Напомнив, что 28 июня 2011 года на заседании Св.Синода УПЦ МП было принято решение об отлучении В.Лукияника от церковного общения, авторы письма, текст которого поступил в нашу редакцию, отмечают, что это решение «вызвало вначале недоумение, а затем законное возмущение в среде православной общественности из-за его неканоничности и полной необоснованности».
Как следует из решения Синода, говорится в обращении, «отлучение Лукияника Вы основываете на Мф. 18, 17, на 55 Правиле Святых Апостолов, 8 Правиле IV Вселенского Собора и 64 Правиле VI Вселенского Собора. 55 Правило Святых Апостолов говорит: "Аще кто из клира досадит епископу, да будет извержен…", т.е. это Правило относится только к клирикам Церкви, но не к мірянам, поэтому к Лукиянику, который не является клириком, применено быть не может. 8 Правило IV Вселенского Собора также не имеет никакого отношения к Лукиянику, ибо там речь идет о наказании клириков и мірян, которые дерзают выходить "из-под управления своего епископа". Но всем хорошо известно, что Лукияник никогда не призывал к такого рода действиям. Обличение епископа, который неправо правит, и выход из-под его управления - это совершенно разные вещи. Последнего Лукияник не совершал. Теперь относительно 64 Правила VI Вселенского Собора. В этом Правиле сказано: "Не подобает мірянину перед народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину". Во-первых, если Вы имеете в виду выступления Лукияника перед народом на молитвенных стояниях, то здесь он поступал в соответствии со следующими словами св. ап. Павла: "утешайте друг друга и созидайте (рус. - назидайте) кїйждо ближняго…" (1 Сол. 5, 11); а обращаясь к Римлянам, тот же апостол пишет: "…и сами вы полни благости, исполнени всякого разума, могуще и иныя научити" (Рим. 15, 14); и в другом месте: "Темже отложше лжу, глаголите истину кійждо ко искреннему своему, зане есмы друг другу удове" (Ефес. 4, 25). Смысл слов ап. Павла понятен - если Господь кому что открыл от Своей Истины, то не держи это в себе, но и передай другим для их духовного назидания, так как все мы являемся членами одного Тела – Христова. Если же предположить, что мірянину вообще запрещается говорить слово перед народом вне храма, то получится, что указанное Правило противоречит Посланиям св. Ап. Павла, что невозможно. Таким образом,-данное Правило запрещает мирянину говорить проповедь догматического содержания в храме».
Кроме того, говорится далее, «хранителем истины, по учению Православной Церкви, является весь церковный народ, а не одни архиереи. Поэтому в ситуации, когда те, кому Сам Бог велел возвысить свой голос в защиту истины, молчат, то возопили, согласно словам Спасителя (см. Лк. 19,40), церковные камни, т.е. мы, простые миряне. И Сам Бог велел нам вопить до тех пор, пока истина не установится в Церкви, которая есть "Церковь Бога жива, столпъ и утвержденїе истины" (1 Тим. 3, 15)».
«Итак, Лукияник не нарушил ни одного из указанных Вами канонических Правил», - утверждают авторы письма.
Что же касается обвинений Лукияника в том, что он «сеет страх и панику в связи с персональной идентификацией граждан», то, обращают внимание авторы обращения, «Сам Господь Иисус Христос завещал нам быть духовно бдительными». «И вот на наших глазах начинает исполняться Апокалипсис - вводится в широкий обиход число имени антихриста 666, а принятие ИНН в штрих-кодовом изображении с этим скверным числом становится условием доступа к материальным благам, а Вы называете действия православных христиан, не желающих принимать эти оскверненные номера (т.е. проявляющих духовную бдительность) паникой и страхом. Что это: духовная слепота или сознательное противление истине? Поймите, наконец, что не боятся православные христиане ни ИНН, ни штрих кода, ни числа 666. Но они не желают все это принимать, чтобы не оскверниться нечистым антихристовым духом, чтобы быть духовно чистыми и трезвенными перед Богом. А панику и страх в связи с ИНН, штрих-кодами, чипами и новыми паспортами сеют провокаторы, которые специально засланы в среду православных борцов с глобализмом. И Вы, имея благодать рукоположения и хиротонисания, должны это понимать как никто другой и не причислять всех православных, выступающих против ИНН и вообще против духа міра сего, к этим провокаторам в Церкви. Но почему-то Вы приписываете действия этих провокаторов всему СПБУ и лично его председателю Лукиянику, что не соответствует истине», - указывают авторы обращения.
Отметив, что Лукияник обвиняется также в том, что он пропагандирует ложные эсхатологические взгляды, его защитники отмечают: «Во-первых, о каких ложных эсхатологических взглядах идет речь? Вы не приводите ни одного высказывания Лукияника на эту тему. Так можно обвинить любого человека в чем угодно. Во-вторых, сегодня никто с амвона не говорит о тех опасностях, которые несет глобализация Церкви Христовой и каждому христианину лично. Где архипастыри и пастыри со своим словом истины? А ведь каноны Православной Церкви обязуют пастырей наставлять церковный народ на всяку истину. (…) Поэтому неудивительно, что в среде православных христиан "гуляют" ложные представления о конце міра».
А обвинения Лукияника в неуважительном отношении к епископату, в действиях, которые компрометируют Церковь и вредят ее авторитету в обществе, в организации несанкционированных манифестаций, в пропаганде своих собственных взглядов на общецерковные проблемы, не аргументированы, убеждены авторы обращения: «Это очень серьезные обвинения и, казалось бы, они должны быть соответствующим образом аргументированы. Но нет. Все обвинения Лукияника голословны. (…) Вы не приводите ни одного такого факта. Ни одного! Даже в мiрском суде такие обвинения не принимаются».
Отсюда, заключают авторы обращения, осуждение Лукияника антиканонично: «Не было никакого церковного суда, даже первой инстанции - епархиального. Лукияника не пригласили (или, может быть, его приглашали, но он не пришел?) на заседание Свящ. Синода, т.е. не дали слова для оправдания ни ему, ни его защитникам, как это принято делать не только в светском, но и церковном суде».
Кроме того, говорится в документе, осуждение Лукияника искусственно подогнано под термин «политическое православие». «В связи с тем, что весь Союз Православных Братств Украины обвиняется Вами теперь понятно в каком "политическом православии", - пишут авторы обращения, - хотим и мы задать Вам ряд вопросов, из которых Вы поймете, что мы подразумеваем под политическим православием (без кавычек), а именно: не является ли политическим православием соборование Вами экс-президента Украины Ющенко В.А. (Великий Пост, апрель 2006 г., Киево-Печерская Лавра), который до этого возжигал менору в Киевской синагоге в иудейский праздник Ханука, и регулярно причащался и даже соборовался (в тот же Великий Пост 2006 г.) у анафематствованного Филарета? Согласно Правилам 70 и 71 Святых Апостол за одно только празднование с иудеями он должен быть отлучен от церковного общения. Не политическое ли православие - признание Вами голодомора "геноцидом украинцев"? Не политическое ли православие - раздача церковных наград сильным мiра сего, недостойным звания православного…» - задаются вопросами авторы.
«Таким образом, из всего вышесказанного следует, что нет никаких достаточных оснований обвинять Лукияника в тех действиях, которые изложены в обвинительном решении Свящ. Синода от 28 июня 2011 г. Поэтому просим Предстоятеля нашей Церкви, Председателя и всех членов Свящ. Синода УПЦ снять с Лукияника необоснованно наложенное на него прещение - отлучение от церковного общения на неопределенный срок. Если все же Свящ. Синод посчитает наши аргументы неубедительными, то пусть состоится церковный суд в соответствии с Канонами и Уставом УПЦ МП, на котором Лукиянику будут предъявлены аргументированные обвинения (с учетом наших замечаний), с предоставлением оправдательного слова как самому Лукиянику, так и его защите. Со своей стороны, мы, нижеподписавшиеся, готовы на этом суде свидетельствовать в пользу Лукияника», - заключают авторы обращения, среди которых представители Союза православных братств Украины и прихожане Львовского Свято-Георгиевского храма Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.