В этой связи «Русская народная линия» обращается к специалистам по образованию с просьбой выразить свое отношение к принимаемому закону и ответить на следующие вопросы:
1. Может ли стандарт общего образования обходиться без описания минимальных требований к содержанию общего образования (в законе «Об образовании» 1992 года предписывалось такой стандарт утверждать в качестве Федерального закона)? Достаточно ли ограничиваться требованиями к результатам освоения основной образовательной программы?
2. Может ли быть бесплатным образование, если в стандарте нет требований к его содержанию?
3. Гарантируется ли проектом закона бесплатные и/или субсидируемые государством возможности внешкольных занятий (техническим творчеством, музыкой в разных видах, включая пение, танцы, изо-, био- и другие секции, кружки, клубы – по аналогии с Домами культуры (Дворцами пионеров) в СССР)?
4. Защищено ли проектом закона право родителей контролировать мировоззренческое содержание образования их детей (в том числе отсутствие навязывания атеистического мировоззрения)?
5. Сохраняется ли возможность в общем образовании определять на региональном и местном уровнях ¼ (25%) содержания образования, осуществляемого в аудиторной форме (в первой половине дня)?
Своим мнением поделился в интервью «Русской народной линии» доктор педагогических наук, профессор Владимир Михайлович Меньшиков. «Что касается вопросов, - заявил эксперт, - то они сформулированы хорошим специалистом и так, что в них уже содержится ответ. Поэтому позвольте сказать об отношении». Ученый признался, что относится к законопроекту с некоторым опасением. «Потому что сегодня процедура его принятия – это еще один весомый признак какой-то надвигающейся социальной катастрофы», - считает он, тем не менее, добавляя, что речь, вероятно, не идет об Апокалипсисе. «Могу успокоить, - отметил он. - Сие нам не известно. О дне и часе Страшного Суда знает только Бог. А если кто-то Вам говорит о Страшном Суде, то поинтересуйтесь, зачем он это говорит?»
Профессор Меньшиков заявил, что в связи с принятием данного закона он предчувствует наступление социальной катастрофы. «Но я не знаю, что это будет за катастрофа. Более того, ведь едва ли не все социальные катастрофы не осознаются, пока они не приходят. Кто думал, что начнется Первая мировая война? Более того. Посмотрите, как на войну шли. Везде ура! Патриотические проводы… Посмотрите на катастрофу 1917 года. Кто ее предвидел? Еще в феврале 1917 года Ленин жаловался, что никогда не увидит революции в России. И это Ленин, который всю свою сознательную жизнь по 25 часов в сутки готовил революцию. А кто предвидел распад Советского Союза в конце 80-х? Ну, разве что американские спецслужбы прогнозировали распад Союза лет через 20», - подчеркнул эксперт.
«А нам-то и следует больше всех бояться. Давайте вспомним даты: 1905–1907; 1914–1922; 1928–1933; 1937–1938; 1941–1945; 1990–2000. Как Вы видите, на протяжении всего одного века наша страна пережила 6 страшных социальных катастроф. Хотя бы какая-то другая страна пережила подобное? Так, когда же мы поймем, что мы крайне хрупкая в социальном плане страна и начнем о чем-то думать?» - вопрошает профессор.
Говоря о социальных катастрофах, эксперт отметил, что «эти потрясения предвидят люди, обладающие духовным видением, и особенно святые. В этой связи напомню только имя Иоанна Кронштадтского». По его словам, речь не идет о кометах и падении метеоритов на Землю. «А Вы читали где-нибудь в его проповедях, книгах, дневниках упоминания о кометах? Нет: Более того, все святые, в том числе и сам отец Иоанн, указывают совсем на другие признаки катастрофы. Если взять в целом, то это следующие признаки: 1. Угасание веры, пренебрежение верой, богоотступничество, богоборчество; 2. Нравственный кризис, заметное возрастание аморализма; 3. Открытое служение культуры темным силам, т.е. страстям, порокам и т.д.; 4.Невменяемость мыслящих людей, то есть людей, которых с XIX века в России стали именовать интеллигенцией; 5.Непонимание руководителями государств реальной жизни», - считает Владимир Меньшиков.
«Давайте под углом этих признаков посмотрим на современную Россию: 1. Можем ли мы сказать, что православие стало образом жизни большинства российских людей? Боле того, мы видим даже нарастающую войну против православия в России. 2. Можем ли мы сказать, что за последние 20 лет вырос нравственный уровень нашей страны? Могу утверждать, что такого аморализма еще никогда не было в истории нашей страны: страна переживает просто катастрофическое падение нравственности. 3. Кому служит наша культура? Посмотрите любой телеканал России в течение суток – вы сойдете с ума. 4. Невменяемость. Достаточно привести в пример людей, которые подписали письмо в защиту известных кощунниц», - подчеркнул он.
Говоря о своем отношении к делу Pussy Riot, ученый заявил, что наказание этих девиц – это «совершенно бесполезное занятие». «Знаете, в православном богословии есть понятия «сожженная совесть». Так вот, эти дамы и есть отморозки в буквальном смысле. Так что их бесполезно наказывать. Страшно другое. То, что в защиту этих людей выступают, если верить СМИ, лучшие люди России. Но… Я уверен, что подписанты в массе своей ярые антисоветчики. Давайте спросим этих людей: почему они выступают против советской власти? Они, наверняка, скажут о религиозных гонениях. Но почему комсомольцы с гармошками на Пасху в храме – это плохо, а современные отморозки – это хорошо? Ответьте? И ведь никому из этих подписантов ничего не объяснишь. Единственное, что возможно в этой ситуации и что именно следовало бы – это отправить этих подписантов вместе с девицами в турне по мусульманским странам, чтобы они повторяли свой концерт в мечетях», - предложил В.Меньшиков.
Ученый также напомнил пятый признак наступления социальной катастрофы - непонимание руководителями государств реальной жизни. «Вспомним Брежнева второй половины 70-х годов. Вспомним Горбачева. Теперь, видимо, это пришло к нашим руководителям. Посмотрите на наше вступление в ВТО. Элементарный вопрос: зачем мы вступаем в ВТО? - Потому что 17 лет готовились. – Замечательное объяснение. Потому что весь мир вступил в ВТО. – Еще лучше! Если весь мир вешается, нам тоже нужно вешаться? Зачем принимаем закон «Об образовании»? Потому что три года готовили! Хорошее объяснение. Потому что существующему Закону уже 20 лет. Еще лучше. Любому специалисту понятно, что наше образование совершенно спокойно может развиваться в рамках существующего Закона об образовании еще многие годы, конечно, с периодическим внесением нужных поправок», - считает доктор педагогических наук. При этом ученый просит не воспринимать его слова как критику руководства страны. «Это страх! Как православный человек, я знаю, что руководители даются Богом по достоинству подчиненных. Каковы мы – таковы и руководители. И если мы грешны, то Господь делает руководителей непонимающими жизнь. Поэтому, если мы действительно православные люди, то мы должны, во-первых, все время молиться о наших руководителях, а, во-вторых, помогать им всеми своими силами», - полагает эксперт. Эта помощь в данном случае будет заключаться в том, чтобы помочь правительству ответить на вопрос: «зачем нужен этот закон?» Профессор Меньшиков предложил свой ответ на этот вопрос: «Новый закон об образовании принимается тогда, когда принимается решение о создании более-менее новой системы образования. Сегодня в нашей стране такое образование, а еще более воспитание, как воздух нужны. А значит стране нужен и новый закон об образовании».
По его словам, руководители нашей страны говорят о необходимости нового закона об образовании, «но делают все с точностью до наоборот». «Если руководители действительно уверены, - продолжил он, - что нам нужно новое образование, – а оно нам действительно нужно, – то дальше они должны разработать и утвердить Доктрину организации и развития этого образования. А еще лучше, и Концепцию. И когда эти документы будут утверждены, тогда следует принимать Закон об образовании. Только в этом случае мы будем ставить лошадь впереди телеги, а значит, сделаем транспортное средство, которое действительно повезет наше образование».
В заключение своего интервью профессор Меньшиков сформулировал четыре первоочередных задачи: 1. Просить руководителей страны временно приостановить принятие Закона об образовании. 2. Просить руководителей страны поручить академику С.Ю. Глазьеву разработать Доктрину и Концепцию развития образования в Российской Федерации. 3. После утверждения Доктрины и Концепции Президентом РФ принять Закон «Об образовании». 4. Просить Президента страны создать особое подразделение, может быть, аналитический центр, которое могло бы системно отслеживать, анализировать, прогнозировать и предотвращать социальные опасности и риски в развитии нашей страны».
6. А.В.Шахматову,4
5. Re: Владимир Меньшиков: «Это признак надвигающейся социальной катастрофы»
4. Re: Владимир Меньшиков: «Это признак надвигающейся социальной катастрофы»
3. Re: Владимир Меньшиков: «Это признак надвигающейся социальной катастрофы»
2. Re: Владимир Меньшиков: «Это признак надвигающейся социальной катастрофы»
1. Re:«Это признак надвигающейся социальной катастрофы"