«Признавая необходимость соответствующей реакции со стороны государства, мы обращаем внимание на то, что юридическая оценка находится вне сферы компетенции церковного Священноначалия. Определять меру пресечения и меру наказания — исключительная прерогатива светского суда. Церковь не имеет властных рычагов воздействия на осуществление правосудия и не стремится их иметь. Мы также не рассматриваем происшедшее с политической или эстетической точки зрения. Пастырский долг Церкви — давать духовную, нравственную оценку имевшим место событиям», - говорится в заявлении.
Как подчеркивается в документе, «то, что произошло, есть богохульство и кощунство, сознательное и намеренное оскорбление святыни, проявление грубой враждебности к миллионам людей и их чувствам». «Поэтому никак нельзя согласиться с попытками представить происшедшее в храме как молитву, совершенную в нетрадиционной форме. К сожалению, эти попытки дезориентировали многих людей, в том числе отдельных членов Церкви, пребывающих в неведении относительного того, какие кощунственные и мерзкие слова были произнесены на амвоне Храма Христа Спасителя. Бесчинство в храме стало продолжением глубоко безнравственных публичных акций, ранее совершенных теми же лицами и их соратниками и оставшихся безнаказанными», - говорится в документе.
Вместе с тем, авторы документа обращаются, «не подвергая сомнению правомерность судебного решения», к государственной власти «с просьбой проявить в рамках закона милосердие к осужденным, в надежде на то, что они откажутся от повторения кощунственных действий».
«Церковь благодарит всех, кто поддержал Ее, осудил богохульство, выразил мирный протест против него. Мы также считаем естественным выражение жалости к задержанным, которое исходило как от чад Церкви, так и от людей внешних. Необходимо отделять грех от грешника, осуждая первый и надеясь на покаяние последнего. Бог всегда ищет спасения грешников и призывает их к покаянию. Так и Церковь стремится к примирению и исцелению тех ран, которые были нанесены проявлениями кощунства и вражды», - отмечается в документе.
«Обращаясь к людям, религиозные и национальные чувства которых были глубоко оскорблены как самим актом кощунства, так и последовавшей за ним пропагандистской кампанией, Церковь призывает воздержаться от любых попыток мести, от любых незаконных, тем более насильственных деяний, в то же время благословляя мирные гражданские действия, направленные на ограждение православного народа и его святынь от вражды и кощунства», - сказано в заявлении.
Авторы документа просят всех верных чад Русской Православной Церкви «хранить мирный дух и молитвенное предстояние перед Богом».
Мы попросили прокомментировать это заявление кандидата филологических наук, доцента СПбГУ диакона Владимира Василика.
Высший Церковный Совет выпустил свое заявление относительно процесса по делу кощунниц из известной панк-группы. В этом заявлении все названо своими именами: кощунство - кощунством, грех назван грехом, преступление - преступлением. Хочется обратить внимание на следующий момент: в заявлении говорится о возможности помилования, но только в рамках российского законодательства. Между тем, согласно законодательству, помилование возможно только в одном случае: если осужденный признает себя виновным в преступлении и просит о помиловании.
С юридической и нравственной точки зрения это разумно, ведь, если осужденный не признает себя виновным, то, чтобы его выпустить, его необходимо реабилитировать. Но в данном случае это означает признание следствия и всего процесса над кощунницами недействительными и превращение их в театр абсурда. Те, кто призывают помиловать кощунниц без их покаяния, по сути дела, призывают государство и его чиновников лжесвидетельствовать, ведь доказательства их вины налицо, и они виновны не только перед Богом и Церковью, но и перед людьми. Перед Богом и Церковью - в грехе кощунства и богохульства, а перед людьми - в грехе разжигания межрелигиозных противоречий, в разжигании ненависти к религиозному принципу, и, наконец, они виновны в элементарной политической провокации.
Мы помним эти тяжелые дни, когда было еще непонятно, как сложится судьба государства Российского, кто победит на выборах, и не закончатся ли выборы беспорядками или даже серьезными гражданскими столкновениями, серьезным общественным конфликтом. На нашей памяти некоторые публицисты (даже православные) публиковали адреса этих кощунниц с провокационными призывами, клонящими к расправе над ними. Выступление богохульниц могло закончиться большой кровью, если бы не мудрость государства и священноначалия, если бы не мудрая сдержанность православных людей.
Подсудимые в своем последнем слове всуе упоминали Федора Михайловича Достоевского. Между тем, он в своем романе «Бесы» пророчески предсказал и о них, описывая гнусности и кощунство Петруши Верховенского, в частности, разбитое стекло иконы, похищенный оклад и живую мышь, запущенную под стекло. Сильно напоминает гнусный перформенс «Pussy Riot» и тот маскарад, который был учинен Петрушей Верховенским на балу в честь гувернанток. Сама по себе атмосфера, сложившаяся вокруг «Pussy Riot», - это атмосфера бесовского революционного карнавала. Цель его понятна. Один из героев «Бесов» Лямшин на вопрос, зачем столько было совершено мерзостей, гнусностей и кощунств, ответил: «Для того, чтобы расшатать умы, повергнуть их в уныние и подготовить почву для революционного переворота». Ф.М.Достоевский провидел одну из революционных технологий: кощунство как средство создания социальной вражды и как ступенька к революционному перевороту. Кощунство и революция - бессмертная тема русской литературы, в том числе и Достоевского. Действия кощунственного ансамбля, грохот их ботинок, напоминающий цокот копыт гадаринских свиней прекрасно это подтверждают.
Поэтому кощунницы повинны по всем статьям. Они могут быть помилованы, если признают себя виновными, потому что Церковь помнит и чтит слова Господа в Священном Писании: «Не хочу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему» (Иез.18:23) . Но при этом необходимо, чтобы грешник себя осознавал грешником и хотел обратиться. В противном случае его спасение невозможно, так как Бог не спасает человека против его воли. Соответственно и государство не может человека амнистировать против его воли.
Да, Церковь ходатайствовала во времена Московского Царства и Российской Империи об опальных: и о крамольниках-боярах, и о мятежных стрельцах, но существенная особенность состояла в том, что и те, и другие считали себя грешниками и сами просили Царя через Церковь о снисхождении. Нынешние кощунницы себя виновными не считают, они нагло смеются и над Богом, и над Церковью, и над Россией, и над Государством, и над судом, и над правосудием. Понятно, почему они смеются. Они не самостоятельны, они, по сути дела, жалкие наемницы достаточно понятных заказчиков, которым нужны великие потрясения и абсолютно не нужна великая Россия. Ударом по церковным и государственным символам России стремились замутить, расколоть общество, натравить одних на других. Слава Богу, что это, в общем и целом, не прошло.
Но православный человек не может чувствовать себя удовлетворенным тем, что произошло. Пусть кощунницы и получили весьма и весьма мягкое наказание, но, во-первых, на скамью подсудимых не сели заказчики этого богохульства. Во-вторых, православный человек не может не испытывать боли от того, что случилось, от погибели грешных, несчастных душ. Женщины, которые могли бы быть добрыми матерями, добрыми женами, православными христианками, которые могли бы украшать наше Отечество, вместо этого избрали гадостный и омерзительный жребий - гадить на святом месте.
Дай Бог им понять, на что они подняли руку, дай Бог им покаяться, попросить прощения и отказаться служить своим заказчикам, которые их использовали и предали, кинули в тюрьму. Собственно говоря, заказчиков устраивал практически любой результат: растерзают их - великолепно, посадят - очень хорошо, выпустят - лучше некуда! Тогда их способ действия становится оправданным, они становятся законодательницами новой моды - осквернять церковные и государственные святыни. Дай Бог осужденным понять, что произошло, сделать правильные выводы и покаяться перед Богом и людьми. Только тогда и может придти милосердие.