Иерей Александр Шумский: «Экстремизмом является то, что враждебно Православию»

Православные священнослужители об инициативе Общественной палаты исключить действие антиэкстремистского закона на религиозные тексты

0
764
Время на чтение 6 минут
Как сообщалось, Общественная палата РФ выступила с предложением исключить распространение федерального закона «О противодействии экстремистской на вероучительные тексты религиозных организаций, официально зарегистрированных в России. Во-первых, об этих вероучительных текстах уведомляется Минюст, который принимает решение о регистрации религиозного объединения. Во-вторых, невозможно адекватно оценить на языке современных юридических терминов, тем более таких расплывчатых, как «экстремизм», тексты, написанные тысячи лет назад, наполненные специфическими религиозными смыслами, отмечают в ОП.

В ОП также отметили, что понятие «экстремизм» фигурирует только в одном международном документе – это Шанхайская конвенция 2001 г., где экстремизм связывается с насилием. Поэтому, по мнению ОП, ненасильственные действия не должны подпадать под действие закона об экстремизме. Что же касается дел, связанных с оскорблением разного рода то они могут рассматриваться в гражданском процессе. Предлагается также отказаться от федерального списка экстремистских материалов.

Корреспондент Regions.ru попросил православных священнослужителей прокомментировать эти инициативы ОП.

Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, отметил, что нельзя безоговорочно присваивать одинаковый статус Библии и кришнаитским текстам. «"Бхагавад-гита как она есть" есть именно современная интерпретация древнего текста и комментарии, которые составил Свами Бхактиведанта во второй половине прошлого века. Древний текст там искажен до неузнаваемости, люди других вер называются собаками, свиньями и т.д. Там оскорбляются христианские священнослужители, еврейские раввины. Такие комментарии явно разжигают межрелигиозную рознь. Это проповедовалось и не раз приводило к уголовным преступлениям в разных странах. В нашей стране один кришнаит отрезал голову священнику. Все эти факты хорошо известны», - сказал священник.

«Поэтому я думаю, что вот так безоговорочно придать одинаковый статус Библии и другим т.н. "священным" текстам, а уж тем более их толкованиям, было бы слишком поспешно. На мой взгляд, это близорукая позиция тех представителей ОП, которые предлагают такие решения. Все комментарии нужно тщательно анализировать. Я сам многие из них изучал и могу сказать, что действительно иногда проповедуется и человеконенавистничество, и неуважительное отношение к людям других культур, которые не разделяют религиозных ценностей авторов этих комментариев», - заключил отец Олег.

Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, убежден, что рассматривать древние религиозные тексты как экстремистские нельзя – «прежде всего, потому, что собственно с религиозной точки зрения они к экстремизму не вели». «Их можно воспринимать как экстремистские только если интерпретировать их в специальном конъюнктурно-политическом смысле, подгоняя их под уже некий априори готовый ответ, под известную точку зрения сегодняшнего дня. С этой точки зрения можно обвинить в экстремизме и христианские тексты. При желании даже Моисея и иных пророков Ветхого завета, обличавших свой народ, можно вообще антисемитами выставить. Но сами религиозные тексты принципиально направлены не на экстремизм, а на общение с Богом или, если мы берем древние языческие культы, - с языческими божествами. Переводить их в плоскость современной юриспруденции просто бессмысленно и неисторично. Поэтому попытка использовать древние священные тексты в экстремистских целях будет всегда сопровождаться явным же искажением их изначального религиозного смысла», - отметил он.

Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, отметило, что «во-первых, кришнаиты суть, безусловно, экстремистская секта. Они очень изменили изначальный смысл "Бхагавад-гиты" и их комментарии имеют отчетливо экстремистский характер. Собственно к индуизму кришнаиты вообще имеют весьма опосредованное отношение, сами индуисты относятся к ним как к маргиналам. Во-вторых, вообще сравнивать "Бхагавад-гиту" с Библией, ставить их на одну доску нельзя».

«На мой взгляд, у нас экстремизмом является то, что враждебно Православию, Христианству, откуда бы это ни исходило. Православная Церковь всех призывает к миру, поэтому любое выступление против Православной веры, против Православной Церкви я считаю экстремизмом. А кришнаиты Православие ненавидят, это известно», - отметил пастырь.

«У нас должен быть очень простой критерий – все, что идет против Церкви, против учения Православной Церкви, против Святейшего Патриарха, безусловно, является духовным экстремизмом. Мы должны жестко стоять на этой позиции, в оценке экстремизма исходить именно из этого. Церковь проповедует мир. Сейчас вообще весь мир держится только на Православии, на Церкви. Без нее он давно бы уже разлетелся на мелкие кусочки», - напомнил отец Александр.

Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, клирик храма целителя Пантелеимона в Ставрополе, сказал, что «при всем уважении к Общественной палате» не может согласиться с ее предложением. «Регистрация какой-либо организации Министерством Юстиции совершенно не означает, что организация является безвредной, а тексты ее "священного писания" душеполезными. Регистрация означает лишь то, что организация собрала нужное количество подписей, написала устав и заплатила пошлину - то есть соблюла формальности. В противном случае мы бы не наблюдали судебных решений, согласно которым закрыли "Аум Синрике", "Свидетелей Иеговы" в некоторых регионах страны, сайентологию и т.д.»

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что в обсуждаемой проблеме две стороны: «Дело в том, что когда зарождается какой-то яркий и бесспорный процесс, то к нему тут же присоединяют зловредный законодательный акт, в надежде на то, что он пройдет за первым, как за локомотивом. Вот и в данной ситуации идет сразу два процесса. Один совершенно законный и очевидный – выделить документы исторической значимости и исторического наследия, принадлежащие к традиционным религиозным конфессиям, и законодательно определить список, который не может рассматриваться в качестве экстремистского. Конечно, в этом списке будет Библия, Коран, Талмуд, какие-то основные буддийские документы. И к этой инициативе присоединяют попытку ослабления законодательной практики, чтобы ее размыть и уничтожить, переведя рассмотрение дел по экстремистской литературе на уровень гражданского процесса. Но процесс должен быть уголовным, потому что в таких случаях мы видим не факт оскорбления одной личности другой, а факт оскорбления всего общества. Так что с первым пунктом я согласен – это здравое предложение, а вот второе предложение является попыткой размывания существующего вполне нормального закона».

Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, в свою очередь отметил, что он очень осторожно относится к позиции ОП. «Эту инициативу должны как следует обсудить религиоведы и богословы. Инициаторы данного законопроекта должны внимательно отнестись к последствиям своих действий – а эти последствия могут быть неожиданными и нестандартными. Если исключить религиозные тексты определенного рода из числа экстремистских, то мы тем самым легализуем их. Получается, что мы оправдываем источник экстремизма, и при этом заявляем, что боремся с ним», - заметил он.

«Отмена списков экстремистских текстов дает возможность любому гражданину России приобщаться к любой литературе, пропагандирующей экстремистские взгляды, - считает священнослужитель. - С экстремистом бороться будет труднее. Согласитесь, что лучше заниматься профилактикой. Поэтому, на мой взгляд, данная инициатива сомнительна. Почему запрещают рекламу алкоголя и табака? Почему до сих пор ведутся исследования по поводу содержания тех или иных публикаций? Потому что вред может идти не только от наркотических средств, но и от интеллектуальных».

«Эта инициатива, которая стремится стать законом, должна быть взвешена самым серьезным образом представителями разных религиозных конфессий. И все мы должны помнить, что вне зависимости от нашего вероисповедания, мы являемся гражданами России и должны соблюдать ее законы, не вести себя в России бесцеремонно, навязывая свои правила, а уважать те традиции и законы, которые в нашей стране складывались веками. И уважение к стране позволит избежать экстремизма. Если же представители различных культур не желают уважать традиции нашей страны и пытаются утверждать какие-то свои интересы, то это, по меньшей мере, является непатриотичным, а по большому счету ведет к обострению ситуации в обществе и к развитию экстремизма», - заключил иеродиакон Лаврентий (Полешкевич).
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06