Кощунницы могут быть помилованы, только если признают себя виновными

Диакон Владимир Василик о призыве Высшего Церковного Совета к светским властям проявить милосердие к участницам кощунственной акции в Храме Христа Спасителя

Кощунство в Храме Христа Спасителя 
0
1075
Время на чтение 5 минут
Как сообщалось, 17 августа Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви распространил заявление, в котором прояснил позицию Церкви относительно кощунственного акта в Храме Христа Спасителя, в том числе в связи с вынесенным судебным решением. Текст заявления опубликован на сайте Патриархия.Ru.

«Признавая необходимость соответствующей реакции со стороны государства, мы обращаем внимание на то, что юридическая оценка находится вне сферы компетенции церковного Священноначалия. Определять меру пресечения и меру наказания — исключительная прерогатива светского суда. Церковь не имеет властных рычагов воздействия на осуществление правосудия и не стремится их иметь. Мы также не рассматриваем происшедшее с политической или эстетической точки зрения. Пастырский долг Церкви — давать духовную, нравственную оценку имевшим место событиям», - говорится в заявлении.

Как подчеркивается в документе, «то, что произошло, есть богохульство и кощунство, сознательное и намеренное оскорбление святыни, проявление грубой враждебности к миллионам людей и их чувствам». «Поэтому никак нельзя согласиться с попытками представить происшедшее в храме как молитву, совершенную в нетрадиционной форме. К сожалению, эти попытки дезориентировали многих людей, в том числе отдельных членов Церкви, пребывающих в неведении относительного того, какие кощунственные и мерзкие слова были произнесены на амвоне Храма Христа Спасителя. Бесчинство в храме стало продолжением глубоко безнравственных публичных акций, ранее совершенных теми же лицами и их соратниками и оставшихся безнаказанными», - говорится в документе.

Вместе с тем, авторы документа обращаются, «не подвергая сомнению правомерность судебного решения», к государственной власти «с просьбой проявить в рамках закона милосердие к осужденным, в надежде на то, что они откажутся от повторения кощунственных действий».

«Церковь благодарит всех, кто поддержал Ее, осудил богохульство, выразил мирный протест против него. Мы также считаем естественным выражение жалости к задержанным, которое исходило как от чад Церкви, так и от людей внешних. Необходимо отделять грех от грешника, осуждая первый и надеясь на покаяние последнего. Бог всегда ищет спасения грешников и призывает их к покаянию. Так и Церковь стремится к примирению и исцелению тех ран, которые были нанесены проявлениями кощунства и вражды», - отмечается в документе.

«Обращаясь к людям, религиозные и национальные чувства которых были глубоко оскорблены как самим актом кощунства, так и последовавшей за ним пропагандистской кампанией, Церковь призывает воздержаться от любых попыток мести, от любых незаконных, тем более насильственных деяний, в то же время благословляя мирные гражданские действия, направленные на ограждение православного народа и его святынь от вражды и кощунства», - сказано в заявлении.

Авторы документа просят всех верных чад Русской Православной Церкви «хранить мирный дух и молитвенное предстояние перед Богом».

Мы попросили прокомментировать это заявление кандидата филологических наук, доцента СПбГУ диакона Владимира Василика.


Высший Церковный Совет выпустил свое заявление относительно процесса по делу кощунниц из известной панк-группы. В этом заявлении все названо своими именами: кощунство - кощунством, грех назван грехом, преступление - преступлением. Хочется обратить внимание на следующий момент: в заявлении говорится о возможности помилования, но только в рамках российского законодательства. Между тем, согласно законодательству, помилование возможно только в одном случае: если осужденный признает себя виновным в преступлении и просит о помиловании.

С юридической и нравственной точки зрения это разумно, ведь, если осужденный не признает себя виновным, то, чтобы его выпустить, его необходимо реабилитировать. Но в данном случае это означает признание следствия и всего процесса над кощунницами недействительными и превращение их в театр абсурда. Те, кто призывают помиловать кощунниц без их покаяния, по сути дела, призывают государство и его чиновников лжесвидетельствовать, ведь доказательства их вины налицо, и они виновны не только перед Богом и Церковью, но и перед людьми. Перед Богом и Церковью - в грехе кощунства и богохульства, а перед людьми - в грехе разжигания межрелигиозных противоречий, в разжигании ненависти к религиозному принципу, и, наконец, они виновны в элементарной политической провокации.

Мы помним эти тяжелые дни, когда было еще непонятно, как сложится судьба государства Российского, кто победит на выборах, и не закончатся ли выборы беспорядками или даже серьезными гражданскими столкновениями, серьезным общественным конфликтом. На нашей памяти некоторые публицисты (даже православные) публиковали адреса этих кощунниц с провокационными призывами, клонящими к расправе над ними. Выступление богохульниц могло закончиться большой кровью, если бы не мудрость государства и священноначалия, если бы не мудрая сдержанность православных людей.

Подсудимые в своем последнем слове всуе упоминали Федора Михайловича Достоевского. Между тем, он в своем романе «Бесы» пророчески предсказал и о них, описывая гнусности и кощунство Петруши Верховенского, в частности, разбитое стекло иконы, похищенный оклад и живую мышь, запущенную под стекло. Сильно напоминает гнусный перформенс «Pussy Riot» и тот маскарад, который был учинен Петрушей Верховенским на балу в честь гувернанток. Сама по себе атмосфера, сложившаяся вокруг «Pussy Riot», - это атмосфера бесовского революционного карнавала. Цель его понятна. Один из героев «Бесов» Лямшин на вопрос, зачем столько было совершено мерзостей, гнусностей и кощунств, ответил: «Для того, чтобы расшатать умы, повергнуть их в уныние и подготовить почву для революционного переворота». Ф.М.Достоевский провидел одну из революционных технологий: кощунство как средство создания социальной вражды и как ступенька к революционному перевороту. Кощунство и революция - бессмертная тема русской литературы, в том числе и Достоевского. Действия кощунственного ансамбля, грохот их ботинок, напоминающий цокот копыт гадаринских свиней прекрасно это подтверждают.  

Поэтому кощунницы повинны по всем статьям. Они могут быть помилованы, если признают себя виновными, потому что Церковь помнит и чтит слова Господа в Священном Писании: «Не хочу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему» (Иез.18:23) . Но при этом необходимо, чтобы грешник себя осознавал грешником и хотел обратиться. В противном случае его спасение невозможно, так как Бог не спасает человека против его воли. Соответственно и государство не может человека амнистировать против его воли.

Да, Церковь ходатайствовала во времена Московского Царства и Российской Империи об опальных: и о крамольниках-боярах, и о мятежных стрельцах, но существенная особенность состояла в том, что и те, и другие считали себя грешниками и сами просили Царя через Церковь о снисхождении. Нынешние кощунницы себя виновными не считают, они нагло смеются и над Богом, и над Церковью, и над Россией, и над Государством, и над судом, и над правосудием. Понятно, почему они смеются. Они не самостоятельны, они, по сути дела, жалкие наемницы достаточно понятных заказчиков, которым нужны великие потрясения и абсолютно не нужна великая Россия. Ударом по церковным и государственным символам России стремились замутить, расколоть общество, натравить одних на других. Слава Богу, что это, в общем и целом, не прошло.

Но православный человек не может чувствовать себя удовлетворенным тем, что произошло. Пусть кощунницы и получили весьма и весьма мягкое наказание, но, во-первых, на скамью подсудимых не сели заказчики этого богохульства. Во-вторых, православный человек не может не испытывать боли от того, что случилось, от погибели грешных, несчастных душ. Женщины, которые могли бы быть добрыми матерями, добрыми женами, православными христианками, которые могли бы украшать наше Отечество, вместо этого избрали гадостный и омерзительный жребий - гадить на святом месте.

Дай Бог им понять, на что они подняли руку, дай Бог им покаяться, попросить прощения и отказаться служить своим заказчикам, которые их использовали и предали, кинули в тюрьму. Собственно говоря, заказчиков устраивал практически любой результат: растерзают их - великолепно, посадят - очень хорошо, выпустят - лучше некуда! Тогда их способ действия становится оправданным, они становятся законодательницами новой моды - осквернять церковные и государственные святыни. Дай Бог осужденным понять, что произошло, сделать правильные выводы и покаяться перед Богом и людьми. Только тогда и может придти милосердие.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Курс на создание «государства в государстве»?
О попытках ввести многожёнство и завозить мигрантов из Пакистана
23.12.2024
Мне стыдно за моего Президента
О нравственных вопросах на Прямой линии Владимира Путина
21.12.2024
Это вопрос о судьбах России и русской души
Размышления о причинах Раскола
18.12.2024
«Крымский» сценарий в Сирии
России нужно создать Латакийскую республику, тем самым защитив христиан и алавитов
14.12.2024
Надо спасать христиан Сирии
О ситуации в стране после ухода Асада
10.12.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Кощунство в Храме Христа Спасителя
Победа православной общественности!
Шоу «Гарри Поттер и философский камень» в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя не состоится
20.11.2024
Какая мобилизация нам нужна?
В призывах к мобилизации нет внятной и живой идеи
13.01.2023
Станет ли кощунство нормой светского общества?
Об очередном фотографировании нагишом на фоне храма: что делать и кто виноват?
12.01.2022
Приходская ферма
Рассказ
08.02.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Рождённые в СССР
Новый комментарий от учитель
30.12.2024 18:53
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 18:45
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 17:19
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
30.12.2024 16:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22
«В этом трагедия лютеранства и его адептов»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
30.12.2024 14:36
Обстановка внутри и вокруг УПЦ
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 14:29