«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). Есть два как бы взаимоисключающих образа Христа: один ветхий днями - это первоначальный образ, который лишь позднее стал образом Бога-Отца, ветхий днями - это в образе седого старца. А другой, вечно юный Эммануил. С другой стороны есть человеческий образ Христа в образе человека средних лет, каким Он нам знаком, какой он нам близкий и родной. В этом смысле я бы поостерегся отвечать на вопрос: должна ли Церковь идти в ногу со временем или должна быть неотмирной и архаичной. В своих глубинах Церковь, безусловно, должна быть неотмирной, потому что «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). С другой стороны, Церковь должна отвечать на подлинные духовные чаяния своих современников, искать ключик к их изрядно испорченной, изуродованной и заржавленной грехом душе. В этом смысле, конечно, разговор должен вестись на том языке, который обществу понятен. Но подчеркну, именно разговор, потому что одно дело - разговор, а другое - молитва, обращенная к Богу, которая должна базироваться на вещах неотмирных и вечных.
Возникает вопрос: куда «идти в ногу со временем»? А если общество марширует к обрыву пропасти? Не должна ли Церковь встать на пути общества и загородить дорогу? Если общество идет путем Содома и Гоморры к озеру огненному? Такая постановка вопроса подразумевает, что общество всегда право, что у него есть некая правда, причем абсолютная, которой должна подчиниться даже Церковь, убеждение, что общество идет к некоей светлой цели. Всё это мы уже проходили: построение «царствия божия на земле», социалистическое царство без Бога. Нынешние правители не обещают даже этого. Они вообще реально ничего не обещают, кроме сиюминутной погони за наслаждениями. И что, мы должны маршировать в ногу со временем для этого? Не думаю. Общество не должно потакать греху, тем паче, когда грех становится общественной доминантой.
Другое дело, что конечно, Церковь должна бороться всеми силами за спасение своих чад. В этом смысле священнослужители должны пользоваться всеми техническими средствами для взыскания погибающего овча. Если в распоряжении только ноги - иди ногами, если ослик - поезжай на ослике, если вертолет, то лети на вертолете, но только при условии, что этот вертолет не погубит того, кого ищешь. Я тут не вижу проблемы. Русская Православная Церковь по здоровому консервативна, что, кстати, привлекает очень и очень многих, потому что на самом деле современное российское общество при всех чудовищных модернизационных сдвигах, при кажущемся распространении либерализма, внутри глубоко консервативно. Несмотря ни на что в народном сознании ещё не поколеблены архетипы отца, семьи, доброго царя, коллективного действия, дружбы и братства. Все те архетипы, которые присутствуют в Церкви. И, наконец, архетип любви к неотмирной красоте, благодаря которому русские люди избрали именно Православие.
Церковь не должна размениваться на сиюминутные дешевки, не должна стремиться нравится, но должна своим примером учить любить. И да поможет нам в этом Бог! Аминь.
4. Посторову
3. Кто одесную?
2. Re: «Церковь не должна размениваться на сиюминутные дешевки»
1. Re: «Церковь не должна размениваться на сиюминутные дешевки»