8 (20) марта 1892 г. преставился ко Господу архимандрит Владимiр (Рене Франсуа Гетте). Его жизненный подвиг и научные труды долгое время были преданы забвению. Только в 2007 году издательство «Фонд ИВ» (составитель серии М.Б.Смолин) после более, чем векового перерыва выпустило его книгу «Папство как причина разделения церквей, или Рим в своих сношениях с Восточной Церковью» (Во французском оригинале название звучит: «La Papaute schismatiqe ou Rome dans ses rapports avec I’Eglise orientale» - т.е. присутствует понятие «схизматическое папство») тиражом всего в две тысячи экземпляров. А ведь этот труд в свое время получил высочайшую оценку со стороны святителя Московского Филарета (Дроздова). Последний лично ходатайствовал перед Святейшим Синодом, подкрепляя соответствующее решение конференции Московской Духовной Академии, о том, чтобы отцу Владимiру за него была присвоена степень доктора богословия.
Впоследствии архимандрит Владимiр вспоминал: «Этот диплом вполне вознаградил меня за оскорбительные преследования папских писак, которые, несмотря на все желание оскорбить меня, никогда не могли найти во всех моих многочисленных сочинениях ни одного действительного заблуждения. Они могли упрекнуть меня только в одном: я не преклонил головы перед безстыдными учениями ультрамонтан [Ультрамонтане (от итал. papa ultramontano – «папа из-за гор») выступали за жесткое подчинение национальных католических церквей папе Римскому, защищали светскую власть папы. – С. К.]. Признаюсь, они имели основание упрекать меня в этом; но я горжусь этим и считаю себя счастливым, что еще до вступления в досточтимую Православную Церковь, я мог так ясно открыть истину в отношении ко многим вопросам, которые были извращены папством».
Рене Франсуа Гетте родился в 1816 г. во французском городе Блуа в небогатой семье. После кончины матери в 1832 г. он был отдан в малую семинарию Блуа, где учился 4 года, а затем закончил трехгодичный курс и в большой семинарии, занимаясь богословием и философией. Здесь молодой человек проявил склонность к научным исследованиям. По окончании семинарии в 1839 г. он был рукоположен во священника, и несколько лет служил на бедных приходах Блуаской епархии. Под влиянием своего покровителя викария, позднее епископа, Фабра, начал в 1847 году издание многотомного труда «История Французской Церкви» (1847-1857 гг.). Эта работа заставила Гетте размышлять над вопросом: как православная в древности Галлия, затем Франция, стала папской, и, следовательно, - о природе папства.
После Февральской 1848 г. революции, Гетте перебрался в Париж, где стал преподавать в школе классические языки. Потом служил капелланом в госпитале. В 1852 г. Римской Конгрегацией Индекса 7-й том его «Истории» был внесен в индекс, т.е. в число отверженных, анафематствуемых книг. Ему было запрещено совершать богослужения в пределах Парижской епархии. После этого Гетте стал жестче позиционировать себя против папства и вступил с ним в полемику на страницах своего журнала «Католический обозреватель».
Здесь он доказывал, что папство есть новшество, которого до IX века Вселенская Церковь не знала. Гетте познакомился с имевшим служение в Париже протоиереем Иосифом Васильевым, который свидетельствовал о глубоко православном образе мыслей француза. В 1862 г. приехавшим в Париж ради освящения храма епископом Ревельским Леонтием (Лебединским, впоследствии митрополитом Московским) он был присоединен к Православной Церкви в сане священника, а впоследствии принял монашеский постриг. Об этом ответственном шаге о. Владимiр впоследствии вспоминал: «Мои враги были смущены, узнавши, что я перешел в православие. Они начали кричать, что я сделался схизматиком, вступив с Церковь схизматическую. Я ответил им сочинением под заглавием «La Papaute Schismatique». Сочинение это привело в ярость моих врагов. Я получил массу анонимных писем, в которых меня оскорбляли самым безпощадным образом. Вместо того, чтобы отвечать мне, меня называли ужасным схизматиком и говорили мне, что моя рука должна была дрожать при написании даже одного заглавия столь страшного сочинения. Но моя рука не дрожала нисколько, потому что в душе и по совести я был глубоко убежден в том, что самый ужасный схизматик есть папа».
Разумеется, новое сочинение о. Владимiра было вслед за 7-м томом его «Истории» зачислено в индекс. Он дал этой реакции следующую оценку: «Вместо всякой полемики со священной Конгрегацией Индекса, я поблагодарил ее за честь, которой она удостоила меня. Но в тот самый день, когда я узнал из газет о зачислении в индекс моего сочинения, я получил чрезвычайно похвальное письмо от его Святейшества Вселенского Константинопольского Патриарха. Этот досточтимый епископ считается первым патриархом Церкви с тех пор, как римский епископ, своим расколом и ересью, потерял права, дарованные ему первыми Вселенскими Соборами. Если бы я нуждался в утешении по поводу осуждения индексом, то был бы утешен, даже с избытком, похвалами первого епископа Церкви. Таким образом, я вступил в Православную Церковь при счастливых обстоятельствах».
Наделавшая в Европе столько шума книга о. Владимiра Гетте представляет собою историческое исследование, основывающееся на первоисточниках. Здесь он рассматривает институт римских первосвященников, начиная с I века, и доказывает, что папство в современном виде есть явление новое в истории Вселенской Церкви и, собственно, оформляется папой Адрианом I – в конце VIII века, при котором, как автор доказывает с помощью исторических документов, в Риме были составлены пресловутые Лжеисидоровы декреталии.
Книга о. Владимiра столь глубока по содержанию и столь обильна фактическим материалом, что заслуживает неоднократного прочтения и должна быть в числе настольных книг православного христианина. Она дает отчетливое понимание разницы устройства церковной жизни в православии и папстве, что особенно важно в наше время, когда принципы папства постепенно внедряются в православное сознание. Небольшой пример их действия: если предстоятеля Церкви начинают, с подачи малограмотных журналистов, именовать главою Церкви (вместо Христа), – это воздействие папства.
Прекрасно дух православной соборности представлен о. Владимiром в пространных цитатах из сочинений святителя Григория Великого (Двоеслова), папы Римского: «...говорю без малейшего колебания, кто называется вселенским епископом, или желает так называться, тот по своей гордости есть предшественник антихриста, ибо таким образом он заявляет притязание возвыситься превыше других. Заблуждение, в которое он впадает, проистекает из гордости, равной гордости антихристовой; ибо как этот злодей будет домогаться возвышения над всеми людьми и быть как Богом, так и тот, кто желает называться единым епископом, возвышает себя над остальными». Архимандрит Владимiр комментирует: «Наши современные нововводители знают ли, что святой папа Григорий Великий признает подобное учение диавольским и что он наперед назвал антихристом папу, облеченного в мнимое вселенское епископство?»
Переводчик трактата на русский язык так характеризует его основные положения: «1) папство по праву божественному появилось лишь в IX веке и только с этого времени папы задумали наложить на Церковь Божию иго, которого она не знала в течение первых восьми веков; 2) эти непомерные папские притязания всегда вызывали со стороны Восточной Церкви законный протест и живейшее сопротивление; 3) именно этим путем папы сделались первою причиною разделения церквей; 4) затем папы намеренно утвердили и увековечили это разделение своими нововведениями и в особенности возведением в догмат своего незаконного главенства; 5) наконец, этими притязаниями на главенство и своим высокомерием они произвели действительную схизму, образовав церковь папистическую даже в недрах Церкви Восточной, и поставив таким образом, жертвенник против жертвенника, епископство незаконное против епископства апостольского».
Архимандрит Владимiр зачастую высказывается резко, за что многие его укоряли. Многих его тон просто выводил из себя. По этому поводу он писал: «Быть может, удивятся, что мы касаемся подобного предмета с такою откровенностью. Мы ответим, что в эпоху, когда мы живем, надобно говорить открыто, без затаенных мыслей. Мы не понимаем сдержанности в отношении к заблуждению. Будучи снисходительными и благорасположенными к людям, которые обманываются, мы думаем, что повинуемся одному лишь истинному чувству любви, когда строго преследуем самое заблуждение, в которое они впадают. «Говорить истину – это самое лучшее доказательство любви к людям» (из письма патриарха Фотия папе Николаю)».
Впоследствии архимандрит Владимiр (Гетте) совместно с протоиереем Иосифом Васильевым издавал в Париже полемический журнал на французском языке. Печатался он и в русском журнале «Вера и разум». В 1889 г. году на французском языке вышли его «Воспоминания римо-католического священника, ставшего священником православным» объемом в почти пятьсот страниц (на русский язык эта книга, кажется, до сих пор не переведена). В последние годы жизни архимандрит Владимiр работал над сочинением «История Христианской Церкви от Рождества Христова до наших дней», которое было напечатано в С.-Петербурге в трех томах и осталось назаконченным. В 1875 г. о. Владимiр принял русское подданство. В 80-х годах он вступает в полемику с философом В.С.Соловьевым, который носился тогда, подстрекаемый иезуитами, с идеей «соединения» Православной Церкви и папской. В последние годы жизни о. Владимiр служил в Люксембурге, здесь он и преставился. Согласно завещанию, его должны были похоронить в России, но эта воля не была исполнена – он покоится в Париже, на Батиньольском кладбище. Однако душой он с Россией. Наш долг сейчас – тщательно исследовать его творчество и молиться о нем, ибо молитва – ключ к уразумению отеческих писаний и единственный совершенный путь к единению во Христе почивших и пока еще пребывающих на этой грешной земле.
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии
1. Re: Мужественный борец против Римской схизмы