Люди с аналитическим складом ума меньше склонны верить в сверхъестественные силы и явления по сравнению с теми, кто полагается на интуицию при решении задач — при этом человек с интуитивным мышлением начнет больше сомневаться в своей вере, если он будет решать сложные когнитивные задачи, заявляют канадские социологи в статье, опубликованной в журнале Science.
Уилл Жерве и его коллега Ара Норензаян из университета Британской Колумбии изучали то, насколько склонны люди с аналитическим и менее рациональным складом ума к вере в сверхъестественное, и как меняется духовность людей при разной мыслительной «обстановке». Для этого исследователи провели два эксперимента со студентами их университета. В первом ученые провели тест на аналитические способности и опросили участников, как они относятся к религии, после чего сопоставили религиозность и рациональность студентов. Во втором опыте социологи предлагали добровольцам когнитивные задачи, переключая их мозг в аналитический «режим», или демонстрировали им атрибуты мыслительной деятельности, после чего проводили аналогичное анкетирование. Первый эксперимент показал, что люди с аналитическим складом ума и повышенными когнитивными способностями были менее склонны верить в сверхъестественные силы по сравнению со студентами, которые пытались решить задачи при помощи интуиции. Во втором опыте ученые пытались воздействовать на аналитические способности участников различными способами — демонстрируя им изображение «Мыслителя» Огюста Родена, предлагая им набор из нескольких аналитических задач, или используя для набора текста анкет более мелкий, «научный» шрифт.
Во всех случаях сила веры людей с интуитивным мышлением несколько снизилась и приблизилась к значениям, характерным для людей с врожденными аналитическими способностями. Это позволяет полагать, что аналитическое мышление напрямую влияет на религиозность человека, и хорошие способности такого рода делают людей менее склонными верить в сверхъестественные события и существа. «Наше исследование подкрепляет предыдущие эксперименты в этой области, указавшие на связь между „интуитивным“ мышлением и религией. Выводы нашей работы указывают, что активация аналитической мыслительной системы в мозге может подорвать интуитивную веру, по крайней мере, на некоторое время», — заключает Норензаян.
А стоило ли «огород городить», - зададим вопрос этим исследователям? Ведь уже давным-давно известно, что люди средних умственных способностей, однако обладающие большим самомнением и верой в свой ум, т.е. своеумные, действительно критически относятся к вере, подвергая сомнению ее догматы. Как сказал об этом (о том, что якобы «Бога нет») известный Ляпкин-Тяпкин: «Своим умом дошел». А Смердяков, будучи еще отроком, заметил, что библейское повествование о шестидневном творении мира, якобы, ошибочно, потому что согласно ему Бог сотворил свет (Быт.1,3) ранее небесных светил (Быт.1,14). Хотя, между прочим, современная научные исследования доказали возможность возникновения света и без нагретых до высокой температуры источников. О чем и сам Смердяков, учитывая всемогущество Божие, мог бы догадаться, если бы не был серой с лакейскими склонностями посредственностью, однако обладающей невероятным самомнением и своеумием. Которые, в конечном счете, и привели его к духовной и физической гибели. Что же касается людей с действительно высокими умственными способностями, то последние, как правило, приводят их к Богу, чему есть множество примеров.
А Уиллу Жерве и его коллеге Ара Норензаяну из университета Британской Колумбии (Канада) советуем изучить труды одного из основоположников современной науки английского философа Фрэнсиса Бэкона, который в результате своих опытов пришел к следующему фундаментальному выводу: «Легкое и поверхностное знакомство с наукой может вести к безбожию, более же полное и основательное приводит к религии». Такое изучение трудов этого философа позволило бы избавить студентов этого явно «универа» Британской Колумбии от бессмысленных и дурацких экспериментов, а канадских налогоплательщиков от лишних расходов на изобретение «социологическо-психологического велосипеда», точнее, одного (заднего) его колеса.
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии
11. Re: Вера и мышление
10. Ответ на 6., Слава Тамбовский:
9. Re: Вера и мышление
8. Ответ на 6., Слава Тамбовский:
7. наука и религия
6. Ответ на 3., Ф. Ф. Воронов :
5. рано или поздно приходят к Богу
4. Ответ на 3., Ф. Ф. Воронов:
3. Ответ на 1., Токарев:
2. Оч. хорошо!