Как отмечается в письме, события показали, что эти факторы взаимосвязаны: идейная платформа культурно-политических группировок (Contemporary art) в 2010 году получила организационное оформление в виде бюджетной государственной структуры: «Сибирского центра современного искусства» (директор - А.Терешкова, координатор С.Самойленко; филиал Новосибирского государственного краеведческого музея под руководством А.Шаповалова). Появились и сведения о странной поддержке областным министерством культуры местных активистов того же направления (А.Лоскутова).
Авторы письма пишут, что именно с деятельностью «Сибирского центра современного искусства» связаны основные скандалы последнего времени: проведение в стенах государственного музея выставки «Когда художник берёт фотоаппарат» (названной журналистами «Зоофилия по-русски» за фото совокуплений с животными), «хэппенинги» во дворах близлежащих домов с участием голых художников и тому подобные мероприятия.
В документе обращается внимание на то, что в самом названии Центра содержится лукавство. Создаётся впечатление, что создана организация, которая будет поддерживать всё современное искусство. А на самом деле, как указано на сайте Центра, он создан для поддержки «современного искусства», то есть одного узкого направления - Contemporary art.
Авторы письма указывают, что цель этого Центра «не скрывается: это разрушение. Разрушение религиозных, нравственных, патриотических ценностей и государственных символов. При этом организаторы этого направления не стесняются публично провозглашать свое культурное превосходство над всеми прочими».
Поводом для очередного возмущения граждан Новосибирской области в мае стала информация о намерении провести в Новосибирске скандально знаменитую выставку «Родина», курируемую Маратом Гельманом. Авторы обращения отмечают, что политтехнолог Гельман хорошо известен, по крайней мере, с двух сторон. Во-первых, кроме тех выставок, которые вызывают сегодня протесты в Новосибирске и Краснодаре, Гельман знаменит поддержкой скандальной выставки «Осторожно, религия!», деятельности арт-группы «Война», акций тех же «Pussy Riot», демонстрацией обезьяны с боевыми орденами и прочими глумливыми выходками. Он является не только куратором подобных безобразий, но и их идеологом. Его концепция «художественного пространства» выводит из-под ответственности любую выходку, которую он и его компания относят к области современного искусства. Фактически Гельман отстаивает право оскорбить любого человека и заявить, что «это - искусство» и потому оно находится вне компетенции власти, народного представительства и Суда Божьего.
Во-вторых, пишут далее авторы документа, Гельман - автор и пропагандист «Новой культурной политики». Его попытки превратить Пермь в «культурную» столицу России стоили бюджету (в том числе и федеральному) огромных денег, а результат разочаровал жителей: 80% из них не приняли объекты «новой культуры».
Авторы документа сообщают, что уже после объявления об отмене экспозиции выставки «Родины» в аэропорту «Северный» Гельман вновь заявил, что выставка в Новосибирске состоится. Это может привести к новым волнениям в городе.
Заявление Гельмана о том, что выставка «Родина» будет показана в Новосибирске целиком (включая наиболее одиозные экспонаты), а не в том виде, как ее показали министру культуры области и журналистам; высокомерная позиция Гельмана и местных деятелей «современного искусства» по отношению к пониманию новосибирцами культуры и искусства; опасность вовлечения Новосибирска в позорный для города и опасный для страны в целом «Культурный альянс» - «не могло не вызвать противодействия общественности, понимающей необходимость сохранения незыблемых духовно-нравственных основ народа и опасность политизированного псевдоискусства», - говорится в обращении.
«Мы считаем важным заявить: 1. Необходимо убедиться, что выставка покинула город - недопущение работы выставки имеет важнейшее политическое значение не только для Новосибирска, но и для всей страны. 2. Новосибирск не должен числиться в списке городов, входящих в гельмановский "Культурный альянс". 3. "Сибирский центр современного искусства" с его сегодняшними задачами не может существовать как бюджетное учреждение. 4. В области необходимо создать орган, полномочный принимать решения в таких спорных ситуациях - "Общественный совет по нравственности, культуре и искусству" на основе представительства семейных, ветеранских, патриотических и других общественных организаций, творческих союзов, традиционных религиозных конфессий России. 5. Необходимо серьёзно, без нервов и оскорблений, при участии самой широкой общественности обсудить проблемы взаимодействия политики и искусства, а также роль государства в этом процессе», - пишут авторы письма.
Документ подписали: от Новосибирского отделения Общероссийского общественного движения «Народный Собор» Ю.А.Задоя; от Новосибирской организации Всероссийского клуба «Суть времени» А.В.Коваленин; от Новосибирской организации Профсоюза граждан России Р.А.Мурзин; от Новосибирской организации Евразийского союза молодёжи А.Ф.Волокитин; от Новосибирской региональной общественной организации «Координационный совет по общественной безопасности» Д.С.Голубенко; от Клуба православных многодетных семей города Бердска И.В.Квасницкий.