По его словам, существующие партии «все более относительно» отражают интересы граждан. Отец Всеволод Чаплин считает, что религиозные «партии» будут вести борьбу за десятки миллионов «неопределившихся» граждан и за общественное устройство. Он предложил верующим «вместе гармонизировать наши ценности и социальные модели, в том числе думая о том, как сделать правовое и общественное устройство максимально приемлемым для каждой из трех 'партий'».
Выступление протоиерея Всеволода Чаплина стало ответом на заявление адвоката Дагира Хасавова, который выступил за легализацию в России суда шариата. «Мы считаем, что мы у себя дома, - заявил Хасавов. - Возможно вы чужие. Мы у себя дома и будем устанавливать те правила которые нас устраивают, хотите вы того или нет. Любые попытки изменить это обойдутся кровью. Тут будет второе мертвое озеро. Мы зальем город кровью». Слова Хасавова вызвали широкий резонанс. Мусульманская община назвала его провокатором, а сам адвокат уже 26 апреля выехал из России в неизвестном направлении.
Протоиерей Всеволод Чаплин, однако, нашел в высказываниях Хасавова рациональное зерно. «Не стоит ограничивать исламскую общину в возможности жить по своим правилам. Именно такой путь, я думаю, актуален в будущем и для России, и для Западной Европы. Но очевидно, что нельзя навязывать эти правила другим вне своей общины», — заявил священник.
Согласны ли вы с тем, что политические партии все меньше выражают интересы людей по сравнению с религиозными объединениями? Надо ли трем «партиям»: православным, мусульманам и неверующим совместно «гармонизировать свои ценности и социальные модели»? С такими вопросами корреспондент портала Regions.Ru обратился к российским священнослужителям.
Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря, заявил, что он не согласен с этим заявлением. «Одно дело политика и политическая игра, другое дело – вера и религиозные убеждения. Это разные сферы, и поэтому смешивать их совершенно неправильно. Я по своим политическим взглядам монархист, и многопартийная система, на мой взгляд, не является идеальной политической системой. Но она уже более или менее сложилась. При всех ее недостатках в данный период нашей истории она как-то востребована. Так или иначе, различные партии все-таки как-то выражают интересы различных общностей граждан. В этом плане дела у нас обстоят в принципе нормально. Но превращать политические баталии также и в религиозные было бы совершенно неправильно», - отметил священник.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, заявил, что не совсем понимает, что имеет в виду отец Всеволод. «Все-таки в общественно-политической практике достаточно четко различаются сферы деятельности общественно-политических организаций как собственно политических партий и собственно религиозных организаций. Как это, православные могут быть политической партией? Представить себе православную политическую партию я не могу. По-моему, создание такой партии противоречило бы и Социальной концепции РПЦ, одним из авторов которой, по всей видимости, является и отец Всеволод. Политическая партия определенным образом структурирована, чего нет и не может быть в общностях, образуемых верующими людьми, которые, на мой взгляд, и не помышляют о каком-то особом социально-политическом статусе со всей той политической атрибутикой, присущей политическим партиям», - подчеркнул священник.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, председатель Синодального отдела по взаимоотношению с вооруженными силами митрофорный протоиерей Димитрий Смирнов считает, что судить о том, действительно ли политические партии все меньше выражают интересы людей, достаточно сложно. «Для такого заключения все-таки нужны конкретные статистические данные. У меня их нет. Да и политикой я в общем-то не интересуюсь. Но я считаю, что православные, у которых есть такое желание, вполне могут заниматься политикой. Ведь они тоже люди – свободные люди. И верующие люди вполне могут объединяться в какие-то партии для защиты своих интересов. Если есть желание объединяться, то – пожалуйста. Ничего страшного я в этом не вижу. Ведь у нас есть, например, разные спортивные объединения и даже, например, партия любителей пива», - подчеркнул о. Димитрий.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, заявил, что само разделение на партии представляется ему анахронизмом. «Оно не отражает реальную политическую ситуацию и состояние общества. Политические программы очень расплывчаты. В основном это риторика. Любая партия говорит о демократии и свободе и защите прав трудящихся. Но, придя к власти, партия, как правило, свои предвыборные обещания не выполняет. О выражении и защите интересов народа речи нет. В этом о. Всеволод абсолютно прав. А религиозные организации выражают в первую очередь мировоззренческие представления верующих о жизни», - продолжил он.
Другое дело, отметил священник, что и религиозная политическая партия может также свалиться в популизм. Другое дело, что каждая партия как бы делится на партию порядочных людей и непорядочных. Мы это видим на примере «Единой России», заметил отец Валерий. «Кому-то можно верить, а кому-то – нельзя. Важно, что из себя политик представляет как личность. Я не думаю, что религиозные организации должны выполнять функции политических партий, но они все-таки могут оказывать влияние на принятие важных политических решений. Они могут формировать определенные общественные тенденции. И в этом их влияние, благодаря их авторитету, будет гораздо более значимым, чем влияние политических партий. То, что народ больше доверяет религиозным лидерам, а не политическим деятелям, это однозначно», - заключил о. Валерий.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, напомнил, что у нас есть политические партии и есть религиозные конфессии – «если это все перепутать, то получится совершенно другая политология, другое пространство и видение современного мира». «Думаю, что очень опасно все смешивать, и делать этого не стоит. Я придерживаюсь того, что говорил Святейший Патриарх Алексий II: на вопрос о том, как он относится к партийному устройству, Патриарх сказал, что любая политическая партия всегда будет преследовать интересы своего сообщества и никогда не сможет следовать интересам народа. Поэтому любая политическая борьба не может иметь церковного благословения. И я считаю себя не вправе идти вне русла проложенного Патриархом Алексием II. Не думаю, что Патриарх Кирилл захочет опровергнуть слова своего предшественника. Но если это случится, мне всерьез придется поработать над своим пониманием политологии, а пока этого не произошло, оставлю все на усмотрение протоиерея Всеволода Чаплина и народа», - отметил священник.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, заявил: «Честно говоря, я вообще не знаю, насколько все когда-либо существовавшие политические партии выражали волю народа. Политические партии всегда являются заложниками каких-то определенных сил, которые располагают некими серьезными средствами, и финансовыми в том числе. Да и демократия – это вообще вещь относительная, это скорее метод определенных манипуляций электоратом с помощью идеологических средств, в том числе СМИ».
Но, продолжил он, «пытаться поделить политическое поле по признаку религиозной принадлежности – это довольно серьезное упрощение». «Потому что те, кто считает себя православными, придерживаются крайне полярных политических точек зрения: одни считают себя анархистами, другие – либералами, кто-то выступает с критикой Церкви, хотя считает себя к ней принадлежащим. То есть даже среди Православия нет идейного единства. И как создать политическую партию, которая бы всех устраивала?» - вопрошает он.
«И есть еще одна проблема: большинство жителей нашей страны считают себя православными верующими - по крещению, рождению, национальности, но это не воцерковленные люди. Сколько из них придерживается четких политических воззрений? Да, и вообще, зачем полностью отождествлять верующих с партиями? Во всяком случае, все попытки создать политическую религиозную партию до сегодняшнего дня заканчивались и будут заканчиваться провалом», - заключил священник.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил: «Что касается политического устройства государства, то тут варианты не ограничены, поскольку политическое устройство не противоречит Божьему закону, и согласно Основам социальной концепции РПЦ – это устройство может быть любым. И то, что выдвигает отец Всеволод Чаплин - не значит, что это обязательно нужно принять».
«Но во всем этом есть один серьезный подводный камень – неверующие. Если мусульман мы признаем за их религиозный взгляд, тысячелетнюю историю существования, то когда говорим о неверующих людях, мы видим, это некая болезнь человеческого общества. Это дефект личности, поэтому говорить о политическом движении неверующих – дело несколько неблагонадежное. А то, что политические партии сегодня меньше выражают интересы народа – факт сиюминутный, как и природные качества политиков, и степень их успеха. Это не зависит от названия и принципа формирования партии», - заключил иеромонах Макарий