ниже славы» (Ис. 53, 2).
Вот лежит перед нами «красный добротою паче сынов человеческих», как говорит о своем потомке по плоти царь и пророк Давид (Пс. 44, 3) – со следами страшных, нечеловеческих страданий: увенчанный тернием и пронзенный копием. Об этих страданиях святой Давид повествует как бы от первого лица: «Яко вода излияхся, и рассыпашася вся кости Моя, бысть сердце Мое, яко воск, таяй посреде чрева Моего, и язык Мой прильпе гортани Моему, и в персть смерти свел Мя еси... ископаша руце Мои и нозе Мои. Исчетоша вся вся кости Моя, тии же смотриша и презреша Мя. Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий» (Пс. 21, 15-20).
Пророк Исаия из глубины веков видит ту же страшную картину: «Якоже ужаснутся о Тебе мнози, тако обезславится от человек вид Твой, и слава Твоя от сынов человеческих. Тако удивятся языцы многи о Нем, и заградят царие уста своя»(Ис. 52, 14-15). Затем пророк дает следующий пронзительный образ (который русский перевод не передает в полноте): «яко корень в земли жаждущей несть вида Ему, ниже славы». Жаждущая земля - символ целого мiра до пришествия в него Христа. Зной греха иссушил человечество до полного оцепенения. Сухие ветры суеты превратили землю в безжизненную пустыню, все вокруг умерло.
Вдруг в этой безжизненной земле появляется некий таинственный Корень. В природе же корней питать живительными соками имеющие явиться над поверхностью земли растения. Зной демонической и человеческой злобы убивает его, проникает в самую его внутренность, наполняет его стихией смерти. Казалось, зло торжествует, и последняя надежда жизни погибает в необъятной мертвой пустыне...
Христос умер, и погребен в недрах земли. Враги - первосвященники, книжники и фарисеи - торжествуют победу зла. Стража стоит у гроба - это смерть стережет угасшую надежду жизни.
Но вот иссохший Корень, скрытый в недра жаждущей пустыни мiра, начинает излучать жизнь. Это столь удивительно и столь страшно, что никакое землетрясение, никакая термоядерная реакция, ни самый последний огонь, призванный прекратить суету этого мiра, не может сравниться с таким чудом.
Его видимым образом служит сходящий в каждую Великую Субботу (только по православной пасхалии и в присутствии православного предстоятеля) на Гроб Господень благодатный огонь. В подземном мраке пещеры вдруг какими-то неземными родниками и ключами начинает прорываться стихия Света! «Из ничего» - как при мiроздании - зиждительная десница выводит пламя - и гробовой мрак мгновенно наполняется ярчайшим светом и ликованием жизни.
Как удивительно пророк Исаия провидел восприятие образа Христа греховным, поглощенным смертным мраком мiром! «Он был презрен и умален пред людьми, Муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мiра нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих...» (Ис. 53, 3-7).
Грядущей ночью мы будем стоять во мраке со свечами пред святой плащаницею, изображающей Христа во гробе. Будет читаться Великий, т.е. 118-й псалом, который обычно читается при погребении. Но этот псалом будет перемежаться стихами, предваряющими Христово Воскресение, они удивительны по своей силе, они дышат жизнью и превозмогают «болезнь, печаль и воздыхание»! В сочетании с Великим псалмом эти стихи представляют удивительную и ни с чем другим не сравнимую поэму жизни.
Вселенская Церковь перед изображением Христа во гробе будет взывать:
«Якоже света светильник, ныне плоть Божия под землю, яко под спуд, крыется, и отгоняет сущую во аде тьму.
Сотрясеся страхом, Слове, вся земля, и Денница лучи скры, величайшему в земли сокровенному Твоему свету.
Якоже пшеничное зерно, зашед в недра земная, многоперстный воздал еси клас, восставив человеки, яже от Адама.
Якоже лев, Спасе, уснув плотию, яко некий скимен мертв восстаеши, отложив старость плотскую.
Живота Сокровище, како зрится мертвый? - ужасающеся ангели взываху - како во гробе заключается Бог?
Уснул еси, Христе, естественноживотным сном во гробе, и от тяжкаго сна греховнаго воздвигл еси род человеческий.
Зерно двоерасленное естественножизненное в бока земная сеется со слезами днесь, но, прозябше, мiр радостносотворит.
Доброты, Слове, прежде не имел еси, ниже вида, егда страдал еси, но, воскрес, провозсиял еси, удобрив человеки божественными зарями.
Взят еси от земли, но источил еси спасения вино, животочная Лозо, - прославляю страсть и Крест.
Како умная чиноначалия Тя, Спасе, поют, нага, окровавлена, терпяще дерзость распинателей!
Солнце прежде устави Иисус, иноплеменники секий, Ты же скрылся еси, низлагая тьмы начальника.
Увы Мне, о Сыне, неискусомужная рыдаше, глаголющи: Его же яко царя надеяхся, осуждена зрю ныне на Кресте.
Увы, Симеоново совершися пророчество: Твой бо меч пройде сердце Мое, Эммануиле.
Мертвость Твою нетленная, Христе, Мати Твоя зрящи, горько к Тебе вещаше: не косни, Животе, в мертвых.
Ад лютый потрепета, егда Тя виде, Солнце славы, Безсмертне, и издаваше юзники тщательно.
Вси погибают распинателие Твои, Слове, Сыне Божий, Всецарю.
Потщися воскреснути, печаль разрешая, Слове, чисто рождшия Тя.»
Каждый год мiр, иссыхающий от зноя греха, обновляется - как наша северная природа весной. И это обновление всякий раз исходит от Гроба Христова. Вот Он - Корень в земле жаждущей! Каждую Великую Пятницу, каждую Великую Субботу православные христиане Вселенской Восточной Церкви усердно молятся перед животворящим Гробом Спасителя мiра. Сопереживая Страстям Господним, мы соучаствуем и в Его Воскресении.
Молящиеся в Иерусалиме православные будут ближе всех к тайне жизни. Но нужно веровать, что и наша, в числе прочих, немощная молитва сообщит общей вселенской молитве силу и дерзновение. Мы соучаствуем в тайне обновления мiра! Не политики, не дипломаты решают в эти великие дни будущее планеты, а смиренные молитвенники перед святою плащаницею (а если в их числе окажутся названные политики и дипломаты, за это нужно благодарить Бога).
Существует предание: когда в Великую Субботу не сойдет в Иерусалиме на Гроб Господень благодатный огонь, тогда мiру придет конец. Это предание обладает внутренней правдой: когда молитва Вселенской Церкви окажется немощна перед натиском мiрской злобы, когда христиане исчахнут от зла и согласятся на зло, смысл существования мiра иссякнет. Поэтому будем трепетно ожидать благодатного огня, животворящего этот умирающий от греховных язв мiр, будем, если доживем до завтра, «от всея души, от всего помышления нашего» вопиять перед животворящим Гробом: «Воскресни Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех!»
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинской епархии