Кресту Твоему поклоняемся, Владыко,
И святое Воскресение Твое славим.
Святой пост приблизился к середине. Немало пройдено, однако самая тяжелая часть пути впереди. В такой момент в душу легко входит печаль и какое-то недовольство от переживаемых скорбей и немощей. Чтобы пресечь в корне поползновения нашего малодушия, Святая Церковь выставляет для поклонения образ животворящего Креста Господня. Святая Церковь поступает в этом случае как мудрый полководец, который в самой напряженной обстановке вдруг выстраивает своих изнемогающих воинов под осеняющими их победными знаменами и тем самым возвращает им поколебавшееся было мужество. Победное знамя Церкви есть животворящий Крест Христов, ибо с его помощью одержана самая блистательная победа, именно, над державою смерти. И если воспоминание славных побед смертных царей и полководцев способно вселить мужество даже в робкие души, тем более воспоминание единственной, но настолько превосходящей все славнейшие победы смертных, вместе взятые, насколько небо выше земли, способно исполнить сердце христианина мужеством и живейшей готовностью продолжать подвиг. Тем более, что мы не только вспоминаем великую победу, но и лобызаем ее образ, исполненный благодати.
Святая Церковь воспевает: «Крест - хранитель всея вселенныя, Крест - красота Церкве, Крест - царей держава, Крест - верных утверждение, Крест - ангелов слава и демонов язва». Но как случилось столь дивное преображение? Мы говорим: как случилось, что символ самого страшного позора стал вершиной божественной славы? Ведь до светлого Воскресения Христова крест был ужасом для людей. На нем казнили беглых рабов и самых закоренелых, ставших язвою общества, преступников. А Моисей в своем законе пишет: «Проклят всяк висящий на древе» (Второзак. 21, 23). Не было под солнцем ничего более отвратительного и проклятого, чем крест. Он был бездною отчаяния и торжеством ада над бедным человечеством. Демоны радовались, видя безчеловечную злобу людей по отношению к ближним, когда они распинали подобных себе. В силу своей испорченной природы демоны наслаждались предсмертными муками распинаемых.
Именно поэтому воплотившийся Сын Божий избрал крестную смерть. Он знал, что все болезни ада обрушатся на Него ( Пс. 17, 6; Пс. 21), что ад истощит всю свою злобу, борясь против Его непобедимой любви. Он приманил мiродержителя тьмы века сего диавола ко Кресту, точно в западню и пригвоздил его к Древу - как Моисей медного змея в пустыне, чем и навел на диавола проклятие.
Апостол Павел учит: «первый человек из земли. Второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и Каков небесный, таковы и небесные» (1 Кор. 15, 47-48). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Первый Адам, вкусив от древа познания добра и зла, унаследовал смерть и сообщил смертность всему человеческому роду. Через отпадение Адама от Бога, над ним по праву победителя получил власть диавол. Душа человека, разлучившись с телом, становилась добычей ада. И Господь отдает Себя в пищу аду: совершает жертвоприношение и искупление. Приносит в жертву Самого Себя как Человека и искупает первозданного Адама от проклятия. Ад держал первого Адама в своей пасти. Узрев второго Адама, Господа с неба, покусился поглотить и Его. Раскрыл свою пасть, и первый Адам вышел на волю, Второй же Адам осветил светом Своего Божества преисподнюю, и ад низвергся. Господь выкупил нас из диавольского рабства и призвал свободных в Свое вечное Царство (1 Петр. 1, 17-19). Первый Адам ослабел в своем подвиге и не принес Создателю сердца сокрушенного и духа смиренного. Второй Адам приносит в жертву Свою Кровь Нового Завета, а через нее - все обновленное человеческое естество, чтобы новозаветное человечество в совершенстве служило Богу, поклоняясь Ему духом и истиною.
Господь совершил жертвоприношение взамен безчисленных жертв, которыми человечество чествовало силы ада. А Крест явился жертвенником. Окропившись божественной Кровью, он сам стал источником освящения.
Апостол Павел говорит: слово крестное для погибающих есть безумие, а для спасаемых - сила Божия (1 Кор. 1, 18). Кто же такие погибающие? Это те, кто не веруют, что на Кресте Христос победил ад и смерть. Эти погибающие люди с каменным сердцем и умом, изобретательным только на злое, пригвождая Господа к Древу, не могли уразуметь древнего пророчества Исаии: «ранами Его мы исцелились» ( Ис. 53, 5). Погибающие, проходя мимо Креста, кричали: «да снидет ныне со Креста, и уверуем в Него» (Мф. 27, 42), изобличая свое крайнее невежество, свою крайнюю приверженность только к земной жизни и ее удовольствиям, свое крайнее безбожие. Погибающие и сейчас, взирая на образ Животворящего Креста Господня, видят только страдавшего на Кресте и испустившего дух Человека, видят только образ смерти и не более того. Потому они и погибающие, что не видят очами веры за страданиями и смертью Богочеловека Его победы над смертью. Погибающие не веруют в Божество Иисуса Христа, и в этом основание их погибели. Как для безбожных евреев достаточно было одного утверждения Христа на вопрос Каиафы: «Ты ли Христос, Сын Благословенного», чтобы присудить Его к смерти, самим же унаследовать вечное проклятие, так для погибающих всех времен достаточно неверия в Божество Христа, чтобы наследовать с распявшими одну участь.
Если бы распятый Христос был всего лишь человек, его страдания и смерть на Кресте не принесли бы в мир ничего нового. Это была бы очередная жертва человеческих, а наипаче демонических, злобы и зависти. Но если, напротив, страдал Богочеловек Своей человеческой природой, Его божественная Природа не могла не стать Победительницей смерти, потому что с Богом смерть несовместима - это две крайние противоположности. Безбожные евреи, видя страдавшее на Кресте Тело, не видели побеждавшего на том же Кресте Бога. А Богоматерь очами веры видела, что орудие смерти наносит смертельный удар самой же смерти, преображаясь в символ жизни. Богоматерь очами веры видела, как Кровь Ее возлюбленного Сына, из Ее же утробы восприятая, не только поглощается прахом земным, но и омывает древний грех праотца Адама, видела очами веры ликующую Еву, потому что, наконец, совершилось древнее обетование: Семя жены стерло главу змия, пригвоздив его к Своему Кресту. Станем же вместе с Богоматерью очами веры видеть в образе животворящего Креста всерадостное знамя победы, которого трепещут силы ада.
Сегодня мы говорим и о другом кресте, о котором читалось в сегодняшнем Евангелии на литургии: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Эти слова были сказаны до крестного подвига Спасителя, т.е. в то время, когда еще не открылась слава Креста, когда крестоношение было связано только с позором. В те времена не было ругательства более гнусного, чем «крестоносец», потому что кресты несли на себе осужденные на казнь через распятие. Эта ужасная казнь была воспринята римлянами у пунийцев, жителей Карфагена, потомков Ханаана. Пунийские солдаты считали обыкновенным делом распять своего полководца после его поражения. И когда тот мучительно, на протяжении часов, медленно умирал, они над ним издевались, тем самым выводя стихию зла из преисподней на землю. Из римлян первым эту казнь применил победитель Карфагена Публий Корнелий Сципион. Когда, согласно заключенным условиям мира, пунийцы выдали ему римских предателей, Сципион сказал им: вы предпочли Карфаген Риму - умрите же по-карфагенски, а не по-римски. И предатели были распяты. Впоследствии карфагенская казнь укоренилась у римлян, причину этого указывает их же поговорка: «Худая трава быстро растет».
Всякому христианину предначертана в этой жизни борьба против диавола и его служителей. Указанная борьба в общих чертах напоминает крестный подвиг Спасителя. Об этом говорит апостол Павел: «все благочестно жити хотящии гонимы будут». Все святые испытали и продолжают испытывать клевету и поношения. Это и есть крест. И по мере преуспевания христианина в духовной жизни, он становится непобедимым оружием, потому что диаволу просто нечего противопоставить силе христианского мужества, основанного на страхе Божием.
Неудивительно, что сатана и его служители ненавидят Крест. Все мы знаем о поступках богоборцев в России после февраля 1917 г. - о низвержение крестов с храмов Божиих, башен Московского Кремля (с последующей их заменой на кровавые пентаграммы); о запретах носить нательный крест. Кто считает, будто все это в прошлом, сильно заблуждается. Неужели злоба сатаны уменьшилась за последние сто лет? Скорее, она только возросла. Теперь Крест гонят в тех странах, которые нам в последнюю четверть века представляли как идеал, на которые призывали равняться - в Евросоюзе и Соединенных Штатах. Так в Британии всего несколько дней назад был принят закон, запрещающий носит нательный крест на работе (если он виден). Некоторых граждан Соединенного Королевства уже выгнали с работы за отказ снять крест. И все это происходит на фоне все усиливающейся пропаганды половых извращений. В наши дни Европу начинает поглощать сатанизм.
Пусть же Россия в эти дни все громче прославляет Крест Христов. Дай Господи, чтобы он воздвигся во главе нашего государственного здания. Пусть Крест осенит, как древле, сердце нашей Родины, воздвигшись над башнями Московского Кремля. Пусть Россия станет спасительным маяком для народов Земли в ярящемся всемiрном океане безбожия!
В Евангелии Крест назван знамением Сына Человеческого. Естественно будет ему явиться в день Страшного Суда. Увидев его на широте неба, те, которые принимали слово крестное как безумие, смятутся, а те, которые почитали Крест силой Божией, воспрянут уже изнемогшие от великих искушений и скорбей антихристова времени, потому что Крест для них - то же, что победа.
Крест Христов сейчас - райское древо жизни, поэтому радуйтесь, когда он предлагается Церковью для поклонения. Очами веры вместе с Богоматерью видьте в нем копье, которым Христос пронзил ненасытное адово чрево, видьте в нем меч, которым Христос сокрушил адские темницы, которым силен сокрушить и наши грехи, наконец, видьте в нем лестницу, возводящую от земли на небо. Лобзайте же его с верою в Победителя ада и смерти Господа Иисуса Христа Сына Божия.
Прикоснувшись к святыне Креста, противостанем всеобщему потоку беззакония, потрудимся ради Господа в святые дни поста, исповедуем грехи свои, соединимся со Христом во святом причастии Его Тела и Крови, чтобы стать общниками божественной благодати, чтобы со святыми ангелами прославлять всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии
2. Re: Поучение в Неделю Крестопоклонную
1. Re: Поучение в Неделю Крестопоклонную