К вопросу о позиции Церкви по ювенальной юстиции

Андрей Карпов о категорической неприемлемости ювенальных технологий

Ювенальная юстиция давно перестала быть техническим термином, обозначающим правовую систему, занимающуюся детьми, и превратилась в культурный символ. Рассматриваемая как символ, она попадает в контекст усилий, которые направляются недоброжелателями России на изменение традиционного менталитета русского, православного человека. Там, где ювенальная юстиция является устоявшейся частью общего культурного пейзажа, не может быть ни традиционной семьи, ни православного сознания. Это понимают многие чада Русской Православной Церкви, и поэтому для нас так важно, чтобы Церковь официально озвучила свою позицию в этом вопросе.

На сайте Межсоборного присутствия опубликован проект документа «Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции». Представленный документ отраден уже фактом своего появления. Однако существующая редакция содержит ряд формулировок, которые позволяют истолковать его достаточно удобным для адептов ювенальных технологийобразом. Так, например, само понятие ювенальной юстиции, данное в сноске, выглядит вполне презентабельно. Если, ювенальная юстиция, как сказано, «призвана обеспечить защиту детей от противоправных действий, а также от факторов, отрицательно влияющих на их развитие», то с ней и бороться как-то стыдно.

Описание текущей ситуации также вполне согласуется с позицией ювенальных технологов. Говорится, что «острыми проблемами современного общества стали жестокое обращение родителей со своими детьми, тяжелое положение несовершеннолетних в детских домах и местах лишения свободы, стремительный рост количества сексуальных преступлений против детей, распространение детской порнографии». И при этом остаётся вне текста, что проблемы, которые действительно существуют, подаются в СМИ гипертрофированно, произошедшие инциденты чрезмерно муссируются, в то время как бытовой нормой по-прежнему остаются нормальные человеческие отношения, воспринятые современными семьями от предшествующих поколений. Концентрация внимания на аномалиях постепенно легализует их в массовом сознании, что работает на усугубление ситуации. При этом нет повода думать, что ювенальные технологии способны затормозить этот процесс. Наоборот, следует ожидать, что если ювенальная юстиция всё-таки будет внедрена, внутрисемейные отношения в целом ухудшатся.

В документе сохраняется стандартный ювенальный посыл, оправдывающий вмешательство в дела семьи «в случае угрозы жизни, здоровью и нравственному состоянию ребенка». Предлагается лишь описать однозначные правовые критерии. Теоретически это, конечно, правильно. Практически формализовать угрозу здоровью и нравственному состоянию исчерпывающим образом невозможно. Мы должны помнить, что при желании угрозой здоровью ребёнка можно посчитать и пост, и причащение из одной чаши, и целование креста, и даже таинство исповеди. Найдутся люди с ученой степенью, громким званием и высокой должностью, которые обоснуют всё это наукоподобным образом.

Ещё более размыта ситуация с угрозой нравственному состоянию.

Точность формулировок сама по себе не сделает ювенальные институты более человечными. Главное, какая задача стоит перед защитниками детей – сохранить ребёнку родную семью, или изъять его из семьи при первой возможности.

Не стоит поддаваться на лингвистические провокации сторонников ювенальных технологий и принимать их язык с уже устоявшимися ювенальными оборотами. Если мы будем разговаривать на этом же языке, нас легко обыграют. Наша позиция вдруг окажется слишком «эластичной», что позволит протащить ювенальную юстицию, невзирая на негативное отношение Церкви, поскольку формально действия ювенальщиков противоречить данному документу не будут.

Думается, неприемлемость ювенальных технологий должна быть обозначена более жёстко. Сейчас же документ предлагает бороться с ювенальной угрозой с помощью общественного обсуждения законодательных инициатив. Представляется, что подобный способ противодействия нежелательным юридическим инновациям заведомо проигрышен. Уже состоявшиеся обсуждения показывают, что каким-то положениям действительно удаётся противостоять. Однако социально и культурно опасные законы всё равно принимаются. Вывод законопроекта на обсуждение позволяет закрепить в общественном сознании представление о неизбежности принятия такого закона, а частности дела не меняют.

Необходимо однозначно заявить о неприемлемости ювенальной юстиции для православного человека во всех её проявлениях. Православное экспертное сообщество сегодня уже легко способно идентифицировать ювенальные технологии в любых видах, а значит, позиция Церкви может быть более определённой. Представляется оправданным внесение соответствующих поправок в текст рассматриваемого документа. Хорошая редакция предложена движением «Семья, любовь, Отечество». Вероятно, каждый православный человек, особенно семейный, должен задуматься, каковым должно оказаться окончательное слово Церкви и высказать соответствующие пожелания. Это совпадает с желаниями священноначалия, благословившего публикацию проекта документа для общественного обсуждения. 

Андрей Карпов
, редактор сайта «Культуролог»  
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

4. Re: К вопросу о позиции Церкви по ювенальной юстиции

Спасибо за адрес - поддерживаю.

Родис / 30.08.2012

3. Защити Россию от ЮЮ — напиши письмо своему Президенту

Кстати, только что узнал об акции "Защити Россию от ЮЮ — напиши письмо своему Президенту" в блоге отца Димитрия Смирнова: http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/cerkov-13415/?pg=1&out=pg&frm=ex&srt=dpd&cat=n. Может, РНЛ стоит поддержать это начинание? Хотя бы распространить информацию.

Аноним / 29.08.2012

2. Полностью поддерживаю!

Совершенно точно сформулировано относительно "лингвистических провокаций". Действительно, Церковь не должна переходить на терминологию, клише и обороты, навязываемые ювенальным (и любым другим) лобби. Это не тот случай, когда "для всех быть всем". Принимая язык, сложно не принять и идеологию, которая "прячется" в языковых формулах. Голос Церкви всегда звучал на языке, отличном от других. А в этом проекте он как будто "фальшивит"... Альтернативный проект гораздо более близок к "оригиналу".

А.А.Н. / 29.08.2012

1. Re: К вопросу о позиции Церкви по ювенальной юстиции

Лукавые сионские мудрецы, придумавшие "глобализм", нас так запутали, что мы начинаем бороться с последствиями вместо причины. А причина, это либертанская "демократия", которая под видом свободы внедряет всякие мерзости в нашу жизнь, чем расшатывает и общественную нравственность. Эти же мудрецы создают "террористов" по всему миру, а потом начинают с ними "бороться", создавая электронную систему тотального наблюдения. Против этого сатанинского лукавства только одно средство: [b]принятие государством Основного Закона, который обязывает, чтоб прочие законы не противоречили Св. Писанию[/b]. Тогда будут изгнаны из общества развратные СМИ, педерасты всех мастей, порнография, несправедливая социальная система (капитализм), конкуренция, безработица, эксплуатация труда, узурпация небольшим числом преступников национальных ресурсов и земли и т.д. Тогда не понадобится защищать детей никакой добавочной ювеналкой. В СССР ее не было, были строгие законы и общественная моральная атмосфера, не позволяла развиваться преступности против детей. А сегодня наши дети, по сути официально, продаются на Запад. Защищает от этого ювеналка? Ничуть. Она придумана сионскими мудрецами не для защиты детей, а для коверкания их душ, разрушения семьи и снижения детской рождаемости путем запугивания потенциальных родителей (да и развратная, мещанская, безыдейная атмосфера в сегодняшней России не стимулирует рождаемость). Все меньше остается людей, кто это не понимает. Не понимает это наше правительство?

Андрей Карпов:
Объязычивание
Размышления на полях московской развлекательной программы «Путешествие в Рождество»
26.12.2019
Рыночное торможение
Способствует ли либеральная экономическая модель развитию человечества?
13.12.2019
Население мира стареет
Снижение количества убийств и его причины
08.11.2019
Все статьи автора
"Ювенальная юстиция"
Все статьи темы
"Повестка дня Межсоборного присутствия РПЦ"
Документ сырой, непроработанный и нуждающийся в правке
Протоиерей Михаил Васильев о проекте документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга»
20.02.2020
Легитимность защиты Отечества поставлена под вопрос?
Если запретить освящать оружие массового поражения, то тогда надо запрещать освящение всякого оружия
14.02.2020
«Этот документ для Церкви является убийственным»
Критический отклик Ивана Вишенского на проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга»
06.02.2020
Все статьи темы