Вера и мышление

По словам протоиерея Георгия Городенцева, люди с высокими умственными способностями, как правило, рано или поздно приходят к Богу

0
1020
Время на чтение 3 минуты
Среди ряда материалов против Церкви, христианства и вообще веры в Бога, которые сейчас по известным причинам и заказам модно публиковать, в интернете промелькнуло следующее сообщение (цитирую):

Люди с аналитическим складом ума меньше склонны верить в сверхъестественные силы и явления по сравнению с теми, кто полагается на интуицию при решении задач — при этом человек с интуитивным мышлением начнет больше сомневаться в своей вере, если он будет решать сложные когнитивные задачи, заявляют канадские социологи в статье, опубликованной в журнале Science.

Уилл Жерве и его коллега Ара Норензаян из университета Британской Колумбии изучали то, насколько склонны люди с аналитическим и менее рациональным складом ума к вере в сверхъестественное, и как меняется духовность людей при разной мыслительной «обстановке». Для этого исследователи провели два эксперимента со студентами их университета. В первом ученые провели тест на аналитические способности и опросили участников, как они относятся к религии, после чего сопоставили религиозность и рациональность студентов. Во втором опыте социологи предлагали добровольцам когнитивные задачи, переключая их мозг в аналитический «режим», или демонстрировали им атрибуты мыслительной деятельности, после чего проводили аналогичное анкетирование. Первый эксперимент показал, что люди с аналитическим складом ума и повышенными когнитивными способностями были менее склонны верить в сверхъестественные силы по сравнению со студентами, которые пытались решить задачи при помощи интуиции. Во втором опыте ученые пытались воздействовать на аналитические способности участников различными способами — демонстрируя им изображение «Мыслителя» Огюста Родена, предлагая им набор из нескольких аналитических задач, или используя для набора текста анкет более мелкий, «научный» шрифт.

Во всех случаях сила веры людей с интуитивным мышлением несколько снизилась и приблизилась к значениям, характерным для людей с врожденными аналитическими способностями. Это позволяет полагать, что аналитическое мышление напрямую влияет на религиозность человека, и хорошие способности такого рода делают людей менее склонными верить в сверхъестественные события и существа. «Наше исследование подкрепляет предыдущие эксперименты в этой области, указавшие на связь между „интуитивным“ мышлением и религией. Выводы нашей работы указывают, что активация аналитической мыслительной системы в мозге может подорвать интуитивную веру, по крайней мере, на некоторое время», — заключает Норензаян.

А стоило ли «огород городить», - зададим вопрос этим исследователям? Ведь уже давным-давно известно, что люди средних умственных способностей, однако обладающие большим самомнением и верой в свой ум, т.е. своеумные, действительно критически относятся к вере, подвергая сомнению ее догматы. Как сказал об этом (о том, что якобы «Бога нет») известный Ляпкин-Тяпкин: «Своим умом дошел». А Смердяков, будучи еще отроком, заметил, что библейское повествование о шестидневном творении мира, якобы, ошибочно, потому что согласно ему Бог сотворил свет (Быт.1,3) ранее небесных светил (Быт.1,14). Хотя, между прочим, современная научные исследования доказали возможность возникновения света и без нагретых до высокой температуры источников. О чем и сам Смердяков, учитывая всемогущество Божие, мог бы догадаться, если бы не был серой с лакейскими склонностями посредственностью, однако обладающей невероятным самомнением и своеумием. Которые, в конечном счете, и привели его к духовной и физической гибели. Что же касается людей с действительно высокими умственными способностями, то последние, как правило, приводят их к Богу, чему есть множество примеров.

А Уиллу Жерве и его коллеге Ара Норензаяну из университета Британской Колумбии (Канада) советуем изучить труды одного из основоположников современной науки английского философа Фрэнсиса Бэкона, который в результате своих опытов пришел к следующему фундаментальному выводу: «Легкое и поверхностное знакомство с наукой может вести к безбожию, более же полное и основательное приводит к религии». Такое изучение трудов этого философа позволило бы избавить студентов этого явно «универа» Британской Колумбии от бессмысленных и дурацких экспериментов, а канадских налогоплательщиков от лишних расходов на изобретение «социологическо-психологического велосипеда», точнее, одного (заднего) его колеса.

Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

11. Re: Вера и мышление

Наверное многим известна такая замечательная женщина и, одновременно, выдающийся современный ученый - Татьяна Черниговская. Она как раз занимается когнитивной психологией. И вот что я у неё нашла. Сначала она приводит слова некоего физика (ссылки,правда, у неё нет):"Когда мы начинаем заниматься естественными науками, то первый глоток делает из нас атеистов, но на дне стакана нас ожидает Бог". А затем уже её собственные слова:"Это я к тому, что когда ты продвигаешься чуть дальше поверхности, то видишь там такие бездны,...такое совершенство, такую невероятную и непостижимую гармонию, и такая там музыка, что представить себе, что все это само случилось трудно". Она при этом доктор двух наук (филологии и психологии), так что сомневаться в её интеллекте не приходится.

10. Ответ на 6., Слава Тамбовский:

Что касается Гинзбурга, то он, будучи выдающимся физиком, всё же, видимо, был в каким-то отношениях ограниченным интеллектуально. Отсюда его примитивные наскоки на религию. Ой, не надо Федор Федорович так защищать своего коллегу-физика. Мы ж все прекрасно знаем, что наскакивал он более всего на православие, тем самым, полагаю, своеобразно борясь с неизбежностью возвращения русских к их культурной традиции, важной частью которой является православие. Меж тем, вовсе не стеснялся в синагоге появляться, считая это отданием дани традициям своего родного народа.

Да, наскакивал, и весьма глупо. Но его достоинства как физика (а он был действительно выдающийся физик-теоретик) это не умаляет. Просто жаль, что в силу известных обстоятельств доля русских православных людей в нашем образованном классе существенно ниже, чем должно бы. Это вопрос не только национальный. После революции и гражданской войны у русского народа была "отрезана его голова и приставлена другая, еврейская" (по красочному описанию В.В. Шульгина). Слово "еврейская" здесь нужно понимать образно; там были не только евреи. (Шульгин же отмечал, что "лучше такая, чем совсем без головы".) Какие-то фрагменты из прежних образованных русских слоев тоже остались (перерезали не всех), но они уже функционировали как элементы другой системы. Далее был процесс выращивания "новой советской интеллигенции" (которая уже не была русской). Причем процентная доля именно евреев и других национальных меньшинств со временем понизилась -- поработали рабфаки и т.п., появились как бы "этнически русские" советские интеллигенты, и внутри новой "советской" головы даже возникли трения между "евреями" и "антисемитами". Но увы, новая голова так и осталась искусственной, "советской", а не русской. Иллюстрацией тому --- битвы, которые тут происходят на форуме. Советские же интеллигенты еврейского происхождения, понятно, чужды православию и русской традиции. Кто из них ее усваивал, конечно, но не о них речь. Кто-то оствался нейтральным, а у кого-то всё это (особенно после десятилетий интернационализма и атеизма) стало вызывать реакцию раздражения. Вот и объяснение антиправославным высказываниям Гинзбурга. Хуже другое. Что полно русских людей по крови, которым так же, как и покойному академику Гинзбургу всё русское и православное абсолютно "по барабану". И увы, таких большинство. Вот вам плоды семидесятилетнего Советского Союза вместо России. Путин и Медведев -- такие же, только усердно играют.
Ф. Ф. Воронов / 27.04.2012, 16:25

9. Re: Вера и мышление

Ответ Батюшки, как для детского сада, ей богу. Всех по полочкам разложил и ярлычки привязал. Если вы достаточно сильны духом, чтобы жить, опираясь только на собственные силы, флаг вам в руки.Уважаю. Если нет, ищите подпорки и костыли где хотите, в Православии, в Кришнаизме, у Вицли-Пуцли, наконец, на то ваша полная воля. Как-то один персонаж фильма "Берегись автомобиля" сказал: "Одни люди верят, что Бог есть, другие, что Бога нет. И то, и другое недоказуемо".
demetrafilm / 27.04.2012, 14:51

8. Ответ на 6., Слава Тамбовский:

Что касается Гинзбурга, то он, будучи выдающимся физиком, всё же, видимо, был в каким-то отношениях ограниченным интеллектуально. Отсюда его примитивные наскоки на религию. Ой, не надо Федор Федорович так защищать своего коллегу-физика. Мы ж все прекрасно знаем, что наскакивал он более всего на православие, тем самым, полагаю, своеобразно борясь с неизбежностью возвращения русских к их культурной традиции, важной частью которой является православие. Меж тем, вовсе не стеснялся в синагоге появляться, считая это отданием дани традициям своего родного народа.

то есть рано или поздно все ученые гинзбурги околачиваются у синагоги
Токарев / 27.04.2012, 13:48

7. наука и религия

«Легкое и поверхностное знакомство с наукой может вести к безбожию, более же полное и основательное приводит к религии» Дело в том что первая часть абсолютно правильна, вторая же часть должна звучать примерно так "...более же полное и основательное приводит к осознанию существования Бога как Высшего Существа-Творца", потому что невозможно не прийти к выводу о существовании Бога изучая мир, созданный Богом. А дальше смотря какой человек, ищет ли он Бога, безразличен к этому поиску, или же предрассудочно-воинственен по отношению к религии. То есть сами по себе занятия наукой еще не гарантируют обращения человека к Богу.

6. Ответ на 3., Ф. Ф. Воронов :

Что касается Гинзбурга, то он, будучи выдающимся физиком, всё же, видимо, был в каким-то отношениях ограниченным интеллектуально. Отсюда его примитивные наскоки на религию.

Ой, не надо Федор Федорович так защищать своего коллегу-физика. Мы ж все прекрасно знаем, что наскакивал он более всего на православие, тем самым, полагаю, своеобразно борясь с неизбежностью возвращения русских к их культурной традиции, важной частью которой является православие. Меж тем, вовсе не стеснялся в синагоге появляться, считая это отданием дани традициям своего родного народа.

5. рано или поздно приходят к Богу

Батюшка, что значит: „рано или поздно приходят к Богу”? Если то значит что мой друг приходят к Богу позже смерти? Он мне сейчас говорит что он атеист. Тоже не любит Милошевича а Милошевич был тоже атеистом. Тоже не любит Сталина а Сталин был тоже атеистом. Мой друг не любит Россию, не любит Сербию. А мне кажется что и Сталин и Милошевич, раньше или позже пришли к Богу. Не ли так?
Вељко ЛАВрнић / 27.04.2012, 12:48

4. Ответ на 3., Ф. Ф. Воронов:

ну там мы будем без конца беседовать - я буду приводить примеры неверующих лауреатов нобелевских премий, в том числе - китайцев, индусов и т.д., а Вы будете выискивать в них проблески веры или обьявлять их не до конца умными.
Токарев / 27.04.2012, 11:34

3. Ответ на 1., Токарев:

а как же Эйнштейн или Гинзбург?

Эйнштейн был, во всяком случае, не неверующим, хотя и не был религиозным в смысле какой-либо традиционной религии. Что касается Гинзбурга, то он, будучи выдающимся физиком, всё же, видимо, был в каким-то отношениях ограниченным интеллектуально. Отсюда его примитивные наскоки на религию. Пример современного ученого (того же масштаба, что Ньютон и Эйнштейн), постояно размышлявшего на темы религии, -- Вернер Гейзенберг, один из открывателей квантовой механики. См. также подборку здесь: http://azbyka.ru/vera_i_neverie/nauka_i_religiya/pochemu_uchenie_veriyat5-all.shtml
Ф. Ф. Воронов / 27.04.2012, 11:16

2. Оч. хорошо!

«Легкое и поверхностное знакомство с наукой может вести к безбожию, более же полное и основательное приводит к религии»

Золотые слова!
Ф. Ф. Воронов / 27.04.2012, 11:02
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06