В небольшом подсобном помещении полуподвального типа собралось не так много настоятелей храмов Москворецкого церковного округа - все-таки август - время отпусков. Вел собрание благочинный - маститый митрофорный протоиерей Николай Кречетов - старший брат известного духовника о.Валериана Кречетова. Я немного опоздал (вместо храма Преображения на Болвановке водитель повез в другой храм). Когда приехал, благочинный зачитывал текст проекта документа по глобализации. Я так и не понял, были ли рассмотрены предложения об изменениях и дополнениях в Устав Русской Православной Церкви? На мой взгляд, данный документ идет еще дальше по пути превращения Поместного Собора в чисто декоративный форум с крайне ссуженными функциями. Предполагается, в частности, исключить положение, что он «утверждает постановления Архиерейского Собора, относящиеся к вероучению и каноническому устройству». Непонятно, что это за «Архиерейское Совещание в составе Поместного Собора», которому принадлежит «право суда над Патриархом» и т.д.
Направленность второго документа, когда его читал благочинный, сопровождая чтение небольшими комментариями, сразу была ясна. Запомнилось: «пока добровольно» (об УЭК), «угроза для суверенитета», «даже самая совершенная система сбора информации не может обеспечить ее конфиденциальность», «возможность шантажа со стороны обладателей информации», «дискриминация» (по отношению к противникам системы), «люди в праве не принимать по причине сомнительной кощунственной символики», «возможность использования традиционных форм учета и контроля», «какая там тайна личной жизни и переписки при таком тотальном контроле» и т.д.
Недавно в Петербурге я общался с писателем В.П.Филимоновым - известным антиглобалистом, проведшим на эту тему по петербургскому радио более 600 передач. Он является одним из авторов рассматриваемого проекта. Не исключено, что этот документ будет иметь еще более решительный характер, вплоть до утверждения о душевредности вхождения в эту систему. Слушая чтения проекта, я подумал: «Долгожданный документ. Можно только сожалеть, что он не появился раньше. Ведь с самого начала было ясно, куда ведет эта система - не просто к тотальному контролю, а к возможности манипулирования сознанием и поведением человека через внедрение чипов». Община нашего храма с самого начала почувствовала возникшую опасность. Это как раз тот случай, когда приложимо аскетическое правило: отсекать грех на стадии прилога, дабы он постепенно, не получая отпора, не перерос бы в реализацию на деле. Благочинный подчеркнул, что ряд стран (среди них, например, Англия, Германия, Корея) отказались от этой системы, т.к. усмотрели в ней угрозу для своей безопасности.
Едва сдерживая негативные эмоции, о. благочинный перешел к чтению второго проекта по поводу ювенальной юстиции («ювеналки»). «Ущемление прав родителей и семьи», «есть в соответствующих кодексах нормативные акты, защищающие детей, зачем же еще нужна по примеру Запада специальная ювенальная юстиция?» Прозвучала реплика: «прежде чем бороться за права детей, надо обеспечить право на их рождение!» Документ подчеркивает необходимость укрепления семьи и недопустимость системы доносительства. Особенно опасна угроза изъятия детей по мировоззренческим причинам. Важно, что прописана возможность обращения в синодальные структуры с жалобами на действия ювенальщиков.
Была зачитана большая часть статьи из газеты «Радонеж» о последних 9-ти документах правительства по этой тематике. С места прозвучала реплика: «США для нас не пример - там наши дети страдают».
По поводу проекта документа о реабилитации наркозависимых отмечалась ограниченность возможностей Церкви в этой сфере и то, что это болезнь, прежде всего, духа. «Таинства Церкви и состраждущая любовь - вот наши главные средства», - подчеркнул благочинный. Важно решительно пресекать распространение наркотиков, а то ведь как бывает - все знают, где их продают, и ничего не делается для пресечения этого зла.
На моей памяти прошедшее собрание было особым. На нем действительно рассматривались серьезные вопросы. Отрадно было осознавать, что наверху интересуются нашим мнением, что идет действительно соборное обсуждение важных вопросов. Прощаясь с благочинным, я сказал: «Рано Вам уходить со своего поста, - (на собрании прозвучало его сетование, что, мол, по возрасту стал уже забывать), - с такой здравой позицией и таким крепким рукопожатием».
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке
2. Прилог или....?
1. Re: Игумен Кирилл (Сахаров): «Прошедшее собрание было особым»