И разве могло быть иначе? Та, что сделалась Источником Жизни для всех поколений рода человеческого; Та, что низвела Небо на землю; Та, что услышала от Архангела «Радуйся, Благодатная»; Та, что наполнила погибавший от греха мiр небесной радостью – могла ли быть объятой тлением? Если алавастровый сосуд, содержавший миро, навсегда остается благоуханным, не тем ли паче плоть, вышеестественно вместившая Божество, становится неотделимой от Него?
Праздник Успения являет победу человечества над бесовскими полчищами. Если высшие чины Ангелов удивлялись, видя возносящуюся на Небо плоть Богочеловека и говорили низшим: «Возьмите врата, князи, ваши; и возьмитеся врата вечная; и внидет Царь славы» (Пс.23), еще более они удивились при виде ставшей нетленной и прославленной сиянием Божества плоти только человеческой, когда они ощутили Представительницу человечества своей вечной Царицей и в великой радости преклонились перед Нею.
Сколько смирялась Богоматерь во время земной Своей жизни, столько Она прославилась на Небе, о чем Сама же пророчески сказала при Благовещении: «...яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди». Глубину Ее смирения просто невозможно постигнуть. Человеку свойственно, ощутив какую-то небольшую радость, выражать ее вовне. Но Богоматерь, получив ни с чем несравнимую небесную радость, никак ее не выдавала; - разве что лишь в ответ на божественный призыв, как это было при встрече с праведной Елисаветой, матерью Иоанна Крестителя. Видя Богоматерь, никто не догадывался, какое небесное Сокровище Она в Себе носит. И когда явился на свет Богомладенец, Она осталась Той же смиреннейшей из смертных Девой. Она Одна из живущих на земле понимала глубину совершившегося вселенского события, Причиной которого послужила, но никак и никому не выдала этого. Она с совершенным спокойствием встречала слова возлюбленного Сына: «Кто матерь Моя и кто братия мои? Кто слушает слово Мое и исполняет его, тот Мне брат и сестра и матерь» - ибо эти слова нисколько Ее не умаляли - не было, нет и не будет на земле человека, который бы с таким вниманием слушал и исполнял божественные глаголы, как это было свойственно Богоматери.
Она, по слову Спасителя, изреченному с Креста, пребывала в доме Иоанна Богослова на Сионе. Все обетования, изреченные пророками, начиная с богоотца Давида, исполнились на доме Иоанна Богослова. Не на Храм Соломонов сошел Дух Святой в виде огненных языков, а на Сионскую Горницу. Через это событие и через пребывание в доме апостола Иоанна Приснодевы как единственного по степени совершенства Храма Божия, Сион стал духовно царствовать над мiром. А нынешние так называемые сионисты – несчастные, заблудшие люди, два тысячелетия пребывающие в спячке.
Когда исполненное благодати тело Богоматери святые апостолы во главе с Иоанном Богословом понесли с Сиона в Гефсиманию, несчастные иудеи, исполнясь зависти и злобы, пытались помешать шествию. Тогда процессию осенил облачный столп. Но ожесточенная злоба не способна внимать даже чуду. Поэтому потребовалось наказание. Многие из иудеев ослепли – что было знаком, обличавшим их безрассудную злобу, потому что злоба всегда ослепляет. Но и этого оказалось недостаточно для вразумления заблудших. Один из иудейских священников, по имени Авфоний, промыслительно не был поражен слепотою. Когда облачный столп приподнялся над одром Богоматери, он со словами «Вот какую почесть воздают телу родившей льстеца, который разорил закон отцов наших» бросился к одру, чтобы его опрокинуть, но его руки, едва прикоснувшись, повисли на одре, будучи отсеченными невидимой силой. Ощутив боль, Авфоний пал с воплем на землю. Грозное прикосновение Ангела вразумило его, он раскаялся в своей злобе и стал просить апостолов: «Помилуйте меня, рабы Христовы!». Тогда шествие остановилось, и Петр сказал Авфонию: «Ты получил то, чего хотел; а исцелить тебя от раны мы не можем; совершить это может только один Господь Бог, против Которого ты неправедно восстал. Но и Он не подаст тебе исцеления, доколе ты не уверуешь в Него всем сердцем и не исповедуешь устами, что Иисус есть истинный Мессия, Сын Божий». Авфоний воскликнул: «Верую, что Он есть предвозвещенный пророками спаситель мiра - Христос». Тогда Петр повелел соединить оставшееся от рук Авфония с повисшими на одре частями и с верою призвать имя Пресвятой Богородицы. И руки тотчас срослись, остался лишь знак бывшего отсечения. Авфоний в великой радости стал прославлять благодать Богоматери и приводить пророчества о Ее достоинстве. Несчастный протосионист присоединился к истинным Сионянам. Многие из иудеев это видели и уверовали. Также многие из ослепших, призвав имя Приснодевы, исцелились не только телесно, но и душевно, присоединившись к рати истинного Сиона.
После погребения тела Богоматери апостолы остались в Гефсимании, потому что место погребения Приснодевы стало источником божественной силы. Промыслительно не прибывший на погребение апостол Фома, явился на третий день и упрашивал, чтобы был отвален камень от дверей гроба. Когда это было исполнено, гроб оказался праздным - осталась лишь плащаница, источавшая благоухание. Воздав через нее поклонение Богоматери, апостолы ушли из Гефсимании на Сион, чтобы подкрепить себя телесной пищей. По обычаю, они подняли часть хлеба, оставленную в честь Воскресшего из мертвых Христа, величая живоначальную Троицу. В это время горница наполнилась ангельским пением и благоуханием. Возведя очи наверх, они увидели Богоматерь, окруженную небесными Силами. При этом Она сказала: «Радуйтесь. Я с вами во все дни». Тогда они единодушно воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!»
О славе Богоматери говорит пророк Давид в 44-м псалме: «Престол Твой, Боже, в век века; жезл правости - жезл царствия Твоего. Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие. Сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих... предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена».
Царь Давид говорит далее о сути славы Богоматери: «Вся слава Дщере царевы внутрь». Это о душевной красоте и превосходящем разум Ее смирении. И о будущей, послеземной славе Приснодевы - в том же псалме: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде».
О воскресении Богоматери, как Кивоте Божества сказано в 131-м псалме: «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот Святыни Твоея!». Богоматерь воскресла и пребывает одесную воскресшего Сына. Сколь это ни сладостно, сердце Приснодевы скорбит о страждущем роде человеческом, о чем и сказано в тропаре настоящему празднику: «В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мiра не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша». Из жития блаженного Андрея, Христа ради юродивого, мы знаем, что он, будучи восхищен в небесные обители, не увидел там Богоматери - ибо Она воистину не оставляет земнородных. Она пребывает на земле как Матерь всего рода христианского. Она истинная Лествица, возводящая христиан от земли, из этой юдоли плача, на Небо.
В одном из песнопений праздника сказано: «Днесь небо простирает недра, приемля Рождшую всеми Невместимаго, и земля, Источник Жизни отдающи... украшается благолепием. Вси поклонимся Ей, молящеся: сроднаго присвоения не забуди, Владычице, верно празднующих Твое Успение! Спаси нас, исповедающих Тя Богородицу, от всякаго обстояния, Мати Творца всех Бога...»
Сегодня, когда сатанинские силы вновь подняли голову, когда дерзкие руки богоборцев снова тянутся к нашим святыням с целью их осквернения, мы должны с особым усердием молиться к Богоматери, должны единодушно воскликнуть вслед за святыми апостолами: «Пресвятая Богородице, помогай нам!»
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинской епархии
1. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.