Нынешние выборы президента Южной Осетии являлись повторными, так как Верховный суд республики признал недействительными результаты голосования, прошедшего в ноябре прошлого года, из-за нарушений. Повторные выборы, согласно решению парламента, состоялись 25 марта. Голосование не выявило победителя. Во втором туре, который проходил в воскресенье, участвовали экс-глава КГБ республики Леонид Тибилов, набравший в первом туре 42,48% голосов избирателей, и омбудсмен Давид Санакоев, за которого 25 марта проголосовали 24,58% граждан.
Мы попросили прокомментировать итоги югоосетинских выборов декана факультета международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, доктора философских наук профессора Юрия Косова.
Выборы в Южной Осетии должны стабилизировать ситуацию в этом небольшом государстве. Эту республику часто называют «страной СНГ-2» (СНГ-2 - «Союз непризнанных государств»), поскольку круг стран, признавших это государство, невелик, хотя после признания Южной Осетии Россией нельзя говорить, что это непризнанное государство. Поэтому Южной Осетии необходимо укреплять свой статус на международной арене. Всякая государственность имеет внутреннюю и внешнюю составляющую. Внешняя составляющая государственности Южной Осетии находится в стадии зарождения. И то, что смена власти в республике произошла демократическим путем, - это большое достижение. Государство, которое находится в непростых экономических и внешнеполитических условиях, смогло провести демократические выборы президента.
Это удалось не с первой попытки, первый раз выборы раскололи республику, а внутренняя нестабильность в совокупности с внешней напряженностью таила в себе очень серьезную опасность. Но югоосетинская политическая элита смогла консолидироваться, предложить кандидатуру, которая устраивала бы на данный момент большую часть общества. Поэтому есть надежда на то, что выборы принесут стабильность Южной Осетии. Уже известно, что второй кандидат, который набрал 42% голосов, поздравил победителя и признал итоги выборов, что тоже очень важно.
То, что к власти пришел представитель силовых структур, является общемировой тенденцией в сложные переходные моменты. Во многих странах при смене режимов часто к власти приходили силовики. Главное, чтобы президент Южной Осетии был ориентирован на демократический процесс, был выразителем демократических ценностей. Его возможности связаны с поддержкой силовых структур, которые важны в этот переходный период, в условиях, когда конфликт на Северном Кавказе далек от разрешения.
Для России стабилизация в Южной Осетии имеет серьезное значение, потому что внутренний раскол и распри в республике легли бы дополнительным бременем на российскую внешнюю политику, а главное, создавали бы зоны нестабильности на наших южных границах. Само признание Южной Осетии и Абхазии, как и ввод туда российских войск, были прежде всего вызваны стремлением стабилизировать обстановку и принудить соседние государства к миру. С 1992 по 2008 год там постоянно была напряженность, возникали инциденты. Для разрешения этой ситуации появлялись посредники, в том числе и в лице международных организаций, американской дипломатии, что могло привести к вмешательству во внешнюю политику России. Наше же государство всегда заявляло о том, что конфликт существовал между Южной Осетией и Грузией, что это отнюдь не российско-грузинский конфликт. Но когда в 2008 году он вышел на другой уровень, то российская дипломатия нашла другие способы для стабилизации ситуации, поскольку внутренняя нестабильность в этих республиках могла бы значительно снизить эффект от той большой работы, которая была проделана в конце прошлого десятилетия.
Посмотрим, как нынешнее югоосетинское руководство справится с теми непростыми задачами, которые стоят перед этой страной. Главное, чтобы сохранились те демократические принципы, которые так непросто здесь утверждаются. Мне кажется, что сейчас, когда Южная Осетия прошла период не только внешней, но и внутренней нестабильности, российско-осетинские отношения должны укрепиться и стабилизироваться.