Респондентам были заданы вопросы: За кого Вы проголосовали на выборах Президента России 4 марта 2012 года? Согласны ли Вы с утверждением «Я доверяю В.Путину»?
Как выяснилось:
1. За Путина голосуют практикующие верующие, принадлежащие к Русской Православной Церкви.
2. Христиане, не принадлежащие к Русской Православной Церкви, реже отдавали свои голоса на выборах Путину, зато чаще поддерживали Зюганова.
3. Неверующие чаще, чем в среднем по России, выбирают Жириновского (10%).
4. Мусульмане несколько чаще других не ходят за выборы (35%).
5. Доверие Путину: высокий уровень абсолютного доверия у мусульман, низкий у христиан «без Церкви».
6. Общество разделилось по поводу активной позиции духовенства: треть опрошенных против нее, другая треть – за, оставшаяся треть – затрудняется ответить.
7. Хотят слышать мнение священников православные, работающие пенсионеры, студенты, а также те, кто занят в области здравоохранения и благотворительности.
8. Не хотят слышать священников руководители и предприниматели, потенциальные эмигранты, сторонники Прохорова, и те, кто проводит много времени в интернете.
9. Активной позиции от духовенства чаще ожидают респонденты из Центрального и Дальневосточного федеральных округов; реже – в Северо-Западном, Южном и Северо-Кавказском округах.
10. Москвичи на вопрос об активной позиции священнослужителей они реже затрудняются с ответом и чаще либо «за», либо «против» (почти поровну).
При этом респонденты, проголосовавшие за В.Путина, заметно чаще, чем в среднем, показывают высокую степень доверия Русской Православной Церкви и Святейшему Патриарху Кириллу. Более половины тех, кто стал «больше доверять РПЦ» в 2012 году, на выборах отдали свой голос В.В.Путину.
В целом по России представители различных вероисповеданий доверяют Путину примерно одинаково (высокой степенью доверия выделяются мусульмане, сравнительно низкой неверующие, низким абсолютным доверием – неправославные христиане, не относящие себя к какой-то определенной церкви). В среднем же о своём доверии Путину заявили 6 из 10 респондентов (61%), о недоверии — каждый третий (30%).
Прокомментировать данные соцопроса мы попросили известного священника, клирика храма Святителя Николая в Отрадном (г. Москва) иерея Валерия Буланникова.
«Практикующие, глубоко верующие православные люди смотрят не на внешние проявления человека, а на то, как он себя ведет и как он реагирует. У Владимира Путина есть несколько важных качеств, которые действительно характеризуют его как христианина. Он сдержан, иногда бывает резок, но это не страшно, русский человек к этому привык. Он объективен, он пытается соединить интересы многих. Не скажешь, что он Президент бедных или богатых, за него голосуют все слои населения. Путин стремится гармонизировать социальные отношения в обществе. Это очень важно, потому что для православного человека это есть некое проявление соборности. Это не соборность Святой Руси, но это некая возможность эволюционного развития общества. А для православного человека важно поступательное движение в определенном направлении. Путин же пытается двигаться к обществу, в котором учитываются интересы всех социальных групп и при этом нет резкого противостояния.
Мы знаем, что один из главных христианских принципов - это лествица духовного восхождения. То же самое и в общественных отношениях. Важно, чтобы эти отношения не шли скачками, потому что это приводит к социальным катаклизмам, а постепенно направлялись к определенной цели. А цель для всего российского общества одна - это создание страны с развитой справедливой социальной системой, где будут учтены интересы каждого. Я бы сказал, что это «социализм 2.0», некая «перезагрузка». Об этом недавно хорошо сказал отец Всеволод Чаплин. Некоторые набросились на него за это заявление, а на самом деле он сказал очень верную вещь, что опыт, который был у нашей страны до 1991 года, оказался неудачным, но в нем было много хорошего. И используя эти положительные моменты, надо развивать общество на нынешнем этапе без скачков и катаклизмов, без раздачи «всем сестрам по серьгам», без попыток вмешательства в дела других стран, надо развивать общество, в котором цель жизни людей - не личное обогащение, а гармония социальных отношений. Богатство не должно быть главным мерилом самореализации человека, главное, чтобы человек гармонично развивался, как в личном, так и в социальном плане. Понимание этого у Путина есть. Несмотря на все его ошибки и даже порой какие-то «ляпы», он движется в этом направлении. У человека православного это находит глубокий внутренний ответ, политика Путина отвечает его чаяниям.
Вместе с тем, мы должны понимать, что живем в обществе, которое очень далеко от христианских идеалов. Но, как ни странно, внешние условия важны для нашего внутреннего духовного развития, когда человек имеет возможность зарабатывать на достойную жизнь, имеет возможность спокойно растить детей, имеет гарантию на медицинское обслуживание и образование и т.д., всё это очень важно. Это создает стабильность в жизни человека и помогает его духовному развитию. Мы не можем жить, подобно аскетам древности, это очевидно, но и не хотим жить только для себя. Мы хотим жить для своей души, для семьи, для страны и т.д. Гармонизация отношений между людьми в обществе и внутри каждого в мироощущении Путина присутствует, что очень близко человеку православному. Из этого возникает соборность. Недаром на Руси общинное устройство жизни крестьянства было очень важным элементом стабильности в обществе. Это возвращает нас к истокам стабильного развития всего пространства России.
Что касается тех слоев, которые не поддерживают Путина, то мне кажется, что у них отсутствует это чувство соборного единения. Для христиан протестантского типа индивидуализм гораздо важнее, чем соборность, поэтому идеология и философия Путина о соборности им не близка. Им ближе англо-саксонская идеология, согласно которой главная ценность - устроить свою жизнь на этой земле, стремление к накопительству. Благополучие земное для них важнее каких-то ограничений в своей жизни. А та же соборность подразумевает некоторые ограничения своих интересов ради общественного блага, это очень важная идея в русской жизни. Общественное - выше личного. Этого, конечно, нет в протестантизме. Отсюда идет и жертвенность русского человека в любой войне. Это возрастание соборности, единение страны как некоего особого устройства общества я и назвал бы «социализмом-2».
Это очень близко Путину и большинству народа. Думаю, потому он и победил на выборах, что изложенное в его статьях мировоззрение, взгляд на будущее устройство России очень близко многим людям. Поэтому принятие Путина верующими православными тоже закономерно. Ожидание преемственности власти и политики Путина в обществе очень сильны, это безусловно. Тот человек, который сможет осознать то, что сделал Путин, продолжить и улучшить это, он и будет следующим Президентом России. Не важно, будет ли это через 6 или через 20 лет. Политика, которую проводит Путин, осознанная и выверенная, направленная на создание гармоничного общества в нашей стране. Мы должны помнить, что, например, императорские династии в Византии не были наследственными. Была наследственной политика. Начиная с Римской империи, все императоры старались эту политику воплощать. Это политика рассматривала мир как вселенную Христа, как некий проект, где создается общество на христианских основах. Эту политику проводили все византийские императоры, никакие частные различия не влияли на их политику. То, что такая политика в нашей стране возможна, и мы во многом наследники Византии последние 1000 лет, это очень важно. Другое дело, что в какой-то момент эта политика в Византии сменилась на политику национализма примерно в ХI-XII веке, что привело к распаду страны и к мусульманской экспансии. Имперская же политика давала силы Византии и, что важно, была направлена на гармонизацию отношений в обществе. Синергия, симфония, которая возникла между Церковью и государством, существовала на практике, была источником огромных сил Византии. Я думаю, что эту симфонию надо организовывать и в нашем обществе.
Русская Православная Церковь является скрепой, соединяющей пространство Российской Империи. То, что сейчас идет атака на Церковь, на Православие - это, конечно, атака на государство, на то, что является его стержнем. Симфония государства и Церкви - это та идеология, которую искали много лет. Данные этого опроса продемонстрировали запрос общества на симфонию власти и Церкви. Это совсем не дает карт-бланш властям делать всё, что они захотят, «симфония между чиновниками» ещё ничего не значит. Это наоборот, должно усилить народный контроль над государственными властями. Но нельзя допускать и повального очернительства власти, что, кстати, сейчас идет потоком. Во власти тоже есть разные люди. Все эти волны очернительства против Церкви и власти - это борьба против государства. Это борьба против страны, где происходит создание нового типа общества на тех достижениях, которые были у нас в прошлом.
В Российской империи было довольно гармоничным существование разных социальных и религиозных групп. Даже в советской империи отношения были довольно гармоничными. Цель была одна - создание справедливого общества, где главным был бы человек, а не его достижения. Богатство не было целью и не считалось каким-то достижением. Главное было образование, культура человека, и ценилось прежде всего это. Некое воссоздание того, что было в этом плане очень важно. Это будет сложный и долгий процесс, думаю, Путин в этом будет играть большую роль. Главное, чтобы не было разрушено государство, нарушена гармония общества. Кроме того, союз всех религий на территории России сыграет важную роль в создании такого общества. Очень хочется надеяться и верить в это. Частые несправедливые атаки на наших государственных деятелей, на нашего Патриарха, на Президента имеют целью разрушение и ослабление России, и мы должны этому противостоять. В целом же, в обществе есть поддержка проводимой политики. Мы надеемся, что с помощью Божьей создадим страну, которая для народа станет именно той, где он хотел бы жить».
31. Токареву на №19
30. Re: Путин – Президент воцерковленных православных людей
29. Ответ на 28., Алексей Карамазов:
28. Ответ на 24., Токарев:
27. Власть
26. Ответ на 19., Олег В:
25. Ответ на 19., Олег В:
24. Ответ на 19., Олег В:
23. Ответ на 19., Олег В:
22. Ответ на 19., Олег В: