Дмитрий Демидов: «В конференции проявилось удивительное сочетание трех компонентов»

Эксперт в области церковнославянского языка о VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры»

Новости Москвы  Церковнославянский язык  ДелоРус 
0
581
Время на чтение 4 минуты
Как сообщала «Русская народная линия», одной из основных тем VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» стал церковнославянский язык. В конференции принял участие ведущий специалист в области церковнославянского языка доктор филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Григорьевич Демидов. Мы попросили Дмитрия Григорьевича поделиться своими впечатлениями от прошедшего форума.  

Я впервые участвую в подобном плавании и даже не представлял, что таковые возможны. Когда-то в далеком советском детстве я плавал на теплоходе вместе с родителями по экскурсионной путевке Ленинград-Астрахань-Ленинград. Корабль заходил во все древние русские города, нам показывали монастыри, но показывали их только как достопримечательности, как объекты, которые интересны лишь туристам. Но и так ясно было, что монастыри - частица нашей истории.

Когда я стал филологом-русистом, то принимал участие во многих профильных конференциях. В основном это были специализированные конференции с участием педагогов-словесников, где обсуждаются проблемы культуры речи, преподавания в разных классах, организации олимпиад по русскому языку. Но всюду ощущался недостаток более широкого круга общения, взгляда со стороны и апробации своего материала, свежей реакции тех, кто говорит по-русски, молится по-славянски и имеет свое личное отношение к обсуждаемым вопросам.

Меня пригласили принять участие в путешествии-паломничестве, которое организовало Деловое общество «ДелоРус» и Александро-Невское Братство. Я слышал и до этого про это Братство и Александро-Невскую Лавру. Когда в Ленинграде были закрыты почти все храмы, кажется, только 15 действующих храмов было на весь город, я часто посещал Свято-Троицкий собор Лавры.

Сергей Анатольевич Наумов - мой коллега и бывший студент - предложил мне выступить на VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» с небольшим докладом и мастер-классом. Я смутно представлял себе, какая будет программа, взял материалы про запас, и оказалось, что не зря. На конференции пригодились не только те сведения, которые требуется донести в докладе для активизации знаний, необходимых для обсуждения твоего собственного доклада, но потребовался весь опыт, накопленный за 25-30 лет профессорско-преподавательской и научной деятельности не только в области церковнославянского языка, но и сравнительно-исторического языкознания, потребовалось приложить весь багаж знаний.

  Отдельная благодарность нашим батюшкам, которые держали нас в «духовном тонусе». У меня было такое ощущение, что я оказался в монастыре. Я не знаю, по какому распорядку живет братия Александро-Невской Лавры, - наверное, не по такому свободному, какой был у нас на корабле, но какую-то часть монастырского обихода мы ощутили. В конференции проявилось удивительное сочетание трех компонентов, главный из которых - духовно-паломнический. Настоящая духовная жизнь с утренним правилом, с подготовкой к Причастию, с принятием Святых Христовых Таин. Я, например, сподобился причаститься в Кирилло-Белозерском монастыре. Это родина моей мамы, бабушки, дедушки. Мой дед похоронен там. К сожалению,  его могилу я видел только из окна - она расположена близко к ограде, которая выходит на Вологодское шоссе, по которому мы ехали, возвращаясь из Ферапонтова монастыря.  

Конечно, было бы лучше эти 8 километров до монастыря пройти пешком, с посохом, этот путь мы бы преодолели часа за 2-3, но времени у нас было мало, хочется попасть к началу службы, а до Ферапонтово еще дальше. Как бы то ни было, духовная составляющая концентрированно выразилась в поездке в Кирилло-Белозерский монастырь с поклонением мощам святого Кирилла, в ежедневных молитвах, в постоянном духовном окормлении отцом Александром Половинкиным, отцом Николаем Колядой и отцом Прокопием (Павловым). Многая и благая им лета. Отец Прокопий, например, всех вдохновлял, не давал нам дремать и унывать, вселял духовные силы. Он направлял не только молитвенную жизнь, но и течение заседаний конференции.

Второй компонент нашего путешествия был представлен разнообразными направлениями общественной жизни: здравоохранения, педагогики, творчества, юриспруденции, музыки, художественной самодеятельности и церковнославянского языка. Активное участие в поездке принимали также дети.

Третий компонент - собственно научный. Заседания проходили в форме конференций и обсуждений. Вопросы обсуждались важные: как быть в сложившейся социолингвистической ситуации начала XXI века, когда есть уже новая постсоветская система образования с программами, учебной литературой, кадрами? Есть требования обычного, светского образования в области русского языка, есть богослужение на церковнославянском языке, есть воскресные школы, где ведется подготовка детей и взрослых, катехизаторские курсы, где готовят кадры, семинарии. Мы накопили опыт изучения и преподавания церковнославянского языка. Он, конечно, больше обсуждается и изучается на Рождественских чтениях в Москве, где из него извлекаются поучительные выводы. Его требуется активизировать, так чтобы работа не велась вхолостую. В частности, требуется расширять практическое знание и понимание славянского языка. Требуется наладить книгопечатание, как Иван Федоров: печатать Азбуку и Букварь. Были жалобы еще в XVII веке на то, что отпечатанные тиражи быстро расходятся, поэтому в XVIII веке славянскую грамматику вновь составил Федор Максимов, переиздавалась грамматика Мелетия Смотрицкого, а в XIX веке уже были написаны десятки грамматик на все лады и вкусы, под различные методики. У нас есть периодическая печать в области словесности, где можно обсуждать все эти вопросы. Но очень-очень робко это делается, без интенсивных горизонтальных связей. Мы обсуждали в этой поездке, что нужно сделать для большей интенсивности просветительской работы в области церковнославянского языка.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Григорьевич Демидов
Соотношение разговорного языка, кодифицированного литературного языка и церковно-славянского языка
Доклад на круглом столе «Церковнославянский язык: вчера, сегодня, завтра»
30.05.2012
Все статьи Дмитрий Григорьевич Демидов
Новости Москвы
Все статьи темы
Церковнославянский язык
Об историческом русском правописании
Литературный язык мог бы иметь два варианта правописания – современный, очищенный от иноземных заимствований и исторический
16.10.2023
Влюбленный в церковнославянский язык
Памяти Анатолия Алексеевича Матвеева
16.08.2023
Все статьи темы
ДелоРус
К 300-летию перенесения мощей св.блг.кн. Александра Невского в Санкт-Петербург
На Неве состоится реконструкция церемонии встречи мощей Александра Невского с участием кораблей петровского времени
03.09.2024
«Для нас важна победа не только над врагом, но и над собой»
В Санкт-Петербурге прошёл традиционный XIV Всероссийский молодежный военно-исторический форум «Александровский стяг»
05.07.2024
«Слава русскому оружию!»
В деревне Самушкино состоялся военно-патриотический фестиваль
18.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06