменная монета, которой он покупает себе влияние, то повышая, то понижая ее курс, в зависимости от идеологической конъюнктуры общества.
Преподав наставления в притчах, Господь стал явно обличать злых виноградарей – книжников и фарисеев. Этим обличениям посвящена, например, вся 23 глава Евангелия от Матфея. Приведем нечто наиважнейшее из этих обличений: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23, 13); «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23, 27-28). Что есть лицемерие в буквальном смысле? Способность надевать разные личины, маски; способность перевоплощаться в требуемый образ. В современном нам обществе этот недуг очень развит. Существуют своего рода профессионалы – имиджмейкеры, помогающие лицемерить. В тысячи раз легче изображать праведность, чем хотя бы пытаться иногда поступать по правде.
Лицемер, разыгрывая праведность или даже святость, внутри себя знает, что лжет. Он не будет препятствовать подобной же игре других, если эта игра не является слишком топорной. Однако он будет ненавидеть подлинные проявления праведности, потому что каждое из них будет обличать его фальшь. Бездарность всегда ненавидит подлинный талант. Злые делатели духовной нивы – бездарности. Ибо невозможно получить дар свыше, от Того, Кто любит правду и ненавидит ложь и всякое притворство. Сказано: «в лукавую душу не войдет премудрость». Поэтому злые виноградари всегда ненавидят добрых пастырей, всегда их гонят и хотят, чтобы они перевелись на земле, чтобы весь мiр наполнился ложью.
Господь, по сути, произнес на них проклятие: «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?... да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле...» (Мф. 23, 33, 35). Увы, увы злым виноградарям всех времен и народов!
О недугах некоторых христианских священнослужителей свт. Григорий Двоеслов говорит в беседе, посвященной обязанностям епископов: «…многие, принимая права правления, воспламеняются к терзанию подчиненных, с ужасом властвуют и вредят тем, которым долженствовали быть полезными. И поелику они не имеют внутренней любви, то желают казаться господами; совсем забывают о том, что они отцы; место смирения переменяют на возвышение владычества, и если когда по внешности ласковы, то внутренне свирепствуют. О них-то говорит Истина: «приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы» (Мф. 7, 15).
Святитель Григорий продолжает обличать вверенных его попечению священнослужителей: «…если иногда будет лицо, в мiре сем могущественное, то, быть может, заблуждения этого человека превозносятся похвалами, для того, чтобы он, если бы стали говорить противное, во гневе не лишил подарка, который давал. Но мы непрестанно должны помнить, что написано о некоторых: «Грехи людий Моих снедят» (Ос. 4, 8). Почему же они называются снедающими грехи народа, если не потому, что поблажают грехам нечестивцев, дабы не лишиться временных наград? Но и мы, живущие от приношений верующих, делаемых ими за грехи свои, если едим и молчим, то, без сомнения, снедаем грехи их. Итак, помыслим, какое важное преступление пред Богом - снедать цену за грехи и ничего не делать против грехов проповедью!». Обличение грехов общества, в особенности же начальствующих, - первая из обязанностей виноградарей, потому что беззакония начальников сеют более соблазнов, чем грехи простолюдинов.
Святейший папа продолжает: «Послушаем, что говорится голосом блаженного Иова: «Аще на мя когда земля возстена, аще бразды ея восплакашася вкупе; аще и силу ея ядох един без цены» (Иов. 31, 38-39). Ибо земля вопиет против своего владетеля тогда, когда Церковь справедливо восстает против своего пастыря. А бразды ее плачут, когда сердца слушающих, удобренные голосом проповеди и силою обличения от предшествующих отцов, видят нечто такое, что заставляет их плакать о жизни пастыря. Добрый владелец этой земли никогда не ест плодов ее без денег, потому что благоразумный пастырь наперед платит талант слова, дабы не принимать от Церкви награды содержания к обвинению своему. Ибо мы проповедники будущего Судии».
Добрый пастырь Христова стада Григорий Двоеслов особенно обличал в подчиненных ему епископах грех симонии: «…вам, епископам, я говорю со слезами; потому что мы узнали, что некоторые из вас рукополагают за награды, духовную благодать продают и от чужих беззаконий со вредом греха собирают временные выгоды. Почему же не приходит на вашу память то, что глас Господень, заповедуя, говорит: «туне приясте, туне дадите» (Мф. 10, 8)? Почему не представляете пред очи ума вашего, что Искупитель наш, вошед в храм, седалища продающих голубей опрокинул и деньги у меновщиков рассыпал (Ин. 2, 15-16)? Ибо кто ныне в храме Божием продавцы голубей, если не те, которые в Церкви принимают мзду за рукоположение?»
Увы, всего через полтора столетия после святителя Григория Римскую кафедру захватили злые виноградари. Они льстили варварским князьям – то лангобардам, то франкам, чтобы получить не только богатства, но и мiрскую власть. Они пали перед третьим из искушений, какие предлагал диавол Спасителю при окончании Его сорокадневного поста. Римская кафедра стала иметь внешний блеск – как Иерусалимский храм во времена Христовы. Но духовные плоды совершенно иссякли. В самом начале XII века прибыл в Великий Новгород прп. Антоний Римлянин, святых же выходцев позднейших времен этой древней столицы Православия мы не знаем.
Более тысячелетия древний Рим терзают злые делатели: властолюбцы, лихоимцы, блудники, убийцы. Здесь водворилась мерзость запустения, постепенно объявшая весь западный мiр. Сегодня там нормой стали: совместные моления с идолопоклонниками; «венчания» содомитов; дерзкое попрание каждой из божественных заповедей; многочисленные искажения оставшихся от древности богослужебных текстов; «ревизии» лика святых. Все это делается, чтобы не разгневать сильных мiра сего, затерроризировавших всех и вся своей пресловутой толерантностью в отношении греха и беззакония. Вся совокупность вновь устанавливаемых норм поведения объявлена теперь «общечеловеческими ценностями». И кто не желает склоняться под их ярмо, храня верность закону Божию, объявляется изгоем.
Русская Православная Церковь пока стоит несокрушимой скалой против вселенской бури нечестия, которая уже убила, не в телесном, а в духовном смысле, целые народы и государства. Все силы ада восстали против нее.
Русская Церковь вышла из огненного искушения революции очистившейся от множества злых делателей. Ибо век назад немало их объявилось в винограднике Христовом. Были пастыри, деятельно участвовавшие в революции, как, например, печально известный Георгий Гапон; были те, что влекомые безумием клятвопреступления, отвергли власть Помазанника Божия, радостно приветствуя беззаконное Временное Правительство; были представители обновленческого раскола; наконец, были те, что открыто отреклись от Бога. Все они разлетелись, подобно легковесной шелухе, когда подул суровый ветер испытаний – осталась в уделе Господнем очищенная от шелухи пшеница. Хотя в 20-х годах прошлого века большая часть храмов была в руках обновленческого духовенства, подлинные овцы Христова стада ушли от злых виноградарей – так что последние проводили свои революционные службы в пустых помещениях. Случилось по слову Спасителя: когда истинный пастырь «выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (Ин. 10, 4-5). Так овцы Христовы, без лишних слов, просто бежали от злых делателей.
Святитель Иоанн Златоуст говорил в свое время, что самое тяжкое из всех гонений – отсутствие гонения. Ибо в такие времена народ Божий, точно палимый полуденным зноем страстей, быстро развращается во главе с пастырями. Как в жизни отдельного христианина необходимы скорби, ведущие человека ко спасению, так в жизни Вселенской Церкви бывает польза от гонений, ибо христиане становятся ревностнее, пастыри – бдительнее. Кроме того, сам факт гонений свидетельствует о том, что Церковь на верном пути, потому что сказано: «все, желающие жить благочестно во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12). Напротив, Сам Господь сказал: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо, ибо так поступали с лжепророками отцы их».
Наступает время, требующее подвига, прежде всего от пастырей. Мы еще только в начале новых испытаний, долженствующих выявить среди нас и отсеять злых делателей. Что же - спросите - делать? Пытливым взором выявлять злых виноградарей и «брать их на карандаш»? Да не будет! Один почитаемый нашим недостоинством старец любил говаривать: «Не ищи греха на селе, а ищи в себе». Господь наставляет: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 1-3). Много сейчас развелось обличителей духовенства, особенно из среды людей, далеких от Церкви, в том числе откровенных безбожников и богоборцев. Кто им внемлет, внемлет диаволу. Даже если они иногда говорят нечто, кажущееся справедливым, следует отдавать себе отчет в том, что они движимы духом неприязни – отнюдь не любви. Христианин же должен всегда руководствоваться любовью. Нужно горячее молиться за пастырей. А если кому-то не хватает отеческих наставлений, читайте святых отцов. Они – единственные нелестные звезды во мраке, которым окутан современный мiр; звезды, приводящие к Солнцу Правды – Христу, Богу нашему.
Пастыри обязаны обличать грехи народа Божия. Мiрян же не красят обличения священнослужителей, особенно если эти обличения делаются не в глаза, а тайными доносами и нашептываниями. Итак, если не имеете в себе мужества ответственно и открыто заявить о неких вопиющих грехах кого-то из пастырей, предоставьте Самому Богу разобраться со злыми виноградарями. Не думайте, что Бог печется о нас менее, чем во времена Ветхого Завета. А между тем, в 1-й книге Царств приводится горькая судьба свящиннического рода Илия. Хотя сам Илий поступал по правде, его сыновья Офни и Финеес, «были люди негодные; они не знали Господа и долга священников в отношении к народу...» (1 Цар. 2, 12-13). Эти несчастные дошли до открытого хищничества и не стеснялись прелюбодействовать при входе в Скинию. Господь долго терпел, но, открыв предварительно Свою волю о доме Илия отроку Самуилу, казнил злых делателей в один день. Ковчег Завета был пленен, Офни и Финеес - убиты иноплеменниками, сам же Илий, услышав эти вести, упал от удивления и ужаса, и, сломав при падении позвоночник, умер.
Так что не слушайте сплетен о священнослужителях, не увлекайтесь клеветой, не пишите доносов. Одно время такие вселенские светила Церкви, как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Афанасий Великий, многим представлялись злыми делателями в винограднике Божием; многие, гоня их и преследуя, мнили, что служат Богу. Но теперь, по прошествии столетий, нет архипастырей, более прославляемых, чем эти великие страдальцы. Все же, не успевшие раскаяться их гонители, погибли злой смертью. Убойтесь же столь печальной участи клеветников.
Божиим попущением, на Церковь Христову вновь набросились волки – богоборцы всех мастей, которые при дружной поддержке антихристианского мiрового сообщества, с великой наглостью устремились расхищать стадо Христово. Какими должны быть при этом действия пастырей, говорит Сам Спаситель: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит о овцах» (Ин. 10, 11-13). Наемник - тот, кто стал пастырем в основном ради мiрских преимуществ. Гонение, иными словами, нашествие волков, всегда служит для пастырей экзаменом. Что же мы увидели? Одни, исповедающие вместо добродетели ревностной любви, мнимую добродетель толерантности, едва завидев волков, скрылись - чтобы о них кто-нибудь плохо не подумал или плохо не сказал. Другие, и что особенно отрадно, во главе с Патриархом, стали поражать волков пращей слова, естественно, навлекая при этом на себя поношения со стороны безбожного мiра.
Не убоимся же поднимающейся бури, отвергнем от себя лукавые подозрения против ближних, повсюду рассеиваемые профессиональными клеветниками-лжесловесниками, по слову апостола, «сожженными в совести своей». Вооружимся любовью, о которой тем же апостолом сказано, что она – «совокупность совершенства». Научимся друг другу прощать. Станем друг за друга молиться, как Сам Господь научил. Тогда Он, видя готовность виноградника приносить духовные плоды, найдет способы и средства поставить на соответствующие участки Своего удела, где, быть может, временно и оказались злые делатели, нужных виноградарей, дабы и через это прославлялось имя Божие отныне и до века.
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинской епархии
11. Ответ на 10., дед пенсионер:
10. 9. Токарев : Ответ на 8., дед пенсионер:
9. Ответ на 8., дед пенсионер:
8. 5. Токарев :
7. Re: О злых виноградарях
6. Пастыри обязаны обличать грехи народа Божия.
5. Нужно горячее молиться за пастырей.
4. Так что не слушайте сплетен о священнослужителях, не увлекайтесь клеветой, не пишите доносов
3. Re: О злых виноградарях
2. о злых виноградарях