Внешние аспекты.
1. США рассматривают Евразию как регион, который в потенциале, с опорой на Россию, может стать новой Сверхдержавой.
Это приведет к растаскиванию усилий США на два фронта: против Китая и против Евразийского Союза. Сейчас же политика США направлена лишь на недопущение перехода в статус сверхдержавы одной КНР. США записали Китай и Иран в потенциальные противники и готовы к жестким действиям. Ключевым союзником США в сдерживании Китая выступает Индия. У США с Россией де-факто выстроены элементы военно-союзнических отношений. По образцу «Лэнд-Лиза» строится тыловое обеспечение действий НАТО в Афганистане. В отношении общих угроз радикального ислама (афганские талибы) согласованные действия НАТО и стран-членов ОДКБ могли бы стать предметом концепции коллективной безопасности в регионе Евразии. (Из выступления директора Института США и Канады РАН Рогова С.М.).
2. Китай рассматривает регион Евразии как свой стратегический тыл. Ибо тыл - это там, где находятся запасы сырья и топлива, где ведется первый передел промышленности и развернута конструкторская база. Это то, на что можно опереться, куда можно отойти. Но и то, что нужно охранять от дестабилизации и разграбления врагами. Поэтому НОАК готовится к решению задач охраны тыла и, главное, сухопутных путей подачи сырья и топлива на китайскую фабрику XXI века. Основные битвы финансово-экономической войны Китай ведет со США. Это определяется тем, что к началу XXI века завершается американский цикл накопления капитала и начинается азиатский цикл, база которого - Китай. Главный интерес КНР в Евразийском регионе - это избежать ситуации войны с США на два фронта. Россия и другие страны-члены ОДКБ могли бы строить отношения с Китаем на основе этики наших не западных цивилизаций. Функцией же ОДКБ может стать отсутствующая в механизмах стратегического взаимодействия с КНР сфера. А именно: планирование совместных не боевых операций «кровного союза» народов не западных цивилизаций в финансово-экономической войне Евразийского Союза и КНР с Западом и другими политико-экономическими субъектами (валютными зонами), порожденными мировым финансовым кризисом. (Из выступления заместителя директора ИРКСВ Девятова А.П.).
Внутренние аспекты. На фоне конкуренции бюрократии за создание структур лишенных проектной субъектности, таких как СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, Таможенный Союз, только у ОДКБ есть идея, которую разделяют все.
Эта идея – БЕЗОПАСНОСТЬ. За безопасность нужно платить подготовкой людей, созданием инфраструктуры, поставками снаряжения и вооружения. Что не делается, ибо гибнет в процедурах бюрократических согласований. Иллюзия бюрократических успехов происходит на фоне «тектонических сдвигов» во всей картине мира. Сдвигов, проявляющихся как мировой кризис.
Современная Россия всё больше становится объектом мировой политики, прежде всего, таких центров силы как США и Китай. Новая Россия за 20 лет не решила ни одной из проблем, погубивших СССР (производительность труда, технологическое отставание и пр.) и находится в историческом тупике.
Евразийский Союз мог бы стать выходом России и стран Центральной Азии на новую модель развития. При этом механизм сборки Евразийского Союза мог бы стать стратегическим инструментом развития. СНГ, переговорной площадкой перехода на новую модель развития. А ОДКБ стала бы двигателем интеграции на постсоветском пространстве. (Из выступлений Заведующего Центром политических исследований ИЭ РАН Шмелёва Б.А. и Президента Коллегии военных экспертов генерал-майора Владимирова А.И.).
Что же касается образца для разработки новой модели развития, то им могла бы стать идея наднациональной, надконфессиональной, внеклановой и беспартийной «Новой Орды» повторившейся на просторах Евразии в цикле со времен Чингисхана. А выбор такого образца судьбы был бы повторением исторического выбора Руси, сделанного в XIII веке Александром Невским.
Андрей Девятов, воин-интернационалист СССР, полковник
2. Евразия и концепция ОДКБ.
1. исторический тупик или созревание эмбриона?