Могут ли религиозные организации выполнять роль политических партий?

Православные священнослужители о предложении протоиерея Всеволода Чаплина

Новости Москвы 
0
684
Время на чтение 6 минут
Глава Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что в России есть только три реальных партии – «православных, мусульман и неверующих».

По его словам, существующие партии «все более относительно» отражают интересы граждан. Отец Всеволод Чаплин считает, что религиозные «партии» будут вести борьбу за десятки миллионов «неопределившихся» граждан и за общественное устройство. Он предложил верующим «вместе гармонизировать наши ценности и социальные модели, в том числе думая о том, как сделать правовое и общественное устройство максимально приемлемым для каждой из трех 'партий'».

Выступление протоиерея Всеволода Чаплина стало ответом на заявление адвоката Дагира Хасавова, который выступил за легализацию в России суда шариата. «Мы считаем, что мы у себя дома, - заявил Хасавов. - Возможно вы чужие. Мы у себя дома и будем устанавливать те правила которые нас устраивают, хотите вы того или нет. Любые попытки изменить это обойдутся кровью. Тут будет второе мертвое озеро. Мы зальем город кровью». Слова Хасавова вызвали широкий резонанс. Мусульманская община назвала его провокатором, а сам адвокат уже 26 апреля выехал из России в неизвестном направлении.  

Протоиерей Всеволод Чаплин, однако, нашел в высказываниях Хасавова рациональное зерно. «Не стоит ограничивать исламскую общину в возможности жить по своим правилам. Именно такой путь, я думаю, актуален в будущем и для России, и для Западной Европы. Но очевидно, что нельзя навязывать эти правила другим вне своей общины», — заявил священник.

Согласны ли вы с тем, что политические партии все меньше выражают интересы людей по сравнению с религиозными объединениями? Надо ли трем «партиям»: православным, мусульманам и неверующим совместно «гармонизировать свои ценности и социальные модели»? С такими вопросами корреспондент портала Regions.Ru обратился к российским священнослужителям.

Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря, заявил, что он не согласен с этим заявлением. «Одно дело политика и политическая игра, другое дело – вера и религиозные убеждения. Это разные сферы, и поэтому смешивать их совершенно неправильно. Я по своим политическим взглядам монархист, и многопартийная система, на мой взгляд, не является идеальной политической системой. Но она уже более или менее сложилась. При всех ее недостатках в данный период нашей истории она как-то востребована. Так или иначе, различные партии все-таки как-то выражают интересы различных общностей граждан. В этом плане дела у нас обстоят в принципе нормально. Но превращать политические баталии также и в религиозные было бы совершенно неправильно», - отметил священник.

Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, заявил, что не совсем понимает, что имеет в виду отец Всеволод. «Все-таки в общественно-политической практике достаточно четко различаются сферы деятельности общественно-политических организаций как собственно политических партий и собственно религиозных организаций. Как это, православные могут быть политической партией? Представить себе православную политическую партию я не могу. По-моему, создание такой партии противоречило бы и Социальной концепции РПЦ, одним из авторов которой, по всей видимости, является и отец Всеволод. Политическая партия определенным образом структурирована, чего нет и не может быть в общностях, образуемых верующими людьми, которые, на мой взгляд, и не помышляют о каком-то особом социально-политическом статусе со всей той политической атрибутикой, присущей политическим партиям», - подчеркнул священник.

Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, председатель Синодального отдела по взаимоотношению с вооруженными силами митрофорный протоиерей Димитрий Смирнов считает, что судить о том, действительно ли политические партии все меньше выражают интересы людей, достаточно сложно. «Для такого заключения все-таки нужны конкретные статистические данные. У меня их нет. Да и политикой я в общем-то не интересуюсь. Но я считаю, что православные, у которых есть такое желание, вполне могут заниматься политикой. Ведь они тоже люди – свободные люди. И верующие люди вполне могут объединяться в какие-то партии для защиты своих интересов. Если есть желание объединяться, то – пожалуйста. Ничего страшного я в этом не вижу. Ведь у нас есть, например, разные спортивные объединения и даже, например, партия любителей пива», - подчеркнул о. Димитрий.

Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, заявил, что само разделение на партии представляется ему анахронизмом. «Оно не отражает реальную политическую ситуацию и состояние общества. Политические программы очень расплывчаты. В основном это риторика. Любая партия говорит о демократии и свободе и защите прав трудящихся. Но, придя к власти, партия, как правило, свои предвыборные обещания не выполняет. О выражении и защите интересов народа речи нет. В этом о. Всеволод абсолютно прав. А религиозные организации выражают в первую очередь мировоззренческие представления верующих о жизни», - продолжил он.

Другое дело, отметил священник, что и религиозная политическая партия может также свалиться в популизм. Другое дело, что каждая партия как бы делится на партию порядочных людей и непорядочных. Мы это видим на примере «Единой России», заметил отец Валерий. «Кому-то можно верить, а кому-то – нельзя. Важно, что из себя политик представляет как личность. Я не думаю, что религиозные организации должны выполнять функции политических партий, но они все-таки могут оказывать влияние на принятие важных политических решений. Они могут формировать определенные общественные тенденции. И в этом их влияние, благодаря их авторитету, будет гораздо более значимым, чем влияние политических партий. То, что народ больше доверяет религиозным лидерам, а не политическим деятелям, это однозначно», - заключил о. Валерий.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, напомнил, что у нас есть политические партии и есть религиозные конфессии – «если это все перепутать, то получится совершенно другая политология, другое пространство и видение современного мира». «Думаю, что очень опасно все смешивать, и делать этого не стоит. Я придерживаюсь того, что говорил Святейший Патриарх Алексий II: на вопрос о том, как он относится к партийному устройству, Патриарх сказал, что любая политическая партия всегда будет преследовать интересы своего сообщества и никогда не сможет следовать интересам народа. Поэтому любая политическая борьба не может иметь церковного благословения. И я считаю себя не вправе идти вне русла проложенного Патриархом Алексием II. Не думаю, что Патриарх Кирилл захочет опровергнуть слова своего предшественника. Но если это случится, мне всерьез придется поработать над своим пониманием политологии, а пока этого не произошло, оставлю все на усмотрение протоиерея Всеволода Чаплина и народа», - отметил священник.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, заявил: «Честно говоря, я вообще не знаю, насколько все когда-либо существовавшие политические партии выражали волю народа. Политические партии всегда являются заложниками каких-то определенных сил, которые располагают некими серьезными средствами, и финансовыми в том числе. Да и демократия – это вообще вещь относительная, это скорее метод определенных манипуляций электоратом с помощью идеологических средств, в том числе СМИ».

Но, продолжил он, «пытаться поделить политическое поле по признаку религиозной принадлежности – это довольно серьезное упрощение». «Потому что те, кто считает себя православными, придерживаются крайне полярных политических точек зрения: одни считают себя анархистами, другие – либералами, кто-то выступает с критикой Церкви, хотя считает себя к ней принадлежащим. То есть даже среди Православия нет идейного единства. И как создать политическую партию, которая бы всех устраивала?» - вопрошает он.

«И есть еще одна проблема: большинство жителей нашей страны считают себя православными верующими - по крещению, рождению, национальности, но это не воцерковленные люди. Сколько из них придерживается четких политических воззрений? Да, и вообще, зачем полностью отождествлять верующих с партиями? Во всяком случае, все попытки создать политическую религиозную партию до сегодняшнего дня заканчивались и будут заканчиваться провалом», - заключил священник.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил: «Что касается политического устройства государства, то тут варианты не ограничены, поскольку политическое устройство не противоречит Божьему закону, и согласно Основам социальной концепции РПЦ – это устройство может быть любым. И то, что выдвигает отец Всеволод Чаплин - не значит, что это обязательно нужно принять».

«Но во всем этом есть один серьезный подводный камень – неверующие. Если мусульман мы признаем за их религиозный взгляд, тысячелетнюю историю существования, то когда говорим о неверующих людях, мы видим, это некая болезнь человеческого общества. Это дефект личности, поэтому говорить о политическом движении неверующих – дело несколько неблагонадежное. А то, что политические партии сегодня меньше выражают интересы народа – факт сиюминутный, как и природные качества политиков, и степень их успеха. Это не зависит от названия и принципа формирования партии», - заключил иеромонах Макарий
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
06.11.2024 13:15
С Днем народного единства!
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 13:07
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:53
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Наблюдатель
06.11.2024 12:47
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.11.2024 12:45
Какова ваша позиция, депутат Затулин?
Новый комментарий от Александр Волков
06.11.2024 12:28
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:18