В ОП также отметили, что понятие «экстремизм» фигурирует только в одном международном документе – это Шанхайская конвенция 2001 г., где экстремизм связывается с насилием. Поэтому, по мнению ОП, ненасильственные действия не должны подпадать под действие закона об экстремизме. Что же касается дел, связанных с оскорблением разного рода то они могут рассматриваться в гражданском процессе. Предлагается также отказаться от федерального списка экстремистских материалов.
Корреспондент Regions.ru попросил православных священнослужителей прокомментировать эти инициативы ОП.
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, отметил, что нельзя безоговорочно присваивать одинаковый статус Библии и кришнаитским текстам. «"Бхагавад-гита как она есть" есть именно современная интерпретация древнего текста и комментарии, которые составил Свами Бхактиведанта во второй половине прошлого века. Древний текст там искажен до неузнаваемости, люди других вер называются собаками, свиньями и т.д. Там оскорбляются христианские священнослужители, еврейские раввины. Такие комментарии явно разжигают межрелигиозную рознь. Это проповедовалось и не раз приводило к уголовным преступлениям в разных странах. В нашей стране один кришнаит отрезал голову священнику. Все эти факты хорошо известны», - сказал священник.
«Поэтому я думаю, что вот так безоговорочно придать одинаковый статус Библии и другим т.н. "священным" текстам, а уж тем более их толкованиям, было бы слишком поспешно. На мой взгляд, это близорукая позиция тех представителей ОП, которые предлагают такие решения. Все комментарии нужно тщательно анализировать. Я сам многие из них изучал и могу сказать, что действительно иногда проповедуется и человеконенавистничество, и неуважительное отношение к людям других культур, которые не разделяют религиозных ценностей авторов этих комментариев», - заключил отец Олег.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, убежден, что рассматривать древние религиозные тексты как экстремистские нельзя – «прежде всего, потому, что собственно с религиозной точки зрения они к экстремизму не вели». «Их можно воспринимать как экстремистские только если интерпретировать их в специальном конъюнктурно-политическом смысле, подгоняя их под уже некий априори готовый ответ, под известную точку зрения сегодняшнего дня. С этой точки зрения можно обвинить в экстремизме и христианские тексты. При желании даже Моисея и иных пророков Ветхого завета, обличавших свой народ, можно вообще антисемитами выставить. Но сами религиозные тексты принципиально направлены не на экстремизм, а на общение с Богом или, если мы берем древние языческие культы, - с языческими божествами. Переводить их в плоскость современной юриспруденции просто бессмысленно и неисторично. Поэтому попытка использовать древние священные тексты в экстремистских целях будет всегда сопровождаться явным же искажением их изначального религиозного смысла», - отметил он.
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, отметило, что «во-первых, кришнаиты суть, безусловно, экстремистская секта. Они очень изменили изначальный смысл "Бхагавад-гиты" и их комментарии имеют отчетливо экстремистский характер. Собственно к индуизму кришнаиты вообще имеют весьма опосредованное отношение, сами индуисты относятся к ним как к маргиналам. Во-вторых, вообще сравнивать "Бхагавад-гиту" с Библией, ставить их на одну доску нельзя».
«На мой взгляд, у нас экстремизмом является то, что враждебно Православию, Христианству, откуда бы это ни исходило. Православная Церковь всех призывает к миру, поэтому любое выступление против Православной веры, против Православной Церкви я считаю экстремизмом. А кришнаиты Православие ненавидят, это известно», - отметил пастырь.
«У нас должен быть очень простой критерий – все, что идет против Церкви, против учения Православной Церкви, против Святейшего Патриарха, безусловно, является духовным экстремизмом. Мы должны жестко стоять на этой позиции, в оценке экстремизма исходить именно из этого. Церковь проповедует мир. Сейчас вообще весь мир держится только на Православии, на Церкви. Без нее он давно бы уже разлетелся на мелкие кусочки», - напомнил отец Александр.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, клирик храма целителя Пантелеимона в Ставрополе, сказал, что «при всем уважении к Общественной палате» не может согласиться с ее предложением. «Регистрация какой-либо организации Министерством Юстиции совершенно не означает, что организация является безвредной, а тексты ее "священного писания" душеполезными. Регистрация означает лишь то, что организация собрала нужное количество подписей, написала устав и заплатила пошлину - то есть соблюла формальности. В противном случае мы бы не наблюдали судебных решений, согласно которым закрыли "Аум Синрике", "Свидетелей Иеговы" в некоторых регионах страны, сайентологию и т.д.»
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что в обсуждаемой проблеме две стороны: «Дело в том, что когда зарождается какой-то яркий и бесспорный процесс, то к нему тут же присоединяют зловредный законодательный акт, в надежде на то, что он пройдет за первым, как за локомотивом. Вот и в данной ситуации идет сразу два процесса. Один совершенно законный и очевидный – выделить документы исторической значимости и исторического наследия, принадлежащие к традиционным религиозным конфессиям, и законодательно определить список, который не может рассматриваться в качестве экстремистского. Конечно, в этом списке будет Библия, Коран, Талмуд, какие-то основные буддийские документы. И к этой инициативе присоединяют попытку ослабления законодательной практики, чтобы ее размыть и уничтожить, переведя рассмотрение дел по экстремистской литературе на уровень гражданского процесса. Но процесс должен быть уголовным, потому что в таких случаях мы видим не факт оскорбления одной личности другой, а факт оскорбления всего общества. Так что с первым пунктом я согласен – это здравое предложение, а вот второе предложение является попыткой размывания существующего вполне нормального закона».
Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, в свою очередь отметил, что он очень осторожно относится к позиции ОП. «Эту инициативу должны как следует обсудить религиоведы и богословы. Инициаторы данного законопроекта должны внимательно отнестись к последствиям своих действий – а эти последствия могут быть неожиданными и нестандартными. Если исключить религиозные тексты определенного рода из числа экстремистских, то мы тем самым легализуем их. Получается, что мы оправдываем источник экстремизма, и при этом заявляем, что боремся с ним», - заметил он.
«Отмена списков экстремистских текстов дает возможность любому гражданину России приобщаться к любой литературе, пропагандирующей экстремистские взгляды, - считает священнослужитель. - С экстремистом бороться будет труднее. Согласитесь, что лучше заниматься профилактикой. Поэтому, на мой взгляд, данная инициатива сомнительна. Почему запрещают рекламу алкоголя и табака? Почему до сих пор ведутся исследования по поводу содержания тех или иных публикаций? Потому что вред может идти не только от наркотических средств, но и от интеллектуальных».
«Эта инициатива, которая стремится стать законом, должна быть взвешена самым серьезным образом представителями разных религиозных конфессий. И все мы должны помнить, что вне зависимости от нашего вероисповедания, мы являемся гражданами России и должны соблюдать ее законы, не вести себя в России бесцеремонно, навязывая свои правила, а уважать те традиции и законы, которые в нашей стране складывались веками. И уважение к стране позволит избежать экстремизма. Если же представители различных культур не желают уважать традиции нашей страны и пытаются утверждать какие-то свои интересы, то это, по меньшей мере, является непатриотичным, а по большому счету ведет к обострению ситуации в обществе и к развитию экстремизма», - заключил иеродиакон Лаврентий (Полешкевич).