Существует ли «православный бизнес»?

Экономист Сергей Поляков о деятельности православных предпринимателей

0
2178
Время на чтение 4 минуты
В последнее время появилось много так называемых «православных бизнесменов» – от простых торговцев до банкиров и биржевиков, которые чувствуют себя достаточно комфортно и в бизнесе и в православии. Их позиция такова: бизнес – это просто работа, такая же, как, например, подметание двора. Церковь ведь не осуждает дворников как класс? Так почему тогда к бизнесменам должно быть какое-то особое отношение?

Эти «православные бизнесмены» часто имеют духовников, которые успокаивают их совесть, благословляя их деятельность, освящая им офисы и получая «пожертвования на Церковь», или «административный ресурс». Таковые любят приводить примеры святых, которые были торговцами, цитировать высказывания типа «не прибыль портит человека, а человек прибыль» и т.д.. Свои неудачи в бизнесе они объясняют своими проступками, а удачу – результатом молитв (они действительно истово молятся перед началом каждого трудового дня, в офисах у них повсюду висят иконы, а для сотрудников вводится «православный дресс-код»). Интересно, что все они, как правило, пытаются оправдать употребление чуждого для русского уха слово «бизнес», объясняя, что оно означает «дело» и ничего плохого в этом слове нет.

В подобных рассуждениях и поступках трудно не заметить фальши. Формально все выглядит правильно и красиво, но нет ответа на вопрос: ЗАЧЕМ? Зачем христианину заниматься бизнесом? Ответ апологетов «православного бизнеса»: прокормить семью. Но возникает следующий вопрос: где граница необходимого и сверхнеобходимого? И какие для этого средства хороши, а какие – нет? Практически не видно бизнесменов, которые поставили бы себе предел и остановились на достигнутом, даже если достигнутый уровень значительно превзошел бы их прошлые ожидания. А «православные» бизнесмены в отношениях с клиентами и партнерами зачастую ведут себя так, что хочется иметь дело с обыкновенными неверующими или даже с иноверцами: они хоть не используют православную риторику для оправдания собственной безответственности, и среди них больше действительно честных и отвечающих за свои слова людей. По опыту скажу, что особую проблему в деловых отношениях составляют «воины церковного рынка» – торговцы церковной утварью и книгами. Есть особый цинизм в поведении человека, ведущего себя так, что «если есть Бог, и батюшка благословил, то мне все позволено».

Лет двадцать пять назад открыто объявить себя православным означало расстаться с мирской карьерой, а бизнес в нашей стране был под запретом. Теперь же и то, и другое престижно. У нас ведь теперь и Президент, и премьер, и депутаты – православные. А в кремлевской столовой в посты подают рыбу с хреном. Быть бизнесменом – выгодно, православным – выгодно, а «православным бизнесменом» – выгодно вдвойне. Неужели же после этого настоящий бизнесмен, который не упустит и гроша, не станет православным?!

Русская культура всегда воспринимала дельца-купца как грешника, на эту тему есть много пословиц: «Продай душу в ад – будешь богат», «Богатство перед Богом — большой грех», «Богатому черти деньги куют», «Деньги копил, да нелегкого купил», и при этом очень мало поговорок с противоположным смыслом. Можно вспомнить произведения Достоевского, Лескова, Островского и других русских писателей, подчеркивающих несовместимость русского мироощущения, основанного на Православии, и «бизнеса». И строительство купцами храмов, которое любят приводить в пример наши апологеты «православного бизнеса», лишь подтверждает это. Чувствуя внутреннее противоречие («когнитивный диссонанс»), купец давал деньги на храм, пытаясь хоть так загладить свою вину перед Богом.

Цели занятия бизнесом для большинства людей и в прошлом и настоящем – стяжание власти и/или стяжание богатства для удовлетворения запросов падшей природы человека. А вера и Церковь часто служит лишь средством, или «крышей», поэтому «православные бизнесмены» часто жертвуют часть прибыли на Церковь как плату за собственную безопасность. Как просто: «отстегнул» десять процентов с прибыли, «заплатил налоги и спи спокойно» – чем не индульгенция? Часто священники, потакающие таким бизнесменам, объясняют свои действия попыткой «воцерковить» бизнесменов, боязнью случайно отогнать их от Церкви, мол, «грядущего ко мне не изжену вон» и т.п. А на деле потаковщики-духовники постепенно сами становятся участниками этого «бизнес-процесса», от которого потом так трудно отказаться.

Конечно, есть отдельные предприниматели, для которых бизнес – просто работа, призвание, но таких, даже среди православных, единицы.

Современный бизнес прямо и косвенно не может не нарушать Божьих и церковных заповедей, и эти нарушения логично неизбежны, потому что бизнес является своеобразной религией века сего (в лучшем же его проявлении – религией протестантизма, как это заметил социолог Макс Вебер), со своими богами, заповедями, обрядами. Поэтому предпринимателю, желающему быть по-настоящему православным, приходится всегда «плыть против течения» и постоянно бороться с бурей искушений. А гореть в огне и не сгореть – практически невозможно. И данная статья не о них, а скорее о тех «православных предпринимателях», которые вполне довольны жизнью и не видят никаких противоречий между бизнесом и Православием.

Из всего сказанного нельзя делать вывод, что православным не нужно заниматься бизнесом. Если все православные предприниматели бросят свои дела, раздадут имущество, или пойдут работать «на дядю» – вряд ли это будет исполнением воли Божией. На мой взгляд, нужно для начала понять, что в данном вопросе существует весьма непростая проблема. И нельзя ее упрощать путем осуждения бизнеса как занятия недостойного христианина с одной стороны и оправданием бизнеса как обычной работы – с другой. И проблема эта требует осмысления.

Сергей Поляков, председатель Православного Братства Священномученика Ермогена, экономист, предприниматель
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

75. Re: Существует ли «православный бизнес»?

Сергей Поляков, думаю, все-таки следует отличать бизнесмена от рантье :) мне кажется, у вас эти два понятия стали неоправданно близки.
рудовский / 02.08.2012, 10:36

74. Re: Существует ли «православный бизнес»?

Сергей Поляков, вы очень тонко и уместно подметили важную игру слов. Чуть более подробно отвечу Вам позже.
рудовский / 01.08.2012, 17:00

73. Ответ на 59., рудовский:

Да и тезис автор о том, что бизнесмен - это тот, кто не рискует, заслуживает своей критики (по той простой причине, что как раз бизнесмены очень часто рискуют).

Я писал "не любят рисковать", а не "не рискуют". Риск в бизнесе присутствует всегда. Но бизнесмен тем и отличается от предпринимателя, что рисковать не любит и стремится свести все риски к нулю. Он лучше положит деньги на депозит, чем вложит в рискованное, но полезное дело. Для бизнесмена важен лишь один показатель: отдача на вложенный капитал (ROE). Бизнесмен - это капиталист, который живет с дохода на капитал.
Сергей Поляков / 01.08.2012, 14:17

72. Ответ на 68., рудовский:

Не понял Вашего перевода на "русский". Экономика в современном словоупотреблении переводится не как "хозяйство", а как "извлечение дохода". (с)Экономика как была хозяйство так и осталось.

Напомню, что еще Аристотель противопоставлял "экономику" - искусство ведения хозяйства - "хрематистике" - искусству наживать деньги. Современную экономику (а бизнес тем паче) можно уже называть "хрематистикой". Если перефразировать известное изречение Л.И.Брежнева на современный лад, то получится: "Экономика должна быть хрематичной, - таково требование времени!"
Сергей Поляков / 01.08.2012, 14:03

71. Ответ на 46., миряниндв:

"Поэтому христианский мир творит, а другие пользуют.--------------------------но сейчас творит Китай, а другие -пользуютЗаблуждаетесь Китай не творит, а копирует.

Согласен. Китай - отличный пример "бизнеса" в противопоставлении предпринимательству. Принцип простой: смотрим, что делают другие и делаем ПОЧТИ то же, но дешевле в ущерб качеству и безопасности. В итоге получаются дешевые токсичные игрушки, которыми тихо и медленно отравляются наши дети.
Сергей Поляков / 01.08.2012, 13:51

70. Re: Существует ли «православный бизнес»?

миряниндв, причем тут удавка? Кредит - это обычный финансовый инструмент. Взял, вложился, поработал - выплатил. Дальше работаешь строго на себя. Помимо кредитов есть еще такое понятие как "одолжил у ..." (родственников, друзей, общины). Можно объявить сбор денег в интернете: я, такой-то такой-то, хочу построить детский лагерь на берегу Черного моря, прошу помочь, вот мой счет в Сберанке, вот мои реквизиты Яндекс-денег. Далее каждый день вывешивать отчет о перечислениях + вывесить в публичное обсуждение проект лагеря (архитектура домиков, расписание творческих занятий для детей, списки первых кандидатов на заселение и пр.). Я сам тут же откликнусь и тысячи других людей откликнуться. И вообще не следует бояться трудностей на пути делания добрых дел. Я предлагаю конкретные решения, и они работают. Искать соратников в гугле, а кто там сидит, всё записывается для большого брата (с) И давайте без паранойи. Сайт РНЛ тоже проиндексирован Гуглом. Ничего страшного в этом нет. Паранойя и мания величия/преследования - это очень печально. Глупо говорить о том, что нужна самоорганизация и при этом отказываться от современных инструментов социализации. Просто глупо. Наблюдатель., эээ... то есть развивать технологии - это грех и неугодно, а пользование технологиями - уже не грех как бы и вполне угодно? Понимаете, всегда смешно слышать фразы типа "технологии - зло" , если пользуешься ими ежедневно и даже ежечасно. К слову, вас никто не принуждает пользоваться электронной почтой (есть гонцы, голубиная почта, обычная почта), интернет-форумами (есть публичные площадки для выступления, есть дискуссионные клубы), современными авто (есть гужевой транспорт) и пр. Так что давайте вы определитесь насчет современных технологий, а уже затем мы поговорим о них и не только о них.
рудовский / 01.08.2012, 11:12

69. Re: Существует ли «православный бизнес»?

Наблюдатель., вот видите, как неудачно все для монастыря сложилось. Что это означает? Что надо раньше чуть раньше распознать агрессивный характер среды и попробовать реализовать следующие пункты: - добиться организации природоохранной зоны с правом ведения вырубки деревьев только для местных жителей на собственные нужды, - выкупить участки (в том числе с привлечением кредитов) и заняться развитием туризма (существует т.н. религиозный туризм - по сути паломничество по-русски; также существует экотуризм - знаете, как сейчас мучаются жители Мск, например, от нехватки простых чистых мест, куда можно приехать с палаткой на выходные! Люди всего-навсего хотят чистой опушки да специального бака для мусора, чтоб сорить не приходилось, и готовы платить сотни и даже тысячи рублей просто за сам факт наличия чистой территории с заранее заготовленными мусороборниками и дровами!), - договориться с местными бизнесменами об аренде небольших участков для ведения подсобного хозяйства или вообще о том, чтоб они конкретные участки земли просто не покупали. Я не говорю, что все эти варианты 100% действенны. Но в любом случае можно было что-то предпринять, ведь так?
рудовский / 01.08.2012, 11:02

68. Re: Существует ли «православный бизнес»?

Натуральное хозяйство в применении к государству - это что? (с) Это 97% населения ходит с мотыгами/удочками, 2.9% - с автоматами, 0.1% всем этим управляет. Числа могут меняться, но суть ясна, думаю. В принципе, это может быть понято как закрытая экономика. Россия - единственная страна в мире, где возможна такая полноценная экономика (такова наша ресурсная база). (с) Давайте без ура-патриотизма. Полноценная закрытая экономика у нас невозможна (нынче нет ни производственных мощностей, ни достаточного количества потребителей). Я забыл автора, постараюсь вспомнить, который еще в 90-ые создал мат.-эконом.модель, из которой ясно следовали, что закрытая экономика долго просуществует лишь тогда, когда в ней участвует 500+ млн.человек. Для сравнения: соцлагерь - это примерно 460 млн.человек, да и то миллионы северокорейцев участвовали лишь в выращивании риса / (кубинцы - сахарный тростник соотв., то есть миллионы людей были далеки и от создания реально значимого продукта, и от потребления реально значимого продукта). Разумеется, эта модель - условность. Но показательно, согласитесь! К слову, у нас в России наблюдается дефицит марганца и хрома и полное отсутствие фиников и ананасов. Станков для создания хороших авто или наночипов в стране также очень и очень мало. Наконец, наш замечательный Байконур не совсем наш с 1991 года. Так что давайте не будем отгораживаться от всего остального мира по крайней мере пока.. А ныне рынок определяет само хозяйствование. (с) Ну... Спорно все-таки. Я не буду возражать, но и согласиться не могу. А государство как надстройка, экономически поддерживаемая налогом, может существовать и при натуральном хозяйстве. (с) Это точно! банановых республик в мире вон десятка 3-4 и все как-то существуют :) Эквадор - бананы, Коморские острова - ваниль, Мальдивы - кокосы. У нас есть прекрасный шанс стать пшенично-кедровошишечной федерацией! Не понял Вашего перевода на "русский". Экономика в современном словоупотреблении переводится не как "хозяйство", а как "извлечение дохода". (с) Экономика как была хозяйство так и осталось. Экономика России - это не прибыль и доход России, а хозяйство России. А среда - это окружающая природа (биосфера то бишь) + интеллектуальная деятельность человека (традиции, правила, языки, законы и пр.). Так что, мне кажется, мой перевод вполне естественен и понятен.
рудовский / 01.08.2012, 10:53

67. Ответ на 59., совместимы ли рудовский и православие?

Так что давайте перейдем вместе от слов к делу: начнем спасать наши души, прекратим пользоваться достижениями богонеугодной науки и промышленности и в дальнейшем будем держаться подальше от ереси (то есть избавимся от мобильных телефонов, gps-приемников, электронных калькуляторов и пр.).

Ваша ирония на уровне школьника средних классов. Пользоваться - это одно, а создавать все это, "творить", испытывая сладостные муки "творчества" - совсем другое. Пользоваться нам кое-чем из этого, конечно, придется, но не как каким-то благом, а исключительно по нужде, пользоваться как трофейным оружием. Без какого-то духовного расположения и пристрастия ко всем этим причендалам, и без желания сделать что-то из этой серии самим, но только круче. Вот, например, Алексий второй мобильным телефоном пользовался только за границей и священников гонял за то, что у них когда не надо звонили телефоны. Но при этом заметье, ханжой не был, - пользовался! Но сугубо по крайней нужде. А вы нам что предлагаете - всегда находиться в состоянии крайней нужды? Или я опять вас неправильно понял?
Наблюдатель. / 01.08.2012, 10:41

66. Ответ на 55., Токарев:

В январе этого года создано "Русское экономическое общество им. С.Ф. Шарапова", как раз там есть люди заинтересованные создания таких связей. Смотрите сайт "Переправа" страница РЭО.Буду рад познакомится. Сейчас каникулы заседания возможно возобновятся во второй половине августа.-------------------------сайт посмотрел, благодарю, не понял только - где там и с кем взаимодействовать,у моего друга в Белгороде простаивает заводик по производству деревянных евроокон с немецкой фурнитурой, дверей и др. продукции из дерева, у него была идея скооперироваться с теми, кто, что-то строит, но пока не получилось, вот было бы хорошо найти ему партнера,да и у меня есть кипарисовая тема и недостроенное помещение под паломнический центр - 2000 м2.Есть 1 гектар земли с яблоневым садом (180 деревьев )под православный детско-юношеский летний лагерь - 12 км от моря в районе Пшады ( это 20 км от Геленджика в сторону Сочи ), но нет денег на постройку домиков и инфраструктуры - миллионов 5 нужно ( рублей), как минимум, или скооперироваться с кем-то, кто построит эти домики и будет совместно распоряжаться этим лагерем, ну и орг. поддержка для заселения и обслуживания детей.Можно вообще - без денег обойтись, путем оказания услуг, но это - отдельная тема.Или хотя бы найти волонтеров, чтобы осенью собрали яблоки - там бывает от 2 до 3 тонн, или сами съели или частично отдали в детские санатории, а то опять пропадут яблоки зазря.Короче - нужны соратники, желательно с деньгами под православные проекты и под мирские затеи православных людей.

Вот мой совет. Не надо так открыто выкладывать инфу. Ею могут воспользоваться враги русского народа. Приедут в одежде ангела и уничтожат все доброе, что вам уже удалось достичь.Господь нас призывает к благоразумию, а не простоте. Простота хороша среди любящих братьев, а среди волков один вред. С наилучшими пожеланиями. И до скорой встречи. Будете в Москве. Заглядываете на "Переправу".
миряниндв / 01.08.2012, 10:37
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Поляков
Если я останусь в живых...
К 100-летию поэта Е.С. Полякова (07.12.1920-25.10.1942)
06.12.2020
Освящено ли «освящённое масло»?
Новоиспечённая «традиция» продажи освящённого масла «на разлив» – обычный бизнес, основанный на обмане невежественных людей
12.11.2018
Православная традиция и «католический целлюлит»
О гипсовых «ангелочках» и вообще «ренессансе» на прилавках церковных иконных лавок и православных магазинов
08.11.2018
«Бабушка Достоевского» и Тарас Бульба
Владимир Путин объявил войну ростовщичеству в виде микрозаймов
19.04.2017
Все статьи Сергей Поляков
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06