Украина развалила свое машиностроение «благодаря» вступлению в ВТО

Нужно ли России повторять этот печальный опыт?

Россия и ВТО 
0
978
Время на чтение 6 минут
Давно и справедливо сказано, что от вступления в ВТО стран СНГ выигрывают прежде всего, экспортеры сырья и низкотехнологических полуфабрикатов в данных государствах. А проигрывают – высокотехнологические отрасли. Не стала исключением и Украина Скоро должно исполнится 4 года со дня членства Украины в ВТО, которая вступила данную организацию 18 мая 2008 г. Факт вступления Украины в ВТО преподносился как «победа», но реально это привело к катастрофическому ущербу для многих украинских отраслей, прежде всего для машиностроения. Эта отрасль производит продукцию с высокой добавочной стоимостью, для которой в большинстве случаев необходима защита внутреннего рынка от дешевого импорта в первую очередь из стран, где соответствующие производства более масштабны и себестоимость единицы продукции ниже, а также из тех, где в наличие имеется дешевая рабочая сила).

На разные подотрасли машиностроения вступление Украины в ВТО сказалось по-разному. Так, к примру, практически никаких последствий этот факт не имел для железнодорожного машиностроения, поскольку, во-первых, продукция украинских вагоностроителей и локомотивостроителей помимо Украины в основном поставляется на рынки России и Казахстана, которые членами ВТО не являются, а во-вторых «железнодорожный импорт» из стран-членов ВТО мало технологически совместим с нуждами украинских железных дорог. Во многом такая же ситуация характерна для тяжелого машиностроения, станкостроения и энергетического машиностроения. Однако для тех подотраслей украинского машиностроения, в которых на внутреннем рынке наблюдалась конкуренция отечественных производителей с иностранными, вступление страны в ВТО стало однозначно негативным.

К примеру, после того как после вступления ВТО на импорт сельхозтехники в формате готовой продукции зафиксировали нулевую ставку, рост украинского сельскохозяйственного машиностроения, несмотря на высокий спрос на внутреннем рынке, практически прекратился. И если украинские предприятия сельхозмашиностроения пока что выпускают в ограниченных количествах украинские трактора, сеялки, бороны, то такая подотрасль машиностроения как самостоятельное автомобилестроение со вступлением Украины в ВТО де-факто престала существовать, и говорить об «украинском автомобилестроении» сегодня не корректно, его проще назвать «украинской автосборкой».

То, что сегодня называется украинским автомобилестроением – это в большинстве случаев не что иное, как крупноузловая сборка авто импортных марок большей частью из импортных же комплектующих. Напомним, что в постсоветской Украине были две марки легковых авто «полностью собственной» – АвтоЗАЗовской – разработки и производства, пользующиеся спросом на внутреннем рынке и в странах СНГ – «Таврия» и «Славута». Эти автомобили производились практически полностью из украинских комплектующих, что загружало работой смежные предприятия. «Таврия» была достаточно устаревшей и не соответствующей требованиям рынка моделью, поэтому ее в 2007 г. сняли с производства, однако у другой модели – ЗАЗ-1103 «Славуты», во мнению аналитиков были перспективы.

Напомним, что в годы «позднего» СССР «Славута» рассматривалась как «дешевый вариант» отечественного авто эконом-класса, по аналогии с автомобилями выпускаемыми АвтоВАЗом. Главным преимуществом «Славуты» была ее экономичность (она расходует около 5 л. бензина на 100 километров), что в условиях нынешнего подорожания цен на нефтепродукты является немаловажным фактором, а также дешевизна технического обслуживания (поскольку практически все запчасти для «Славуты» производились в Украине, ее ремонт и обслуживание по сравнению с другими марками обходились потребителям недорого).

В случае если бы «Славуте» удалось «удержать» свою часть рынка вполне можно было наладить производство на ее базе новых более комфортабельных и современных – но недорогих и экономичных моделей, разработки которых велись. По сути АвтоЗАЗ мог бы повторить политику российского АвтоВАЗа, который в рамках обновления модельного ряда снял с производства популярные ранее ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 , и делает ставку на рост выпуска новых моделей «Лада» собственной разработки – «Самара», «Калина» и «Приора» – практически все комплектующие для которых производятся в России.

Однако членство Украины в ВТО поставило крест на самостоятельном развитии украинского автопрома. Если на момент вступления Украины в ВТО на импортные машины действовала ввозная пошлина в размере 25%, то после вступления она была снижена до 10%. В итоге украинская «Славута» просто не смогла «тягаться» с импортными автомобилями того же класса, которые упали в цене на внтриукраиском рынке (в отличие от тех же ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 которые перед тем как были сняты с производства, возглавили рейтинг самых продаваемых автомобилей в 2010 году в России). В Украине же продажи «Славуты» резко упали, ее производство было решено свернуть, а более современную украинскую «замену» не запускать. Кузов последнего серийного автомобиля ЗАЗ-1103 «Славута» был сварен 14 января 2011 г., а 15 января 2011 г. на ЗАЗе начался демонтаж соответствующего оборудования. Вот уже более года украинский автопром собственно украинских автомобилей не выпускает вообще, а существующие мощности (на том же АвтоЗАЗе) переориентированы на сборку импортных марок во многом из импортных же комплектующих.

При этом у «Славуты» и ее «обновленных моделей» могли бы быть перспективы как на внутриукраинском рынке так и на рынках других стран СНГ. Например, в России АвтоВАЗ сегодня успешно модернизирует и расширяет производство, обновляет модельный ряд авто собственной разработки и не только удовлетворяет значительную часть спроса на легковые авто на внутреннем рынке, но и наращивает их экспорт (в том числе и в Украину). Правда во многом АвтоВАЗу помогает то, что Россия пока что не является членом ВТО и может защищать свой рынок заградительными пошлинами (пошлины на импортные автомобили в России были повышены во время кризиса 2008-2009 гг. и пока находятся на уровне 30-35%) . Вступление Росси в ВТО может привести к тому, что «Лады», «Калины», «Приоры» и прочие российские марки постигнет судьба «Славуты».

При этом, поскольку Украина является членом ВТО, и украинское автопроизводство не защищено высокими ввозными пошлинами, то и в производстве «чужих» марок авто украинское автомобилестроения несмотря на благоприятную конъюнктуру рынка «тормозит».

Так в январе-феврале 2012 г. производство легковых автомобилей в Украине по сравнению с аналогичным периодом 2011 года уменьшилось на 19% - до 10,4 тысяч штук. В то же время в России прямо противоположная тенденция: производство легковых автомобилей в РФ в январе-феврале 2012 г. выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20,9% - до 278 тыс. машин. Таким образом, несмотря на о, что по численности населения Украина всего в 3 раза уступает России украинский автопром отстает от российского почти в 27 раз. И при этом, как уже отмечалось выше, значительную часть российского автпрома составляют модели собственной разработки, а украинских автомобилей уже не существует в природе. Между тем продажи новых авто в Украине растут и спрос на недорогие экономичные марки собственного производства есть.

В ближайшие годы украинский автопром вполне может столкнуться с угрозой, противоядия» которой в рамках той же ВТО не будет – массовым экспортом дешевых китайских авто. То, что долго и настойчиво за вступление в ВТО боролся Китай – понятно и вполне оправдано. Масштабы промышленного роста в КНР таковы, что максимальное открытие рынком самому Китаю практически не грозит (поскольку почти никакой «машиностроительный» импорт не в состоянии конкурировать китайской продукцией на внутрикитайском рынке), зато для китайских производителей открылись широкие возможности для экспорта своей продукции в другие страны – члены ВТО, в том числе и в Украину.

На сегодняшний день китайский автопром «набрал обороты» и стремительно наращивает свой экспортный потенциал. Экспансия китайского автопрома осуществляется не только за счет продвижения на внешние рынки «своих» марок – как правило, более дешевых, чем европейские и японские аналоги, но и покупкой оказавшихся в затруднительном положении «раскрученных» зарубежных брендов и их «удешевлением» путем переноса производственных мощностей в КНР. В итоге может получиться так, что в Украине при сохранении минимальной 10% ввозной пошлине будут ввозится массово китайские авто, которые сегодня собирают украинские автозаводы – но стоить они будут на 30-40% дешевле. Спасти положение в таком случае могли бы «заградительные» пошлины – однако при членстве страны в ВТО это недопустимо, поэтому в долгосрочной перспективе украинский автопром обречен.

Думаю, это «вдохновляющий» пример должен стать уроком для России. Ее автопром, как и другие высокотехнологические отрасли, на которых заняты ныне миллионы людей, окажутся под угрозой в случае вступления в ВТО.

Игорь Друзь, председатель «Народного Собора» Украины
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. ВТО уничтожит машиностроение

Славуту могли бы разрабатывать и совершенствовать дальше. И сделали бы экономичней и удобней -- ВТО все планы зарубила. Могли бы быть украинские "Славута-калина" и "Славута-приора" -- сегодня их нет и никогда не будет. "Плакать" о том что государство сегодня залазит в карман потребителям я бы не стал, в конце концов это же государство при нормальноой инвестиционной политике может помочь создать такую продукцию, которая будет лучше мировых аналогов. У АВТОВАЗА это сегодня получается. Ну а если будет абсолютно доминировать импорт и благодаря ВТО не будет никакого высокотехнологичного производства -- то и своих авто не будет никаких и никогда - не плохих и не хороших. Кроме того наши марки (от жигулей до славут) легко поддаются ремонту и дешевы в эксплуатации -- чего не скажешь об иномарках
Лесник / 10.05.2012, 21:51

5. Re: Украина развалила свое машиностроение «благодаря» вступлению в ВТО

Эта отрасль производит продукцию с высокой добавочной стоимостью, для которой в большинстве случаев необходима защита внутреннего рынка от дешевого импорта в первую очередь из стран, где соответствующие производства более масштабны (с) Во-первых, в развале машиностроения виновато явно не вступление в ВТО, а иные события, чуть более давние. Во-вторых, где логика? Стран с более масштабным машиностроением и более дешевой рабочей силой, нежели в УССР/Украине, в мире найдется 2, 3, ну 5. Суда делали? Самолеты делали? Узлы для космических кораблей делали? Станки/приборы делали? Да, делали. Кто же может потягаться с таким спектром, расположенным к тому же не где-то за океаном, а недалеко и от Зап.Европы и от Передней Азии, да еще и с выходом к Мировому океану. Производи-торгуй сколько влезет. однако у другой модели – ЗАЗ-1103 «Славуты», во мнению аналитиков были перспективы. (с) Интересно, какие перспективы были у модели, которая разработана в 99 году и еле-еле отвечала нормам "евро-2"?.. Очень плохое авто для очень бедных людей? Ну так можно и очень подержанные тойоты-фольксваггены покупать, все же надежнее и безопаснее будет. она расходует около 5 л. бензина на 100 километров (с) Сферическая Славута в вакууме, наверное, расходует 5 литров. А вот на сайте автомобильных фанатов Славуты я нашел иные сведения: не менее 7 литров на сотню в городском режиме. На трассе с самым слабеньким движком, впрочем, в 6 и даже 5.5 литров уложиться реально, это факт. Впрочем, обычный Приус позволяет расходовать 5 литров на сотню км в городе; Приус - машинка не самая бюджетная, но уж Форд Фокус-то точно не отнести к числу дорогих авто, а расход там 6-7.5 в зависимости от режима. Если на момент вступления Украины в ВТО на импортные машины действовала ввозная пошлина в размере 25%, то после вступления она была снижена до 10%. (с) Отличная новость! Государство перестало залезать в карман к своим гражданам и выгребать оттуда наглой пятерней целых 15%! Это ж вдуматься: вот стоит машина, скажем, 15 тысяч долларов. Бац - пошлина! - и она стоит уже 18750, а так всего 16500. Вот где настоящая экономия. максимальное открытие рынком самому Китаю практически не грозит (поскольку почти никакой «машиностроительный» импорт не в состоянии конкурировать китайской продукцией на внутрикитайском рынке) (с) Зачем что-то тащить через 2 океана или хотя бы через море в Китай, когда можно открыть завод на месте? Пежо, Ауди, Тойота и пр. так и сделали. Вступление Росси в ВТО может привести к тому, что «Лады», «Калины», «Приоры» и прочие российские марки постигнет судьба «Славуты». (с) А кто сказал, что это плохо? Если машины будут хороши и цена на них будет адекватна - спрос на них будет. А если машины будут плохи или цена на них будет неадекватна, то чего же жаловаться? Работать надо лучше, воровать меньше и сопли не жевать. ___ По сравнению с условной Германией или Швецией Россия/Украина тоже выглядят китаеподобно: электричество дешевле, вода дешевле, рабочиая сила дешевле. Кто мешает наладить производство хороших авто и начать поставлять их в Европу? Работать лень? Коррупция? Бизнесмены трусят вкладываться на большой срок в большое дело? А кто же виноват!? Ну явно же не ВТО.
рудовский / 10.05.2012, 15:26

4. Re: Украина развалила свое машиностроение «благодаря» вступлению в ВТО

Извините, Митричи, не могу с Вами согласиться насчет укринских "Славут". Это, конечно, не лучшая машина. Однако она не являеться и опасной, а по соотношению цены и качества она была весьма приемлемой для многих семей. Дешевая и сравнительно легкая в ремонте. Да, она безусловно, нуждалась в доработке, но ее, вместо этого, погубили на корню, сократив множество рабочих мест. Вступление в ВТО также нанесло и сильнейший удар по некогда мощному украинскому авиапрому. Впрочем, это уже тема другой статьи.
Автор материала / 10.05.2012, 14:17

3. Украинское машиностроение

Ни в коем случае не являюсь сторонником вступления России в ВТО, в первую очередь потому, что хочу, чтобы мои дети питались нормальными продуктами, а не "не пойми чем". Импортные фрукты, мясо, молочные изделия в большинстве своем есть невозможно. Что же касается наших отечественных и тем более украинских легковых машин, то не рекомендовал бы никому на них ездить. Это, мягко говоря, небезопасно. Наш автопром и без ВТО давно загнулся. Потому что нужно вкладывать деньги в разработку и/или покупку принципиально новых линий производства, что давно не делается ни у нас, ни на Украине.
Митрич / 23.04.2012, 05:30

2. Re: Украина развалила свое машиностроение «благодаря» вступлению в ВТО

Печальный опыт повторять нужно. Потому, что дураки без этого обойтись не могут. Лупить и долбить по мозгам и т.п. , пока не поймём. Вот когда всё до последнего гвоздя прикончим, тогда и в голове просветлеет. Тогда и смерть принять можно будет с покаянием и смирением. Потому, что обществу кретинов жить и занимать место под солнцем -просто глупо.
ortodox / 16.04.2012, 05:08

1. Вступление Украины в ВТО

В связи с вступлением Украины в ВТО возникло сильное социальное напряжение в связи с новыми законами о налогообложении в малом бизнесе. Сотни тысяч частных предпринимателей вынуждены были закрыть свои предприятия. Малый бизнес сильно пострадал. Что касается предприятий машиностроительного комплекса, то они были выдавлены с рынка также налоговым прессом и заведомо невыгодными налоговыми и пошлинными условиями на экспорт. Этому очень рады американские и европейские производители. Если хочешь устранить конкурента, купи его и закрой. Для запада это единственный путь устранить Россию с мирового рынка.
Ледогоров / 13.04.2012, 10:51
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Михайлович Друзь
Введение нравственного контроля культуры поможет укреплению России
Инициативы Госдумы по укреплению нравственности стоит поддерживать и дополнять
23.11.2024
Мифы и правда о монархическом способе правления
Мы должны «вернуться домой», встать на свой исторический путь
22.11.2024
Макрон восхвалил власть масонства
Международная тоталитарная секта оказывает огромное влияние на политику Франции, по словам ее президента
14.11.2023
Западные традиционалисты – за Россию
Стереотипы не работают: наши старые соперники становятся друзьями
11.06.2023
Большевизм родился в Лондоне
Прошло 114 лет со дня V съезда РСДРП, проведенного при покровительстве британских властей.
29.05.2023
Все статьи Игорь Михайлович Друзь
Россия и ВТО
Россия может оказаться перед угрозой голода
Центробанк не даёт возможности развиваться отраслям специализированного машиностроения
20.11.2024
«Об экономических успехах России и её власти»
Побег иностранных компаний из РФ и задействование собственных производств привели к росту ВВП и пятому месту в мире
12.01.2024
Почему либералам можно нарушать законы РФ?
Негодование народа по поводу отказа от нанесения ответного экономического ущерба может стать фактором дестабилизации России
23.06.2023
Нам нужен «расширенный протекционизм»
Еще Д.И. Менделеев и С.Ф. Шарапов предлагали ввести ограничения для иностранцев осуществлять инвестиции в российскую экономику, а также поддержать отечественного товаропроизводителя
16.09.2022
«Мы собираемся просто развиваться»
По словам Владимира Путина, импортозамещение – не панацея от всех бед
26.05.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06