Прокомментировать инициативу Ивана Отраковского корреспондент издания Regions.ru попросил известных православных священнослужителей.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников и главный редактор журнала «Наследник», заметил, что «к каждому священнику добровольца не приставишь, да это и необязательно, - за исключением тех, кому поступают адресные угрозы, как это было, например, в адрес отца Даниила Сысоева». Он напомнил, что убийство священнослужителя произошло именно после угроз, которые после привели в действие. «А что касается храмов, они действительно нуждаются в защите, так или иначе, - либо силами прихожан храмов, либо силами добровольных дружин. Только сейчас это приобрело такой широкий общественный резонанс, но и раньше храмы, особенно не находящиеся в центральных и людных местах, регулярно подвергались ограблениям. Эта проблема сегодня, может, и решена – во всех храмах стоят сигнализации, во многих есть охрана и видеокамеры, но вот что касается осквернения внешней стороны, то надо установить видеонаблюдение, чтобы неповадно было на стенах писать, чтобы любые действия были зафиксированы», - считает священник. «Самое главное в работе таких дружин, чтобы добровольцы не вели себя заведомо предосудительно к гражданам, не провоцировали людей на ответные агрессивные действия», - добавил он.
Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, назвал этот замысел «добрым», но добавил, что осуществить его как должно будет непросто, поскольку «всякая серьезная и полезная деятельность, тем более в области противостояния людям в высшей степени бессовестным, требует не просто красной повязки "дружинника"». «Но если есть люди, которые хотят, подобно казакам, выполнять защитную и служебную функцию у православных святынь, то нельзя этому не порадоваться», - отметил пастырь.
«Мне кажется, гораздо большую пользу могла бы принести тесная взаимосвязь охраны церковных, освященных объектов с оповещением госслужб, которые находятся в постоянной боевой готовности, хорошо оплачиваемы государством, и могут моментально среагировать в случае появления вблизи наших храмов людей вандалистски и антихристиански настроенных, готовых осквернить святыни. Именно так работает вневедомственная охрана, например, финансовых учреждений. К тому же хорошо помогают видеокамеры, в радиус которых попадает все, что происходит вокруг этих объектов», - предложил пастырь. «Я "за" всякую поддержку Церкви, и в том числе силовую против хулиганов, но я бы все же позаботился о привлечении технических средств контроля и четком взаимодействии с профессиональными охранными структурами», - заключил отец Лука.
Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря, также назвал предложение по созданию добровольных православных дружин хорошим, но «при условии, конечно, что православные дружины будут действовать именно так, как заявлено», т.е. не нарушая закон. «Я вообще приветствую всякую добрую инициативу, исходящую снизу. В нашем государстве народная инициатива как-то всегда порицалась и задавливалась. Думаю, что чем больше будет общественных движений и организаций, тем лучше. И те, которые опираются на устои веры и морали, в будущем могли бы стать очень значимыми в нашей жизни и получить поддержку государства. Пусть больше будет таких инициатив», - считает отец Никон.
Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, отметил, что «еще недавно вопрос о желательности православных дружин казался чисто теоретическим», поскольку «такого агрессивного поведения относительно Церкви не было». «Думаю, что такое поведение во многом воспитывается СМИ, инспирируется ими. Культивируется пренебрежительное отношение к Церкви, церковной иерархии, Патриарху. Сколько вылито грязи! Это направлено на то, чтобы лишить людей страха Божия. Обнаглели уже до такой степени, что одни совершают кощунства в храме Божием, а другие спиливают кресты и пишут гадости на стенах храмов. Сколько же это можно терпеть? Это все инспирировано подкупленными СМИ. Раньше они еще пытались изображать какое-то уважение, а сейчас уже просто поливают Церковь грязью без стыда и стеснения. Важно, чтобы защита Церкви была именно добровольной и бескорыстной. В этом смысле господа казаки небезупречны. Поэтому такие дружины должны формироваться из обычных прихожан», - заключил священник.
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, также считает эту идею хорошей, при условии, что «деятельность таких дружин должна согласовываться с властями, чтобы не было самочиния и самодеятельности». «Хорошая была традиция в советское время, когда добровольные дружины помогали милиции, - напомнил пастырь. - Это и было их задачей. И сейчас, думаю, эту традицию нужно возрождать уже на новом уровне, уже с дополнительной функцией защиты христианских святынь. Но не забывать и о поддержании порядка в целом. Не будут же они стоять в стороне, если хулиганы начнут приставать к обычным гражданам. Так что здесь должны совмещаться эти задачи: и защита православных святынь, и охрана общественного порядка. Возрождение такой дружинной традиции я поддерживаю».
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, не готов «сразу оценить, насколько это необходимо и насколько это эффективно, особенно в Москве, где общее количество храмов и часовен в столице и патриарших подворий в Московской области составляет 849». По его словам, целесообразность таких дружин может показать лишь время. «Кроме того, необходимо определить правовой статус подобных дружин. "При попытке хулигана к бегству дружинники должны удержать его под руки, не применяя насилия", - это наивность. Вряд ли хулиган будет ждать полицию. Он будет драться, наносить увечья, и хватит ли у дружинников силы воли получать побои, не давая сдачи, - вопрос сложный. Возможно, есть смысл усиливать охрану храмов силами общины, организовав дежурства, установив технические средства видеозаписи на территории храмов», - считает пастырь.
Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область), назвал правильным то, «что такое движение возникает в народе - когда зреет чувство, что не только полиция отвечает за порядок в стране, но и я, например, хочу отвечать за то, что происходит вокруг». «Вот если происходит что-то плохое, а народ не реагирует, - мол, пусть полиция разбирается, - это как раз было бы опасным признаком. А такое ощущение "хозяина своей земли" требует, в том числе, и защиты своей территории. Если в этой православной организации все хорошо и здорово, нет агрессии, и оно выступает в защиту православных ценностей, то такая инициатива – это нормальное возрождение в русском народе чувства хозяина. Если в моей деревне ходит хулиган, его надо поставить на место. Само по себе возрождение таких общественных движений, которые готовы исправлять ситуацию, это здоровая идея», - уверен отец Илия.