Имперские социальные технологии 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Имперские социальные технологии

06.04.2012


В Санкт-Петербургском региональном информационно-аналитическом центре РИСИ прошел круглый стол «Идеология в современной России» …

Вчера, 5 апреля, в Санкт-Петербургском региональном информационно-аналитическом центре Российского института стратегических исследований (РИСИ) прошел круглый стол «Идеология в современной России». В обсуждении приняли участие депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Андрей Анохин, руководитель регионального центра РИСИ Андрей Вассоевич, председатель совета директоров Группы компаний «ТЕЛРОС» Сергей Таразевич, политолог Александр Посадский, заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Тимофеев и другие.

С главным докладом выступил политолог Александр Посадский. Эксперт рассказал об основных принципах имперских социальных технологий. Он обратил внимание, что хотя значительная часть российского общества лояльно относятся к идее монархии, однако обычно дискутируются лишь вопросы престолонаследия и механизм восстановления монархии, но в тени остается роль гражданского общества в монархическом государстве. По словам докладчика, тот факт, что многонациональная и многоконфессиональная Российская Империя имела столь долгую и славную историю, что огромные территории эффективно управлялись, что Россия — последнее государство в Европе, пережившее революцию, — всё это говорит о эффективности имперских социальных технологий.

Политолог считает, что русская монархия представляла собой особую модель государственного управления, в рамках которой использовались передовые и чрезвычайно эффективные социальные технологии. В Российской Империи существовало развитое гражданское общество. Дореволюционная Россия была покрыта плотной сетью гражданских ассоциаций. Эксперт обратил внимание на различное понимание сущности гражданского общества консервативной и либеральной школами. В либерализме гражданское общество противопоставляется государству, напротив, консервативная мысль считает гражданское общество опорой государства и даже частью государственной службы. Такие консервативные мыслители как Катков, Аксаков и Тихомиров считали, что гражданское общество реализует право верноподданных на непосредственное участие в управлении государством. Более того, такое участие в жизни империи рассматривалось как долг верноподданных. В дореволюционной России гражданские ассоциации оказывали поддержку государственному аппарату, гармонично сотрудничали с ним. Между государством и гражданским обществом существовали партнерские отношения. Российские консервативные теоретики не проводили непреодолимой границы между государственным управлением и общественным самоуправлением, рассматривая гражданское общество как обязательный элемент государственного организма.

Глубоко осмыслил, по мнению А. Посадского, роль гражданского общества в России Л.А. Тихомиров. Мыслитель считал, что идеальной конструкцией взаимоотношений государства и гражданского общества представляется модель т. н. «сочетанного управления» (соработничества). Согласно данной модели, между государством и гражданским обществом устанавливается синергическое взаимодействие. Общественные институты активно участвуют в государственной жизни. Л.А. Тихомиров подчеркивал, что монархическая система управления включает не только монарха, не только государственную бюрократию, но и гражданское общество. Более того, развитое гражданское общество является условием устойчивого развития монархического государства. Гражданское общество является опорой государственной власти, обеспечивает общественный контроль, рекрутирует элиты. Оно органично встроено в государственную жизнь. Модель сочетанного управления была, по мысли Л.А.Тихомирова, моделью не просто демократической, а наиболее демократичной из всех возможных.

СССР, отметил Александр Посадский, частично заимствовал имперские социальные технологии. Однако подобное заимствование было связано с их «духовным понижением».

В XX столетии происходит, как выразился докладчик, «растекание российских имперских социальных технологий», обернувшееся их профанацией. Русский имперский опыт тщательно анализируются на Западе. Такие мыслители как Антонио Грамши и Лео Штраус, изучив наш опыт, экспроприировали его и включили в корпус социалистических и либеральных идеологических проектов Запада. Во многом через Лео Штрауса американский либерализм и впоследствии неоконсерватизм использовали имперские социальные технологии в своем арсенале, демонизировав и извратив их суть. В рамках идеологии американского глобализма были разработаны модели программирования и перепрограммирования гражданского общества, теория «цветных революций» и методы свержения суверенных режимов.

По мнению Александра Посадского имперские социальные технологии доказали свою исключительно высокую эффективность. Эксперт призвал к их всестороннему изучению и осмыслению. Модель сочетанного государственного управления, использование энергетики гражданского общества — всё это требует детального научного анализа.

Доклад А.Посадского вызвал оживленную дискуссию. Участники круглого стола «Идеология в современной России» в целом одобрили доклад, сделав некоторые уточнения и дополнения.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме