В первый день своего выступления – в среду 14 марта Шешель заявил, что гаагский трибунал нелегитимен. Однако до последней минуты было неизвестно, появится ли Шешель в зале судебных заседаний, т.к. 9 марта вживленный ему электрокардиостимулятор дал сбой, по некоторым сведениям, едва не стоивший ему жизни.
Обвинение против Шешеля было выдвинуто в январе 2003 года, судебный процесс начался в ноябре 2007 года. В марте этого года прокуратура потребовала для него 28-милетнего заключения, объявив виновным по всем восьми пунктам уголовного дела, в котором он обвиняется в военных преступлениях, якобы совершенных в Хорватии, Боснии и Герцеговине и автономном сербском крае Воеводина. Сам Шешель заявил, что никаких доказательств его вины обвинение не предоставило.
Лидер СРП оспорил утверждения из заключительного слова прокуратуры о том, что добровольцы СРП «были печально известны своей жестокостью и преступлениями». Он подчеркнул, что до настоящего момента не установлено ни одного преступления, которое на основании доказательств можно приписать какому-либо добровольцу СРП.
По словам Шешеля, известный страх в отношении добровольцев СРП и четников основывается на предрассудках, которые в течение десятилетий насаждали югославские коммунисты в связи с ролью четников во Второй мировой войне: «Четники не были экстремистами. Экстремистами были коммунисты. К сожалению, коммунистические экстремисты по воле великих держав захватили власть, убив двести тысяч человек. Здесь с ними могут померяться только усташи – они убили в пять раз больше».
Второй день выступления с последним словом Шешель завершил обвинениями трибунала в том, что тот является инструментом и силой мрачной политики, подлой и вероломной задачей которой является нанесение как можно большего вреда сербскому народу, а в его случае - устранение с политической сцены любой ценой. По его словам, трибунал является подлинным инструментом глобализма, как нового мирового порядка, проявившего свою тоталитарную природу непосредственно на процессах гаагского судилища: «Методология, которую вы используете, известна по временам Гитлера и Сталина, вы только усовершенствовали ее. Гитлер и Сталин были честнее, чем американцы и другие глобалисты».
Как отметил 15 марта журналист белградских «Вечерних новостей», присутствующий на процессе, лидер СРП, «которого до недавних пор переводчики часто прерывали, так как не успевали за ним, а судьи безуспешно пытались его утихомирить, так как его голос был громче голосов переводчиков, все с большим трудом справляется со своей защитой из-за очевидной болезни»: «Он не только говорил медленнее и делал, непривычные для него паузы между предложениями, но и сам просил у судей несколько раз сделать перерыв».
В интервью белградским «Вечерним новостям» 16 марта сербский министр здравоохранения Зоран Станкович сообщил, что «вживление кардиостимулятора, т.е. операция, которой недавно подвергся Шешель, является агрессивным методом восстановления функции работы сердца. С людьми, подвергшимися этой операции, тем более с Шешелем, который вот уже девять лет находится в тюрьме, нужно обходиться очень осторожно. Но я не вижу, чтобы на это кто-то обращал внимание». По мнению министра, жизнь Шешеля находится под угрозой. Станкович указал, что сам тот факт, что накануне своего выступления Шешель снова оказался в больнице, требовал того, чтобы были проверены его психофизические способности произнести заключительное слово. Кроме того, на работу кардиостимулятора могут повлиять многочисленные приборы, находящиеся в зале суда.
Эксперты считают, что Шешелю вынесут обвинительный приговор. Так, сербский публицист Любиша Спасоевич с горькой иронией написал: «Ошибаются те, кто говорит, что сербские власти выполняют указания международного сообщества. Между тем, есть одно указание этих властей, которое международное сообщество исполнило. Указание Зорана Джинджича было следующим: «Заберите Шешеля, и не возвращайте». Указание бывшего премьера было моментально исполнено, международное сообщество исполняет его и по сей день, и будет это делать до конца, до конца Шешеля».
По мнению Спасоевича, уже сейчас ясно, какое решение суда будет принято. И это будет явно не освобождение: «Конечно, обвиняемый имеет право на обжалование. Но такое же право имеет и прокуратура. А это значит, что Шешель пробудет в тюрьме еще известное время, что при соответствующем «врачебном уходе» обеспечит то, что он живым из заключения не выйдет. Его убьют, как убили Милошевича, как убивали при бомбежках Югославии пассажиров поезда, людей на мостах, детей, как нас убивают обедненным ураном. Хладнокровно, целенаправленно, расчетливо, без угрызений совести, в соответствии с уже по всему миру доказанными юридическими и гуманитарными стандартами международного сообщества. Убийство Шешеля будет триумфом этих стандартов. Осуществление международного права в отношении сербов и Сербии будет отмечено еще одной похоронной процессией».
В интервью радиостанции «Голос России» 16 марта историк, публицист и глава неправительственной организации «Исторический проект Сребреница» Стефан Карганович заявил: «Я думаю, что структуры, контролирующие МТБЮ, по понятным политическим причинам не хотят, чтобы Шешель возвращался в Сербию. Это оживило бы его партию и консолидировало патриотические силы в стране. Очевидно, что процесс Шешеля развалился, у обвинения нет аргументов и доказательств, но это не остановит коррумпированный политический суд. Скорее всего, лидер сербских радикалов получит очень большой срок».
В комментарии «Голоса России» говорится: «Но вот дойдет ли дело до оглашения срока? Здоровье Шешеля, изрядно подорванное в МТБЮ, куда он добровольно сдался в 2003 году, чуть не помешало политику выступить с заключительной речью. Шешелю была сделана операция, поскольку кардиостимулятор, поставленный ему в январе, оказался с дефектом. Этот факт уже вызвал сомнения у экспертов, в том числе и у Стефана Каргановича, который отмечает, что в западных странах исправность медицинского оборудования находится под строгим контролем, поэтому очень странно, что проблемы с аппаратом начались как раз тогда, когда Шешелю нужно было быть в самой лучшей форме». Кстати, специалистами уже давно проведены эксперименты по получению доступа к кардиостимулятору, позволяющие запрограммировать его как угодно.
То, что гаагское судилище решило окончательно добить Воислава Шешеля, подтвердилось 18 марта. Гаагское судилище объявило, что сегодня состоится так называемая статусная конференция по делу о неуважения им суда. На конференции он обязан присутствовать. То есть, в тот момент, когда обвиняемый должен готовиться к продолжению произнесения последнего слова, его заставляют участвовать в новом процессе, невзирая на его плохое состояние здоровья. Сербская радикальная партия назвала произошедшее «бесстыдной наглостью» гаагского судилища, которая усугубляется тем, что Шешель даже не может опротестовать решение о проведении статусной конференции.
Так что, по всей видимости, выхода на свободу Воислава Шешеля в обозримом будущем ожидать не приходится. Белый Нельсон Мандела международному сообществу не нужен.
Михаил Ямбаев, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института Славяноведения РАН
2. Слава Шешелю
1. Re: Гаагское судилище целенаправленно добивает Воислава Шешеля