Православные форумы: инструмент соборности или охлократии?

Иерей Сергий Карамышев об анонимности в интернете

0
829
Время на чтение 5 минут

Удивляет сам факт начавшейся в православной среде дискуссии: хорошо или плохо ограничение на интернет-форумах анонимности. Вдумаемся: «аноним» - значит «лишенный имени». Имя – дар Божий. Первый человек создан с именем. Одним из его начальных действий в познании мiра было наименование тварей Божиих: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт. 2, 19). Когда в Новом Завете говорится о людях, спасаемых в жизнь вечную, свидетельствуется, что их имена записаны в Книге Жизни. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов приводит слова Спасителя, где Он называет верных овцами, а Себя Пастырем: «овцы слушают голоса его, и он зовет своих овец по имени» (Ин. 10, 3). Тот же Иоанн Богослов говорит об именах будущего века: «имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2, 17).

Кому же выгодно лишать человека имени и тем самым унижать его достоинство? Думаю, ответ однозначен: древнему завистнику сатане и его клевретам. Лишение имени – шаг в деле уничтожения личности. 

В святой Библии записаны добрые и злые деяния живших от сотворения мiра людей. У каждого деяния есть автор, и у каждого автора есть имя. Слово Божие приучает человека к ответственности за каждое действие и за каждое произнесенное слово. Чтобы дать ему иллюзию безответственности, сатана изобрел власть толпы, где люди призваны потерять свои имена, стать массой. Лукавый дух учит людей скрывать свое лицо, свое имя. Стремление скрыть настоящее имя наблюдается в уголовной и революционной среде, хотя, в сущности, это – одно и то же. Вместо имен появляются клички, которые ни к чему не обязывают и которые можно менять. Кличка – личина, маска. У кого их много, становится профессиональным лицемером, т.е. тем, кто постоянно примеряет разные личины. Человек, снабженный кличками и масками, способен легко затеряться в толпе. Последняя ему необходима, это среда его обитания.

Общество, которое не хочет бороться с властью безответственной толпы, охлократией, разлагается и умирает. Власть толпы хорошо описал И.А.Ильин в сочинении «О сущности правосознания»: «Люди становятся чернью тогда, когда они берутся за государственное дело, движимые не политическим правосознанием, но частною корыстью... К черни может принадлежать всякий: и богатый, и бедный, и темный человек, и «интеллигент». Чернь отличается корыстною волею и убогим правосознанием, а в революционные эпохи сверх того и политическою притязательностью... Она совершенно лишена сознания государственного единства и воли к политическому единению, и потому, предоставленная себе, она быстро распадается на враждебные станы и шайки и начинает безконечную гражданскую войну. Право есть для нее вопрос силы, ловкости и удачи, и потому, видя силу на своей стороне, она обнаруживает дерзость и быстро становится наглою, а растерявшись, трепещет и пресмыкается».

В нынешних интернет-форумах очень ярко проявляется дьявольская власть толпы. Безответственные анонимы клевещут, льют всякую грязь на людей с именами, угрожают из-за чужих голов расправами, а будучи пойманы, начинают отвираться и пресмыкаться. 

Платон (IV век до Р.Х.) в диалоге «Государство» выводит галерею политических типов, т.е. средних людей, соответствующих тому или иному политическому строю. Среди прочих он дает и портрет «демократического человека», назвав его учителей «лотофагами», т.е. поедателями лотоса, каковое занятие, по тогдашним повериям, лишало человека памяти, следовательно, вело к забвению всех имен. Платон говорит: «Опорожнив и очистив душу юноши, уже захваченную ими и посвященную в великие таинства, они затем низведут  туда, с большим блеском, в сопровождении многочисленного хора, наглость, разнузданность, распутство и безстыдство, увенчивая их венками и прославляя в смягченных выражениях: наглость они будут называть просвещенностью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, безстыдство – мужеством».

С учетом современных технологий «цветных» революций, где велико значение анонимов-демагогов, следует заметить, что наличие указанной интернет-охлократии превращается в вопрос государственной безопасности. И власти Китая тысячу раз правы, ограничивая на своих форумах анонимность. Всякий, желающий своему государству благоденствия, призван противодействовать охлократии в любых ее проявлениях. Даже если безответственный треп толпы не разрушит вдруг государство, он заразит общество вредной болезнью безответственности и лицемерия. 

Форумы, конечно, бывают разными. На одних употребляется инфернальная лексика; на других считается хорошим тоном говорить пошлости, на третьих принято лгать и клеветать. Такие сборища представляют опасность для государства и поэтому должны закрываться. На приличных форумах имеются люди, ответственные за порядок на них. Хамство не должно быть терпимо в доме христианина – не должно быть терпимо и на христианском форуме. К тому же «в чужой монастырь со своим уставом не ходят»: нужно спокойно принимать предлагаемые тем или иным ресурсом правила, а иначе – какой ты христианин? 

Анонимность может существовать в виде исключения, в отдельных случаях, когда человеку, скажем, архиерею, неудобно выступать под своим именем в ходе живой дискуссии – дабы не подавлять оппонентов силой внешнего авторитета. Но людям, ответственным за порядок на форуме, настоящее имя должно быть известно и они должны ручаться за благонадежность человека, имя которого они сочли полезным скрыть. Если таковых веских причин нет, желание скрыть имя говорит об ущербности человека, о его приверженности к охлократии. 

Считаю, что православные форумы должны отличаться открытостью. Пусть на них присутствует народ Божий, состоящий из личностей, наделенных именами, а не безответственная толпа, наделенная кличками и масками, из-за которых настоящего лица невозможно разглядеть. О таких безответственных и лукавых людях говорил апостол Иуда, брат Господень: «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, - так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти... Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, безплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки» (Иуд. 1, 7-8, 12-13).

Чем же станут православные информационные ресурсы с их форумами – частью безответственной толпы, всегда являющейся инструментом политических манипуляций заинтересованных сил, или же соборным голосом народа Божия?

Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

11. Re: Православные форумы: инструмент соборности или охлократии?

Могут быть анонимы, но содержательность должна быть условием размещения реплик. В противном случае, форум работает не по назначению, и РНЛ фактически становится техническим, передаточным звеном для ретрансляции чьих-то миазмов. В репликах некоторых даже не анонимных авторов, как например А. Шахматов или других (кто-там, не знаю, наворачивает вторую тысячу реплик к "Голос хозяина") присутствует ненормально много позы. Которая мало кому интересна. Если бы премодерация имела целью поощрять основную содержательную ветвь дискуссии и препятствовать захламлению, то это достаточно скоро стало бы восприниматься обычным и желающих выставлять свои отправления на всеобщее обозрение резко убавилось. В очередной раз обращаю внимание на такое полезное изобретение, как функция АУ - автоматического удаления околотематических сообщений через различные промежутки: 4 часа, 8 часов, сутки. По-моему, прекрасно. И волки сыты, и овцы целы. Через 4-8 часов от наиболее местечковых переговоров не остаётся следа, зато стержень форума ясно просматривается.
А. Рогозянский / 22.03.2012, 16:16

10. Не надо оскорблять друг друга

На форумах разных сайтах блоггеры (как имеющие имя, так и анонимные) очень часто дают совершенно непристойные комментарии, "бодаются" друг с другом. Очень огорчает, когда то же самое происходит на православных сайтах. Ведь христиане должны свидетельствовать о Христе, прежде всего, своей жизнью (во всех ее аспектах, в т.ч. и участвуя в интернет-форумах). А иначе какие же мы христиане? Хотелось бы, чтобы модераторы тщательнее вели отбор комментариев, забанивая агрессивные, злобные непристойные.
Ирина_1950 / 22.03.2012, 12:19

9. борьба с анонимностью

есть конкретные предложения: 1. Тот кто против анонимности - просто не общается с теми, кто пишут анонимно, под загадочными никами, он пишет ответы только тем, кто неанонимен. Так решается одна половина проблемы - Исходящие. Теперь другая - Входящие - как избежать писем или комментариев анонимов в свой адрес? здесь помочь могут только модераторы этого сайта, они ведь и так все читают, так вот, к примеру, вы обращаетесь к модераторам с просьбой - не публиковать обращения к вам или к комментаторам вашей статьи тех, кто публикуется под никами. И в добавок, Вы должны игнорировать комментарии на те статьи, автор которых не возражает против анонимов.
Токарев / 22.03.2012, 11:51

8. PS

По поводу IP - этот критерий является динамическим. Попробуйте в течение нескольких дней понаблюдать (в строке поиска набрать "мой IP"), чтобы убедиться в этом.

7. Re: Православные форумы: инструмент соборности или охлократии?

Новые правила регистрации на форуме РНЛ практически исключают анонимность. Однако есть еще псевдонимы, то есть имена, которое люди используют вместо собственного, но они так же являются уникальным и неизменяемыми. Даже в большей степени, как например, Антикиллер или Оникс для нас менее анонимы, чем какой нибудь неизвестный Иван Петрович Сидоров. К тому же прав Михаил Яблоков: я могу присвоить себе в качестве псевдонима любое реальное имя вместо "ника", и что тогда, как вы меня проверите? А по поводу того, что некие анонимы льют всякую грязь на людей с именами, так и некоторые люди с именами льют грязь и клевещут, поскольку через форум их всё равно невозможно "рассмотреть" и привлечь к ответственности. Поэтому, самое мудрое: нужно спокойно принимать предлагаемые тем или иным ресурсом правила, а модератор должен за этим строго следить.

6. Re: Православные форумы: инструмент соборности или охлократии?

"Считаю, что православные форумы должны отличаться открытостью. Пусть на них присутствует народ Божий, состоящий из личностей, наделенных именами, а не безответственная толпа, наделенная кличками и масками, из-за которых настоящего лица невозможно разглядеть." ----------------------------------------- Разделяю точку зрения автора. Считаю важным, чтобы православные христиане представлялись в ходе обсуждения статей или проблем. Неплохо бы указывать какую-то минимальную информацию о себе: возраст, семейное положение и т. д., чтобы было понятнее, кто твой собеседник. Когда человек подписывает статью (комментарий) своим настоящим именем и фамилией, это налагает на него определенную ответственность за свои слова и придает им определенный вес. Не зря же большинство троллей предпочитают использовать ники. Разумеется, нет никаких гарантий, что имя и фамилия будут подлинными. Но никто не гарантирует, что и в реале ты не столкнешься с аферистом. Отрадно, что очень много комментаторов на РНЛ указывают свои имена и фамилии. Мнение анонимов лично я всеръез не воспринимаю.

5. Re: Православные форумы: инструмент соборности или охлократии?

Архиереи как правило на форумах не выступают. На это есть референты...

4. Re: Православные форумы: инструмент соборности или охлократии?

По-моему, это совсем не имеет значения - аноним/не аноним. Значение имеет ЧТО сказано, а не кем. Если необходимость терпеть ругательства в свой адрес - это цена за возможность высказаться, то эта цена невысока. В конце концов, глупость совсем не сложно игнорировать.
С. Швецов / 22.03.2012, 10:16

3. Кому-то можно, а кому-то - нет.

"Анонимность может существовать в виде исключения, в отдельных случаях, когда человеку, скажем, архиерею" А вот здесь как раз заложено то, что НИКОГДА не позволит сделать форум открытым. Или для всех без исключения форум открыт, или для всех - анонимность (ну, или по желанию). И еще раз повторюсь. Неанонимность практически доказать невозможно. Это даже провайдеру весьма трудно сделать, так как выход может быть осуществлен с разных IP, вплоть до интернет-кафе. Все эти разговоры с анонимностью на форуме - утопия. Китай - не в счет. Там все это делается на государственном уровне. И форумов там как таковых вообще не будет...
М.Яблоков / 22.03.2012, 09:45

2. Ваше Преподобие, отец Сергий!

Комментаторы моих статей здесь, на Линии, обвиняли меня во многих и ужасных грехах, при этом некоторые, именно, прячась за псевдонимами. В одном только меня обвинить нельзя: в том, что я не хочу или боюсь назвать свое имя, хотя для меня, как для священника, это представляет некоторые неудобства, думаю, хорошо Вам понятные. Однако с этим Вашим мнением я, все-таки, согласиться не могу. Обязательное оповещение о своем настоящем имени лишит интернет одного из основных его драгоценных преимуществ и особенностей: АНОНИМНОСТИ. Эта особенность, впрочем, очень условная, позволяет автору и всем заинтересованным лицам узнать в подлиннике, а не по фальсифицированным опросам, истинное мнение и настроение народа. Управлять этим - надо, и использовать в своих интересах - надо. Но почему, если враги наши этим управляют и этим пользуются, нам предлагается это просто запретить и упразднить? Запретим и упраздним танки и ракеты - что получим? Надо налаживать собственное производство.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Карамышев
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи Священник Сергий Карамышев
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06