Продолжение процесса продолжилось заслушиванием свидетеля обвинения Дэвида Харланда, бывшим политическим советником командующего миротворческих сил ООН (UNPROFOR) во время войны в Боснии и Герцеговине (1992-1995) Руперта Смита, который отдал приказ о натовских авиаударах по сербским позициям.
По сообщениям сербских СМИ, которые были тотально проигнорированы всеми без исключения западными масс-медиа, Харланд заявил в понедельник на процессе по делу Ратко Младича о том, что натовские силы «хотели бомбить и бомбили только сербов». По его словам, у сербских подразделений не было шансов избежать применения силы со стороны НАТО. Харланд утверждал, что и сербская, и мусульманская стороны во время боснийского конфликта нарушали соглашение о демилитаризации «зон безопасности», но применением силы НАТО угрожал только сербам.
Авиация НАТО неоднократно бомбила позиции боснийских сербов во время войны в БиГ. Непосредственно перед выработкой Дейтонских соглашений, положивших конец конфликту, НАТО провел в августе-сентябре 1995 года воздушную операцию «Обдуманная сила», которая сыграла важнейшую роль в изменении военной ситуации в пользу мусульмано-хорватских сил, предпринявших наступление на боснийских сербов.
Отвечая на вопрос адвоката Младича Бранко Лукича, могли бы сербы избежать силовой операции против них, Харланд сказал: «Нет, только если бы они прекратили борьбу».
Харланд подтвердил, что Иран, Турция и другие страны снабжали оружием формирования боснийских мусульман в обход международного эмбарго: «Миротворческие силы ООН в БиГ знали об этом». По словам свидетеля, оружие поступало к боснийским мусульманам в основном из Ирана через территорию Хорватии с ведома США и других стран. Кроме того, перед Унпрофором не стояло задачи остановить незаконные поставки оружия, а СБ ООН подобные нарушения не подвергал наказанию «из-за замешанности в этих делах» некоторых членов СБ. Оружие в Сараево поставлялось по туннелю Бутмир, который был шире двух метров.
Также Харланд сделал еще одно важнейшее свидетельское показание. Он заявил, что второй взрыв на рынке Маркале в Сараеве в августе 1995 года был выбран как повод натовских воздушных ударов по позициям Армии Республики Сербской (АРС), которые все равно бы рано или поздно произошли бы.
«Маркале выбраны как повод. Если бы этого не произошло, АРС подверглась бы бомбардировкам через две недели», свидетельствовал Харланд, когда его перекрестно допрашивал защитник Младича Бранко Лукич.
В качестве еще одного вопиющего примера двойных стандартов Лукич привел случай, когда мусульмане обстреляли и захватили в заложники украинских миротворцев - никакой реакции Унпрофора на действия мусульман не последовало.
Харланд обосновал это тем, что к этому времени большинство в Унпрофоре и «международном сообществе» поняли, что войну в БиГ нельзя остановить без применения силы против сербов. От себя добавим, что всего спустя каких-то десять лет НАТО и «международное сообщество» «поймет», что нельзя свергнуть Хусейна, Каддафи, режим талибов и лидера Сирии, не применив против их армий и мирных жителей авиаударов. Все эти маневры отрабатывались в бывшей Югославии на сербах - в горах Боснии и Герцеговины! И уже известно, что этих ударов они могли бы избежать только в случае полной безоговорочной капитуляции. А то, что против Асада или Каддафи воевали и воюют откровенные бандиты и наемники со всего мира, как против сербов в 1990-е годы, - кого может интересовать в НАТО, когда речь идет о перекройке карты мира в интересах крупнейших корпораций?!
По официальному натовскому обвинению, взрыв на площади Маркале 28 августа 1995 года произошел в результате взрыва сербской мины, выпущенной с позиций АРС. На утверждение Бранко Лукича, что французские миротворцы пришли к другому выводу, Харланд ответил, что «в это время в Унпрофоре был достигнут консенсус, что мину выпустила АРС».
Свидетель частично признал утверждение защиты Младича о том, что Унпрофор и «международное сообщество» никогда не угрожали мусульманам воздушными ударами, несмотря на то, что те нарушали перемирия, не принимали международных соглашений. Унпрофор угрожал лишь сербской стороне, и совершал нападения на АРС.
Харланд отметил, что лидеры боснийских сербов - генерал Младич и Радован Караджич - в тот момент, когда контролировали 70% территории БиГ, «хотели заморозить фронты» перед тем, как прийти к мирному соглашению. И в этом на тот момент они имели поддержку Великобритании и Франции.
Такой подход в 1995 году «международное сообщество» отвергло как ошибочный, решив, что первым делом надо военными мерами надо воздействовать на сербов, чтобы те потеряли часть своих территорий, и были принуждены серьезнее вести переговоры о мире, утверждал Харланд.
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН