О злополучном моратории

Иерей Сергий Карамышев о смертной казни как акте человеколюбия

0
1442
Время на чтение 4 минуты
Всякая смутная эпоха выплескивает на поверхность жизни всевозможную нравственную грязь. Приблизительно этим словом можно обозначить и мораторий на применение смертной казни. В смутные времена льется кровь, падает цена человеческой жизни. Государство призвано давать адекватный ответ любым поползновениям преступных элементов. Но в возможности такого ответа ему отказано. Преступник с легкостью может лишить жизни кого угодно, а государство законным путем преступника не может. Он находится в заведомо выигрышной позиции. Кому это надо?

Противники смертной казни ссылаются на заповедь Божию «не убий», разглагольствуют о человеколюбии, но вот только их «человеколюбие» имеет ограниченную сферу действия, распространяясь лишь на преступника, но ни в коем случае не на его жертвы. Законом Божиим они пользуются по-фарисейски. Дело в том, что заповедь «не убий» впервые прозвучала в Моисеевом законодательстве. Она адресована частным лицам, дабы они учились обуздывать свой гнев и не хватались при всякой ссоре за ножи и за каменья. Действие этой заповеди ни в коем случае не распространяется на врагов государства во время войны, иначе бы израильтянам не было отдано Богом повеление истребить развратные хананейские народы. Что же касается лиц, уполномоченных блюсти в государстве порядок, закон Моисеев обязывал этих людей вершить суд и предавать преступников различным видам смертной казни (через побиение камнями, сожжение, повешение).

Большинство современных людей имеет ложное представление о человеческой жизни и смерти. Биологическое существование воспринимается как абсолютная ценность, а его прекращение, хотя оно рано или поздно все равно наступает, - как абсолютное зло. Источником таких взглядов является безбожие или поверхностное, лицемерное отношение к религиозной жизни (в последнем случае религия низводится до уровня автотренинга, помогающего самоуспокоиться, получается: религия сама по себе, жизнь сама по себе). В действительности же только биологическое существование без духовных запросов унизительно для человека, ибо ставит его на один уровень с животными. А пробуждение духовных запросов может привести к тому, что они станут для человека дороже всего, неизмеримо дороже биологического существования, и, если придется выбирать между земной жизнью и высокими идеалами, человек, не задумываясь, выберет их. Если бы не было высоких стремлений, не являлись бы среди людей герои, и человечество превратилось бы в однообразную серую массу, в стадо, жующее, блеющее, размножающееся, одним словом, в стадо дегенератов.

Сонмы христианских мучеников по своей воле отказались от сладостей земной жизни ради Бога, ради стояния в истине. Была ли их смерть злом для них? Конечно, нет! Она была героическим порывом, духовно их обновившим, поднявшим их в самое короткое время на такую духовную высоту, достижение которой при обычных условиях потребовало бы долгих лет напряженных трудов. День кончины святых мучеников Церковь отмечает как праздник, как день их рождения для вечной жизни в Боге. И если человек пребывает в Боге, смерть для него не печаль, но отрада. Таким человеком был, например, апостол Павел, говоривший: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». Мы рассмотрели случай насильственной смерти, при котором человек сам ее выбирает, имея возможность и отказаться. Так при гонении на христиан в древности человеку достаточно было воскурить крупицу ладана перед идолом, чтобы получить помилование от властей, но лишь немногие оказывались отступниками. Победа мучеников Христовых заключалась в том, что они не агитировали за мораторий на применение смертной казни, не ползали перед своими палачами на коленях, но принимали смерть как дар Божий, как вход в блаженную вечность.

Рассмотрим случай насильственной смерти, когда человек не имеет выбора. Если его подвергают казни несправедливо, а он ради Бога терпит эту несправедливость, то, по разлучении с телом, получает венец победы над человеческой злобой наравне с мучениками. Если же его подвергают казни справедливо, и он осознает и соглашается, что справедливо страдает, его предсмертное томление и смертная мука послужат для очищения души от грехов. Апостол Петр пишет: «Страдающий плотию перестает грешить».

Несправедливо видеть в смертной казни только месть и злопамятство по отношению к преступнику. Злострадание его тела может оказаться благом для души. Получив должное на земле от суда человеческого, он может надеяться на снисхождение при будущем суде Божием. Поэтому смертную казнь можно рассматривать как акт человеколюбия даже по отношению к самому преступнику. Во всяком случае, это мощнейшее педагогическое средство, призванное, во-первых, в кратчайший срок исправить душу преступника; во-вторых, отрезвляюще подействовать на преступников «непойманных» и преступников потенциальных.

Безнаказанность же, во-первых, все больше развращает душу преступника, во-вторых, делает преступление соблазнительным для других граждан. Царь и пророк Давид в 100-м псалме говорит о казни преступников как о деле, несомненно, богоугодном: «С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие».

Скажем более: самый исполнитель казни может получить похвалу не только от людей, но и от Бога. Во время 40-летнего странствования евреев по пустыне люди стали блудодействовать с иноплеменницами и поклоняться их идолам. Один из начальников с вызовом, не постеснявшись даже самого Моисея, ввел иноплеменницу в свой шатер. Тогда юноша Финеес, сын священника Елеазара, взяв копье, вошел в шатер и пригвоздил блудодействовавших к земле. Даже по прошествии столетий подвиг юноши был воспет в псалмах: «И восстал Финеес, и произвел суд, - и остановилась язва. И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки» (Пс. 105, 30-31).

В древние времена политические образования, ограниченные в суверенитете, лишались права произносить смертные приговоры и приводить их в исполнение, почему, в частности, вожди иудейского народа пошли с ходатайством о казни Христа к Римскому наместнику Пилату и возбудили народную толпу кричать: «Возьми, возьми, распни Его!». Может быть, подписавшие злополучный мораторий засвидетельствовали тем самым, что РФ – политическое образование с ограниченным суверенитетом?

Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

65. Ответ на 59., Писарь:

Ув.Токарев. Разница,однако, для Вас неочевидная,по причине элементарного невежества,которое Вы распостраняете.

и вы думаете, что я что-то буду читать дальше после таких слов? да я вас теперь просто буду игнорировать, как полный вакуум
Токарев / 25.03.2012, 06:57

64. Ответ на 62., Олег В:

Отче дьяконе, да не реагируй ты так на провокациии.

А почему простой и прямой вопрос - это провокация? А неуклюжую попытку офицера и священника уйти от ответа путем перехода на личность собеседника, как вы тогда назовете?
Субъект / 25.03.2012, 06:03

63. Ответ на 61., Олег В:

В Америке он решался демократическим путем в каждом отдельном штате, согласно волеизъявлению народа.

Это неверно. Смертная казнь была исторически в США с самого начала, будучи унаследованной из английского права. Референдумы по смертной казни проводились далеко не во всех и даже не в большинстве штатов. В некоторых штатах запрет смертной казни внесен в конституцию. Например, в Мичигане. В том же Мичигане, сторонники смертной казни несколько раз инициировали референдумы по ее восстановлению, но неизменно проигрывали. С другой стороны, в Орегоне сначала референдумом смертную казнь отменили, потом опять восстановили. Вообще, при в целом негативном вашем отношении к США, как к стране либерализма и "бездуховности", вы почему-то ссылаетесь на США как на авторитет в отношении смертной казни. В современно мире есть немало стран, где смертная казнь отменена или не практикуется. Поэтому вы не вполне правы, утверждая, что Смертная казнь существовала во все времена практически во всех странах мира и неизменно поддерживалась большинством населения.

Субъект / 25.03.2012, 05:58

62. Отцу Александру Васькину

Отче дьяконе, да не реагируй ты так на провокациии. Побереги себя. России нужны такие священники и бравые офицеры. Низкий поклон и пожелания здравия. Олег В.
/ 24.03.2012, 21:38

61. Наоборот, 8-ая поправка к Конституции прямо запрещает применение жестокого наказания. В США существует реальное и существенное разделение власти между штатами и федеральным уровнем. Подавляющее большинство преступлений (и наказаний за них) нахоятся в юрис

Ответ субъекту 31. Благодарствую, что обратили внимание на восьмую поправку к Конституции США. Она действительно гласит о "запрете чрезмерных залогов и штрафов, жестоких и необычных наказаний" и действительно не имеет никакого отношения к вопросу смертной казни. В Америке он решался демократическим путем в каждом отдельном штате, согласно волеизъявлению народа. То, что в настоящее время произошла отмена казни в отдельных (10) штатах, этот вопрос опять-таки решался согласно воли народа. Хочу Вам, напомнить, что в Америке 50 штатов, и тот факт, что сорок штатов голосуют за смертную казнь, говорит об определенном волеизъявлении большинства американского народа. Если говорить о России, то отмена смертной казни в правление Ельцина произошла не путем демократического референдума, а через решения Думы и не была поддержана большинством народа. Об этом свидетельствуют все опросы общественного мнения. Смертная казнь существовала во все времена практически во всех странах мира и неизменно поддерживалась большинством населения. И Россия не была исключением. В 90 годы отмена смертной казни была навязана российскому обществу про-либерально настроенной правящей верхушкой. К чему это привело, можно проследить по плодам их 20-летнего «демократического» правления – засильем коррупции, криминала, наркомании и других тягчайших преступлений при полной безнаказанности. Такая безнаказанность на фоне уговоров о помиловании убийц и прочих злостных преступников в современных российских реалиях напоминает известную фразу из басни Крылова «А Васька слушает да ест». Мое, Вам, прочтение!
/ 24.03.2012, 21:04

60. 56. Субъект

Представтесь, "субъект" (противно звучит), прежде чем сметь обращаться к русскому священнику и офицеру.

59. 53.Токареву.

"да и дальнейшая жизнь показала,что как ни казнили еретиков а их только больше становилось вот сусликов,например,чем больше уничтожаешь тем их больше становится". (Токарев). Ув.Токарев. Православная Церковь никогда не боролась с еретиками,но ересью. Вся полнота власти никогда не боролась с престуниками-но с преступностью. Разница,однако, для Вас неочевидная,по причине элементарного невежества,которое Вы распостраняете. Намерено или нет? Это действительно вопрос суда,но не суждения... Отчего-же ув.Токарев,вникаем. Вникаем в аргументы человека,отождествляющего людей(еретиков)с сусликами. Человека, почитающего ближнего своего,однако, прежде всего- самого себя-"за образ и подобие обезъяново",пардон-"сусликово", суть продукт "эволюции" животного мира. Ув.Токарев. Всякий человек Сотворен по Образу и Подобию Божию-такова объективная реальность. От Сущего. Другой нет. Не сущая. Почти за ничто. Отсюда философия христианства,опирающаяся на эту реальность,как на камень. На адамант. Она проста-"во всем подражать Христу" (Св.Апостол Павел). Во всей полноте и быта и Бытия. Отсюда вытекает философия права. В данном случае-уголовного. Так вот,согласно это философии уголовного правоуложения,убийство есть акт презрения к Богу,к Его Образу и Подобию в человеке. Христианство поднимая человека на невиданную до селе высоту,утверждая в нем Образ и Подобие Божие,тем утверждает абсолютную ценность человеческой жизни-как в сем веке,так и в будущем. Иными словами,убийца,поднявший руку на ближнего своего-суть самоубийца. Прижизненно погубивший свою душу. "Душегубец". Ходячий труп. А покойнику с живыми делать нечего. Покойнику место с покойниками. И надо очень долго прожить с сусликами,либо воспитаться в их среде,чтобы решиться на вполне изуверский шаг-ввести вместо смертной казни,что есть в данном случае-безусловное благо(поскольку дает надежду на воскресение души),пожизненное заключение-где,как показывает практика исполнения наказаний-мертвая душа,оставаясь среди живых-предается хуле и ропоту на Бога,чем окончательно отрезает себе путь ко Спасению-Вашим между прочим,"промышлением" ув.Токарев. Подводя итог,можно констатировать следующее... Вы, ув.Токарев,как и "правозащитники",выступающие за удаление смертной казни(из уголовного уложения) за тяжкие преступления против Личности-сеете смерть,поскольку утверждаете право покойников находится среди живых,когда место покойникам-на кладбище. По недомыслию или напротив по "домыслию"? Это опять-же вопрос суда но не суждения. Тем не менее,распостранение подобных покойницких настроений в обществе живых,должно жестко пресекаться. Человек рождается для жизни вечной,но не для смерти и общество должно быть свободно от распостранения пороков и заблуждений. Предметно смертноносных. Поскольку никому Господь не вменяет в обязанность утверждать близкое к смерти.
Писарь / 24.03.2012, 14:31

58. Ответ на 55., М.Яблоков:

Разрешите выразить пожелание о блокировании комментариев от пользователя "Токарев", как распростараняющего чуждые православному вероучению протестантские воззрения.

Яблоков - вы считаете, что тот, кто против смертной казни, тот протестант? Может и Святейший Патриарх Кирилл - протестант? Яблоков, вспомните - иудеи, не найдя ничего против Иисуса Христа - обвинили Его ложно, (как и вы меня в протестантизме) и убили потом, чтобы не слышать слова Истины(а это очень похоже на ваше - заблокировать), только тогда это звучало: "Распни Его", а теперь - заблокируйте его, уверен, что на РЛН - не иудеи и меня не заблокируют.
Токарев / 24.03.2012, 13:28

57. Ответ на 55., М.Яблоков:

Разрешите выразить пожелание о блокировании комментариев от пользователя "Токарев", как распростараняющего чуждые православному вероучению протестантские воззрения.

Яблоков - почитай мою статью - Мониторинг антиправославных акций и система противодействия им, см. http://ruskline.ru/news_rl/2012/03/24/monitoring_antipravoslavnyh_akcij_i_sistema_protivodejstviya_im/ и ты сам все поймешь (надеюсь =)
Токарев / 24.03.2012, 13:18

56. Ответ на 50., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Александр Васькин, a вы и вправду - настоящий священник? Из вашего текста очевидно, что для вас наказание преступника это прежде всего месть. Вы считаете нормальным для христианина желание мстить? Вы считаете нормальным для христианина желать другим стать жертвами преступления?
Субъект / 24.03.2012, 12:47
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Карамышев
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи Священник Сергий Карамышев
Последние комментарии