Удивляет сам факт начавшейся в православной среде дискуссии: хорошо или плохо ограничение на интернет-форумах анонимности. Вдумаемся: «аноним» - значит «лишенный имени». Имя – дар Божий. Первый человек создан с именем. Одним из его начальных действий в познании мiра было наименование тварей Божиих: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт. 2, 19). Когда в Новом Завете говорится о людях, спасаемых в жизнь вечную, свидетельствуется, что их имена записаны в Книге Жизни. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов приводит слова Спасителя, где Он называет верных овцами, а Себя Пастырем: «овцы слушают голоса его, и он зовет своих овец по имени» (Ин. 10, 3). Тот же Иоанн Богослов говорит об именах будущего века: «имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2, 17).
Кому же выгодно лишать человека имени и тем самым унижать его достоинство? Думаю, ответ однозначен: древнему завистнику сатане и его клевретам. Лишение имени – шаг в деле уничтожения личности.
В святой Библии записаны добрые и злые деяния живших от сотворения мiра людей. У каждого деяния есть автор, и у каждого автора есть имя. Слово Божие приучает человека к ответственности за каждое действие и за каждое произнесенное слово. Чтобы дать ему иллюзию безответственности, сатана изобрел власть толпы, где люди призваны потерять свои имена, стать массой. Лукавый дух учит людей скрывать свое лицо, свое имя. Стремление скрыть настоящее имя наблюдается в уголовной и революционной среде, хотя, в сущности, это – одно и то же. Вместо имен появляются клички, которые ни к чему не обязывают и которые можно менять. Кличка – личина, маска. У кого их много, становится профессиональным лицемером, т.е. тем, кто постоянно примеряет разные личины. Человек, снабженный кличками и масками, способен легко затеряться в толпе. Последняя ему необходима, это среда его обитания.
Общество, которое не хочет бороться с властью безответственной толпы, охлократией, разлагается и умирает. Власть толпы хорошо описал И.А.Ильин в сочинении «О сущности правосознания»: «Люди становятся чернью тогда, когда они берутся за государственное дело, движимые не политическим правосознанием, но частною корыстью... К черни может принадлежать всякий: и богатый, и бедный, и темный человек, и «интеллигент». Чернь отличается корыстною волею и убогим правосознанием, а в революционные эпохи сверх того и политическою притязательностью... Она совершенно лишена сознания государственного единства и воли к политическому единению, и потому, предоставленная себе, она быстро распадается на враждебные станы и шайки и начинает безконечную гражданскую войну. Право есть для нее вопрос силы, ловкости и удачи, и потому, видя силу на своей стороне, она обнаруживает дерзость и быстро становится наглою, а растерявшись, трепещет и пресмыкается».
В нынешних интернет-форумах очень ярко проявляется дьявольская власть толпы. Безответственные анонимы клевещут, льют всякую грязь на людей с именами, угрожают из-за чужих голов расправами, а будучи пойманы, начинают отвираться и пресмыкаться.
Платон (IV век до Р.Х.) в диалоге «Государство» выводит галерею политических типов, т.е. средних людей, соответствующих тому или иному политическому строю. Среди прочих он дает и портрет «демократического человека», назвав его учителей «лотофагами», т.е. поедателями лотоса, каковое занятие, по тогдашним повериям, лишало человека памяти, следовательно, вело к забвению всех имен. Платон говорит: «Опорожнив и очистив душу юноши, уже захваченную ими и посвященную в великие таинства, они затем низведут туда, с большим блеском, в сопровождении многочисленного хора, наглость, разнузданность, распутство и безстыдство, увенчивая их венками и прославляя в смягченных выражениях: наглость они будут называть просвещенностью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, безстыдство – мужеством».
С учетом современных технологий «цветных» революций, где велико значение анонимов-демагогов, следует заметить, что наличие указанной интернет-охлократии превращается в вопрос государственной безопасности. И власти Китая тысячу раз правы, ограничивая на своих форумах анонимность. Всякий, желающий своему государству благоденствия, призван противодействовать охлократии в любых ее проявлениях. Даже если безответственный треп толпы не разрушит вдруг государство, он заразит общество вредной болезнью безответственности и лицемерия.
Форумы, конечно, бывают разными. На одних употребляется инфернальная лексика; на других считается хорошим тоном говорить пошлости, на третьих принято лгать и клеветать. Такие сборища представляют опасность для государства и поэтому должны закрываться. На приличных форумах имеются люди, ответственные за порядок на них. Хамство не должно быть терпимо в доме христианина – не должно быть терпимо и на христианском форуме. К тому же «в чужой монастырь со своим уставом не ходят»: нужно спокойно принимать предлагаемые тем или иным ресурсом правила, а иначе – какой ты христианин?
Анонимность может существовать в виде исключения, в отдельных случаях, когда человеку, скажем, архиерею, неудобно выступать под своим именем в ходе живой дискуссии – дабы не подавлять оппонентов силой внешнего авторитета. Но людям, ответственным за порядок на форуме, настоящее имя должно быть известно и они должны ручаться за благонадежность человека, имя которого они сочли полезным скрыть. Если таковых веских причин нет, желание скрыть имя говорит об ущербности человека, о его приверженности к охлократии.
Считаю, что православные форумы должны отличаться открытостью. Пусть на них присутствует народ Божий, состоящий из личностей, наделенных именами, а не безответственная толпа, наделенная кличками и масками, из-за которых настоящего лица невозможно разглядеть. О таких безответственных и лукавых людях говорил апостол Иуда, брат Господень: «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, - так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти... Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, безплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки» (Иуд. 1, 7-8, 12-13).
Чем же станут православные информационные ресурсы с их форумами – частью безответственной толпы, всегда являющейся инструментом политических манипуляций заинтересованных сил, или же соборным голосом народа Божия?
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии
11. Re: Православные форумы: инструмент соборности или охлократии?
10. Не надо оскорблять друг друга
9. борьба с анонимностью
8. PS
7. Re: Православные форумы: инструмент соборности или охлократии?
6. Re: Православные форумы: инструмент соборности или охлократии?
5. Re: Православные форумы: инструмент соборности или охлократии?
4. Re: Православные форумы: инструмент соборности или охлократии?
3. Кому-то можно, а кому-то - нет.
2. Ваше Преподобие, отец Сергий!