Воочию видно, что Церковь – это не искусственная секта, где одна молодежь, или одни старики, или только богатые, или одни бедные. Церковь объединяет в себя всех, все слои и возрастные группы общества. Она - это, слава Богу, живой организм, а не какая-то искусственно созданная религиозно-политическая структура для решений задач организаторов. Секта саентологов создана для выкачивания денег из богатых, секта кришнаитов – для выкачивания бесплатного труда из бедных. А наша Церковь одна истинная, и она создана «всего лишь» для спасения души. И церковные крестные ходы направлены, прежде всего, именно на такие цели.
На нашем Крестном ходу привлекают людей к вере огромные иконы Владимирской и Боголюбской Божьей Матери, в прошлом году прошедшие тысячи километров по городам и весям России и Украины, а также колоссальная Надымская икона Святого Царя Николая. Образ Мученика Государя размером 175х210 см был написан иконописцем А.Радиковым по заказу атамана Надымского казачьего округа Союза казаков России, казачьего полковника Сергея Кришталя. В день убиения Царской семьи, 17 июля, спустя 85 лет после трагедии икону освятили в храме святых апостолов Петра и Павла Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С 2003 года она «ходит» по городам и весям с крестными ходами: пройденный путь святыни исчисляется более 30 тысячами километров.
Многие участники хода видели стены Брестской крепости только в школьных учебниках и на открытках. Зрелище этих стен «вживую» было очень впечатляющим. Поразил и цитадельный храм. Его судьба, можно сказать, символизирует судьбу многострадальной Белоруссии. Построенный в счастливом и мирном XIX веке, когда под мощным скипетром русских Царей в Западном крае возродилось Православие и впервые за сотни лет начали возрождаться права белорусской части русского народа, этот храм пережил тяжелые метаморфозы. После гражданской войны он перешел в руки фашистски настроенных поляков, которые отобрали его у православных и устроили там костел. После воссоединения Западной Белоруссии с СССР он был отобран у католиков и отдан под клуб для военных. Именно такие топтания артистов по алтарям и вызвали гнев Божий на нашу землю, вылившийся в виде нашествия фашистов. Но вина народа была все же смыта его же кровью, когда при защите священных стен бывшей гарнизонной церкви, падали под пулями, но не сдавались, доблестные советские солдаты и офицеры. На пути от крепости у нас «случайно» оказался диск с новым талантливым фильмом о ее защите, снятый на местах боев, который «случайно» взяла с собой наша сестра, не планировавшая изначально с нами ехать. Так что промыслом Божьим нам удалось посмотреть на события прошлого более пристально.
Однако уроки Великой Отечественной войны не были полностью учтены в свое время, и после войны в гарнизонном храме был устроен склад. Как справедливо говорил орденоносный ветеран архимандрит Петр (Кучер), хотя в то время и любили говорить: «Никто не забыт, ничто не забыто», но все-таки был забыт главный Созидатель Победы – Бог. За это спустя полвека мы получили новые потрясения, когда без прямого военного нападения на нашу страну мы потеряли десятки миллионов людей от смуты, начавшейся в конце 80-х годов и продолжающейся до сих пор.
Данный храм был возрожден уже в 90-е годы. При этом на него, тогда находившегося в госсобственности, претендовали и … католики, набравшиеся наглости утверждать, что он якобы всегда принадлежал им. Но настоятель храма, о.Игорь на основании архивных розысков твердо доказал, что храм этот изначально был православным, и лишь затем его силой отобрали у нас паписты. Благодаря его самоотверженному труду храм был возрожден и благоустроен. Удалось даже создать Нижний храм, посвященный свм. Иоанну Воину. Он пока не освящен, но службы там уже идут на антиминсе. В честь прибытия Крестного хода там был отслужен молебен. Атаман Сергей Николаевич Кришталь подарил настоятелю Надымскую икону святого Царя – Мученика Николая. Этот дар имел символическое значение, поскольку был сделан в День Рождения св. Царя Николая, и в твердыне, где Он бывал, причем данная икона сулит нам возрождение православного царства.
Далее Крестный ход на автобусах отправился в Жировичи, где 20 мая отмечается День иконы Жировичской Божьей Матери. Там все молились на вечерней службе. Многие крестоходцы изъявили желание причастится, поэтому, несмотря на усталость, вычитали положенные каноны и правило ко святому причащению. На сон оставалось всего несколько часов, поскольку в 5 утра все пошли на литургию, затем – на Крестный ход к источнику Божьей Матери. Народ радостно приветствовал крестоходцев, многие кидались под иконы по старинному благочестивому обычаю, многие местные женщины плакали, мужчины наперебой просились стать носильщиками тяжелых икон, старый ветеран с орденами взял хоругвь и пошел с Ходом, несмотря на зной и солидный для старика вес хоругви. Воистину в таких случаях можно писать картины «Русь воскресающая».
Позже приехал Экзарх Белорусси Митрополит Филарет, провел службу, лично прочитал акафист Богородице.
20 мая к крестному ходу присоединилась Татьяна Боровикова, председатель общественной организации «Много деток хорошо», опоздавшая на мероприятие из-за свадьбы одного из своих четверых детей. Она ехала в поезде и читала положенные ко причастию каноны, а в окнах поезда отражались лики икон, которые она везла с собой. Так что и это был своего рода крестный ход.
Конечно, Крестный Ход на практике не всегда так благостен, как в статьях. Это тяжелый молитвенный и физический труд, совместное творение организаторов и участников, подхваченных Божьим Промыслом, но иногда и различными искушениями. Могут иногда происходить и недоразумения, и даже конфликты. Но воистину достойно удивления не то, что они вообще бывают, а то, что их обычно бывает очень мало. Общая молитва и труд во славу Божью сближает самых несхожих людей, и создает истинную соборность. Возникающая благодать придает мощный миссионерский импульс для воцерковления Руси и возрождения православной государственности, которая только и может ликвидировать искусственное разделение единого русского народа. В ближайшие дни Крестный Ход пройдет по Минску и Могилеву.
Игорь Друзь, председатель «Народного Собора» Украины