«Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).
В прошедшее воскресенье на литургии читалось 72-е зачало Евангелия от Матфея, где повествуется об исцелении Господом бесноватого отрока. Сначала отец несчастного просил об изгнании беса апостолов, но это оказалось им не под силу. После совершения чуда, они подошли к Спасителю и спросили, почему не смогли сами изгнать беса. Господь ответил: «по неверию вашему», а потом добавил и слова, вынесенные в эпиграф.
Усилившиеся в последние месяцы нападки на Церковь, принимающие все более ожесточенные формы, есть то же самое беснование. Видя и слыша богохульства и кощунства, мы должны понимать, что их источник не люди, а мрачное бесовское полчище, которому Господь в переживаемые нами дни попускает активизироваться. Для чего попускает? Для того, чтобы возбудить соответствующую активность в православных христианах.
Именно о бесах Господь сказал: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17, 17). Бесы крайне гнусны, как поведали нам об этом святые отцы, боровшиеся с ними лицом к лицу. Господь во время странствования по земле терпел их присутствие, хотя в Его власти – связать их узами вечного мрака, и мы должны терпеть. Их существование рядом с нами предусмотрено для нашей же пользы. Люди развращались бы и без злых духов, но с их участием, с их многотысячелетним опытом противления истине зло в мiре созревает намного быстрее, заставляя состязаться добродетель с ним в скорости. Постоянное присутствие рядом с нами злых духов не позволяет нам расслабляться умом и всеми чувствами души. Побеждая в себе злые мысли, христианин награждается от Бога победными венцами, стремительно восходя «от силы в силу». Бесы поставлены рядом с нами для того, чтобы мы их побеждали.
Если же человек не сопротивляется злу, его душа становится пристанищем для всякой нечисти. Он становится колесницей для демонов, на которой те разъезжают, сея через своего послушного раба многочисленные соблазны. Задача христиан – обличать зло, рассеиваемое через подчиненные бесам двуногие существа.
Мы должны осознавать, что только земными способами не сможем преодолеть открывшееся массовое беснование. Те, что сейчас призывают к расправе над Церковью; те, что обливают ее грязью; те, кому доставляет удовольствие кощунствовать – всего лишь жалкие клевреты сатаны. Апостол Павел наставляет: «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мiроправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12). И здесь же продолжает: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6, 13-17).
Сегодня заговенье на Успенский пост. Пусть же остынут страсти, ибо они препятствуют молитве. Пусть наступит тишина, в пронзительной правде которой зазвучат только слова Божии. Вспомним, что мы всего лишь люди, неключимые рабы Божии. Пусть нас соединит общая молитва об умирении России, Дома Пресвятой Богородицы. Она, Пречистая Дева, - ее истинная Правительница. Пусть наше неверие, наши холодность и ожесточение не препятствуют совершению чудес Божиих, готовых открыться над Россией.
Клевреты сатаны в предчувствии поражения засуетились, занервничали. Ответим же им звенящей тишиной ясного утра святого поста. Омоемся слезами покаяния, укрепим души вкушением небесной пищи. Пусть встанет Русь на подвиг веры как один человек.
Где те несчастные, заблудшие люди, что крещены в православную веру, но теперь своими делами и словами отметаются ее? Почему их голоса сливаются с сатанинским хохотом нынешних мракобесов? Почему, видя и слыша нападки на Мать-Церковь, они ведут себя так, будто никогда к ней не принадлежали? Когда мы изживем ложное воззрение на Церковь как на совокупность одних только клириков? Святитель Филарет Московский в своем Пространном катехизисе определяет: «Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенное православной верой, законом Божиим, свяшенноначалием и таинствами». Священноначалие здесь только на третьем месте. Поэтому православный христианин, говорящий о Церкви в период нападок на нее с полным презрения равнодушием в третьем лице, как о внешней по отношению к нему силе, недостоин звания христианина, ибо «кому Церковь не мать, тому Бог не отец». О Церкви должно говорить в первом лице, не отказываясь принять на себя поношений, какие за этим последуют.
Пусть Успенским постом смолкнет безумное веселие, дабы Господь не посетил нас гневом Своим, как во время поста святых апостолов (наводнением в приморских городах Краснодарского края). Пусть русские люди стекаются в храмы – точно воины под полковые знамена. Само это молчаливое движение Христовых ратей уже будет сеять панику в рядах богоборцев. Они могут шипеть, как змеи; могут жалить, как скорпионы; могут брехать, как лисицы; могут обнажать клыки, как волки; могут хохотать, как филины. Что с того? Что все это (если следовать образности апостола Павла) против препоясания истины, против брони праведности, против готовности благовествовать мир, против щита веры, против шлема спасения и против меча духовного?
Успенский пост прекрасен. Он начинается праздником, прославляющим непостижимую и непобедимую силу животворящего Креста Господня. Причем горечь воспоминания страстей Христовых переходит в сладость обычая освящения свежего меда, являющегося символом духовной пищи – слова Божия. Поэтому настоящий праздник, в который, кстати, по преданию, произошло Крещение Руси, есть образ всей нашей жизни: любой подвиг соединен со страданием, но его последствия дают душе сладость надежды будущего воздаяния.
Из сердцевины поста сияет неземным светом праздник Преображения, возносящий наши мысли в горний мiр, властно призывающий нашего «внутреннего человека» «со дня на день обновляться».
И венчается пост праздником Успения, прославляющим последнее из наиболее торжественных событий священной истории Нового Завета, которое приоткрывает завесу тайны будущей жизни. В ней души спасаемых, вслед за душой Богоматери, призваны соединиться со Христом.
Этот праздник достойно венчает не только пост, но и весь церковный год, потому что через две с небольшим недели после него празднуется Новолетие. Завершим же это 7520-е лето благости Божией духовным возрастанием; принесем для прославления Божия величия вместе с осенними плодами земли и плоды духовные. Постом наращиваются силы воинства Христова, это своего рада учения, за которыми – снова бой с врагами Божиими.
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинской епархии
2. Re: К началу Успенского поста
1. автору