Неделю назад мы совершали чинопоследование Торжества Православия. Громогласно звучало исповедание нашей святейшей веры; мы ублажали защитников истины прошедших веков: благоверных царей и патриархов, священников и предводителей христолюбивого воинства, иноков и мiрян. Предавали анафеме ереси и их поборников. Мы говорили о страшном вреде ереси, искажающей богооткровенное учение. Как презрение учрежденных Богом законов материального мiра свидетельствует о скудоумии и ведет к бедствиям, так презрение к законам духовной жизни ведет, по образному выражению апостола Павла, к кораблекрушению в вере. Святитель Афанасий Великий в IV веке учил: «Кто не содержит правой веры, без всякого сомнения, навеки погибнет».
Мы чествуем память великого поборника Православия святителя Григория Паламы. Его подвиги пришлись на XIV век, на начало эпохи так называемого Возрождения в Западной Европе. В области материальной культуры и светской науки успехи, несомненно, были; в области же духовной наблюдалось самое настоящее вырождение. Явившееся в прежние века охлаждение к Богу стало постепенно переходить в прямое отступничество. Люди стали удаляться от Господа, как лукавые рабы, трудившиеся только напоказ.
Когда в древности Израильтяне охладевали к своему Богу, то, не терпя в своей душе пустоты, тут же начинали служить языческим идолам, приносить жертвы перед изваяниями и выставлять эту мерзость даже в храме Божием. В новейшие времена людей не прельщают языческие изваяния, но, удаляясь от Бога, они также воздвигают идолов в своей душе, начинают служить удалившимся от Бога науке, искусству, прогрессу, демократии и прочим кумирам современности.
В XIV веке Италия встала во главе общеевропейского отступничества – что закономерно, ибо именно в этой стране с конца VIII века воздвигся трон того, кто стал вместо Бога, - папы. Отсюда, из Калабрийской области, прибыл в Константинополь, считавшийся православным, игумен Варлаам, проповедник новой ереси, против которой и воспламенился святитель Григорий. Имея за своими плечами курс пройденных им в папской школе наук, Варлаам, надмеваясь, по слову апостола Павла, «плотским умом», дерзнул вторгнуться в область, к которой человек должен приближаться с великим страхом и трепетом. Он взялся рассуждать о сущности божественной благодати, сущности Фаворского света, утверждая, будто бы это – явление тварной, а не божественной, природы.
Из св. Евангелия мы знаем: на горе Преображения вид Господа изменился так, что лицо Его просияло точно солнце, а ризы сделались белыми как свет. Знаем из слов Господа, что праведники в царстве Божием «воссияют как солнце» (Мф. 13, 43). Знаем, что Бог «обитает в неприступном свете» и что «никто из человеков» Бога в Его существе «не видел и видеть не может» (1 Тим. 6, 16). Но как солнце постоянно излучает из себя свет, и это действие является неотъемлемым его свойством, так Бог являет Себя в мiре и в человеке особыми действованиями, или божественными энергиями. Об этом учил, основываясь на церковном Предании, святитель Григорий Палама.
Нам божественные энергии более известны под именем благодати. Своей благодатью Бог, во Святой Троице славимый, содержит мир с равной степенью попечительности в любой точке пространства, почему на православной иконе «Господь Вседержитель» Христос изображен со вселенною в деснице. Таким образом, весь космос находится перед Ним как на ладони. Благодать Божия невидимыми лучами пронизывает весь мiр изнутри, не смешиваясь с ним, почему св. апостол и восклицает: «…все обнажено перед Ним, и нет твари, могущей утаиться от Него». Святой псалмопевец, прославляя величие Божие, так говорит: «отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс. 103). Господь силен во мгновение ока изменить весь мiр. Потому отнюдь не пустословие наши постоянные молитвы о мире и состоянии всего мiра, о Церкви, о властях, о благорастворении воздухов и т.д.
Как ни велик космос, однако, он по своему достоинству в сравнении с человеком – ничто. Господь создал мiр повелением, а для спасения человека Сам стал человеком и пролил кровь на Кресте. Потому святитель Иоанн Златоуст учит, что весь космос с его мириадами звезд имеет меньшую ценность, чем одна искупленная кровью Христовою душа человеческая. Бог создал человека, чтобы обитать в нем как в храме. Стать таким храмом Божества есть цель человека. Апостол Павел говорит: «разве не знаете, что вы – храм Божий?». Апостол Петр учит, что христиане – «причастники Божеского естества» (2 Пет. 1, 4). Апостол Иоанн Богослов приводит слова Христа на Тайной Вечере: «придем к нему (т.е. к человеку, возлюбившему Бога) и обитель у него сотворим».
Если признать Фаворский свет и другие проявления Божества в видимом мiре, прежде же всего в человеке, не божественной природы, как это делал названный Варлаам, Божество окажется изгнанным из мiра и заключенным в Своей неотмiрной Сущности. Тогда все свидетельства Св. Писания о вселении Бога в человека оказываются безсмыслицей, весь благодатный опыт богоносных мужей Ветхого и Нового Завета, в которых действовала сила Божия – ложью. Когда свт. Григорий, а имя его, в переводе с греческого, означает «Бодрствующий» услышал Варламовы хулы на Духа Святаго, не мог смолчать, потому что сам знал из личного опыта духовной жизни, что такое благодатное присутствие Бога в человеке.
Святитель сказал не так уж много нового, однако это его не умаляет, а напротив – возвышает, ибо он остался верен многовековому Преданию Вселенской Церкви. Новым была известная систематизация того, что всегда утверждалось богоносными отцами. В любые времена мало только иметь у себя под руками оружие мысли. Важно уметь им пользоваться, что и предпринял святитель Божий.
***
Он происходил из благочестивого и благородного семейства, был рожден и воспитан в Константинополе. Рано потеряв отца, сам стал вместо отца для своих младших братьев и сестер. С детства Григорий преуспевал как в благочестии, так и в познании духовных и светских наук. К 20-летнему возрасту в его душе созрело желание посвятить себя Богу. Когда он открыл его матери, та была весьма обрадована таковому устремлению старшего из своих детей. Собрался семейный совет, на котором было решено всем оставить мiр, чтобы без развлечения служить Богу. Раздав все имение нуждающимся, Григорий с младшими братьями отправился на святую гору Афон, а мать с дочерьми поступила в один из женских монастырей Константинополя.
На Святой горе Григорий разлучился с братьями и поступил в послушание к опытному старцу Никодиму. Под его руководством он немало лет подвизался в посте и молитве, наипаче же в послушании, смирении и нелицемерной любви. И вселилась в него обильно благодать Духа Святого для утверждения Церкви в Православии.
В Житии святого Григория описано благодатное видение, которого он сподобился, будучи на Афоне. «Однажды, во время богомысленного подвига, пред ним явился светоносный и благолепный муж, в котором он узнал святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Ласково взирая на Григория, апостол спросил его: «Почему, взывая к Богу, ты всякий раз только повторяешь: просвети тьму мою, просвети тьму мою»? Григорий отвечал: «Чего же другого должен я просить кроме этого, - да просвещусь, как творить Его святую волю»? Тогда святой евангелист сказал: «По воле Владычицы всех, Богородицы, с этой поры я буду с тобой неотступно».
После кончины старца Никодима Григорий поступил в число братии лавры Афанасия Афонского. Пробыв здесь несколько лет, он ее оставил ради пустынного безмолвия, потому что тяготился людской славой. Он ушел в скит под названием Глоссия, отдав себя в послушание старцу Григорию. Благоговейный монах желал закончить свою жизнь в пустынном безмолвии, но промысел Божий вел его к иному служению. Из-за нападений разбойных отрядов турок иноки, жившие в скитах, вынуждены были оставить Святую Гору. Григорий Палама с некоторыми другими удалился в Фессалонику. Отсюда святой Григорий думал отправиться морем в Иерусалим. Но прежде, чем предпринять это путешествие, стал усердно молиться, чтобы узнать, согласно ли его желание с волей Божией. После этого ему явился великомученик Димитрий и приказал оставаться в Фессалонике. Здесь Григорий принял священный сан, однако тотчас удалился из города в Веррский скит для молитвенного подвига. И Господь увенчал его благодатными дарами. Он получил власть исцелять неизлечимых больных, изгонял бесов. Григория называли богоносцем и пророком, а ведь ему шел тогда только четвертый десяток лет. Однако из скита близ Фессалоники иноки вынуждены были уйти по причине частых набегов албанцев. Григорий вновь появляется в лавре святого Афанасия Афонского. Здесь он сподобился посещения Царицы Небесной, после которого, как потом сам о себе свидетельствовал, всегда, где бы ни находился, ощущал на себе особенное божественное попечение.
Будучи в лавре святого Афанасия, Григорий однажды впал в легкую дремоту. Как повествует Житие, «ему представилось, что в руках его – сосуд чистого молока, переполненный настолько, что оно переливалось через край; затем молоко это приняло вид виноградного вина, которое, переливаясь чрез край сосуда, омочило его руки и одежду, распространяя кругом дивное благоухание. Ощущая его, Григорий исполнился святой радости. И явился ему светозарный юноша, и сказал: «Почему ты не передаешь этого чудного пития, оставляемого тобою без достодолжного внимания? Ведь это – неиссякающий никогда дар Божий». «Но кому же передавать сие питие, когда нет нуждающихся в нем»? – спросил святой Григорий. «Хотя в настоящее время действительно нет жаждущих сего пития, - возразил юноша, - но ты, все-таки, исполняя долг свой, должен не пренебрегать даром Божиим, в надлежащем пользовании коим Владыка потребует от тебя отчета».
При сих словах дивное видение окончилось. Святой Григорий истолковал его в том смысле, что молоко означало дар слова обыкновенный, понятный для сердец простых, ищущих духовного наставления, а превращение молока в вино означало, что со временем от него Вышняя Воля потребует более глубокого наставления в истинах веры Христовой.» Вскоре после этого видения Григорий был избран игуменом Есфигменского монастыря на Афоне.
***
И вот этот богоносный муж слышит горделивые речи игумена Варлаама, которые стали раздаваться как в Царствующем граде, так и на святой горе Афонской; слышит, что ему внимают архиереи и вельможи, тем самым обличая в себе самих оскудение благодати Божией и суетность своего ума. Угроза для Православия была немалой. Пройдет век с небольшим, как состоится печально известный так называемый Флорентийский собор. Царь, патриарх, большая часть архиереев, за исключением доблестного святителя Марка Эфесского, из-за мирских выгод станут вероотступниками, положат начало так называемой Униатской церкви, от которой в истории были одни бедствия. В XIV веке удалилась из Константинополя чудотворная икона Богородицы, известная ныне под именем Тихвинской. В глазах народа она поднялась на воздух и, несомая ангелами, направилась на север – в Великую Россию. В XIV веке отправился из Греции в Россию по делам один епископ, о чем повествуется в житии прп. Сергия Радонежского. Он не веровал в то, что «в этой варварской стране», задавленной татарским игом, может сиять великая благодать Божия. Названный епископ направился в обитель игумена Сергия, дабы увериться, как он считал, в лживости сведений и посмеяться над русским подвижником. Приближаясь к обители, епископ ослеп. Прозрел же, лишь исповедав грех гордости, по молитве преподобного.
В это тяжкое время оскудения в Греции благодати Божией святитель Григорий Палама дал ереси Варлаама, а в ее лице и всему новому западно-европейскому богословию, основанному на трудах Фомы Аквината, отпор и выразил в точных и ясных понятиях православное учение о Божественной благодати. Он оставил Вселенской Церкви оружие против новомодного западного богословия. Много раз устраивались прения и созывались в Константинополе соборы, на которых святитель Христов побеждал Варлаама. Встретились опыт благодатной жизни в Боге и отвлеченное теоретизирование, встретились истина и ложь, свет и тьма. Но «свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Свт. Григорий упас стадо Христово, а Варлаам бежал в Италию, где уже явно присоединился к папской ереси, ибо подобные явления всегда тяготеют друг к другу.
В Константинополе объявился последователь Варлаамова учения инок Акиндин. Увы, но и патриарх Иоанн VIII тогда заразился ересью. Он вызвал святого Григория на суд, осудил его, и святой четыре года провел в темнице. В то же самое время Акиндин был удостоен сана диакона.
Тогда благочестивая царица Анна, управлявшая государством после смерти своего супруга императора Андроника Палеолога, поспособствовала тому, чтобы впавший в ересь патриарх был низведен с кафедры. Лишь после этого святой Григорий был освобожден из заключения. Более того, по настоянию нового патриарха – Исидора – он был возведен в сан архиепископа Фессалоникийского. Однако не сразу святой Григорий был принят на свою кафедру. Клир и народ были предубеждены против святителя клеветой еретиков. В это время благочестивый сербский царь Стефан Душан, который в то время управлял и Болгарией, стал просить святого Григория, дабы он согласился стать митрополитом Болгарским. Но святитель отказался от этой чести. Избегая людской молвы, он поселился на маленьком островке Эгейского моря Лемносе. Отсюда его вызвала раскаявшаяся в своем жестокосердии фессалоникийская паства. Когда святитель ступил на солунский берег, то был встречен с необыкновенным торжеством. Клир исполнял, несмотря на неурочное время, пасхальные песнопения. Первая служба святителя сопровождалась явлениями силы Божией, что выразилось в исцелении неизлечимых больных.
Господь, готовя своему угоднику самый блистательный венец победы над диаволом, послал святому новые испытания. Вызванный в Константинополь на очередной собор, Григорий на пути попал в плен к туркам и был увезен в Азию. Здесь он ободрял томившихся в неволе христиан. Сам же за твердость в Православии неоднократно подвергался побоям. Вместе с тем, сами пленившие святителя турки оберегали его жизнь, т.к. надеялись получить за него богатый выкуп. После года неволи его выкупили сербы и возвратили Фессалоникийской церкви, где он и пребывал в последние три года жизни к великому утешению своей паствы.
Святитель Григорий заранее предсказал день своей кончины. Она последовала 14 ноября приблизительно 1360 года, ему исполнилось к этому времени 63 года. Накануне, в день своей памяти, Григорию явился святитель Иоанн Златоуст и, как говорил окружавшим его сам святитель Григорий, с радостным видом призывал его к себе. А когда душа отделилась от тела, лицо почившего святителя стало излучать свет настолько, что все помещение озарилось этим благодатным сиянием, чему свидетелем был целый город, ибо светолитие не прекращалось.
При погребении праведника растаяли всякие сомнения (если они у кого-то имелись) в святости Григория. Поэтому Константинопольский патриарх Феофил (сам отошедший к Богу в 1376 г.) тотчас составил святителю службу. В ней он именуется «богословия трубой», «огнедухновенными устами благодати», «честным Духа приятелищем», «столпом Церкви непоколебимым», «рекой премудрости», «светильником света», «мечом», сокрушившим «гордость Варлаамову и всякую силу еретическую». На Константинопольском соборе 1368 года, где была окончательно анафематствована Варлаамова ересь, святителю Григорию торжественно была провозглашена «вечная память».
Вселенская Церковь установила, помимо дня кончины, чествование святителя Григория Паламы во вторую неделю «светоносных постов». Через седмицу после Торжества Православия над всеми ересями, а это есть непоколебимое основание духовной жизни, мы, продвигаясь вперед, празднуем победу православного подвижнического учения над всеми противными ему лжеучениями.
И, встречая это торжество, мы ублажаем память великого подвижника последних веков - божественного Григория: «Радуйся, имже свет взыде; радуйся, несозданнаго Божества ангеле; радуйся, созданнаго и буияго воистину обличителю; радуйся, высоту невосходимую, божественное Естество, рекий; радуйся, глубину неудобь видимую, действо рекий; радуйся, яко славу Божию добре рекл еси; радуйся, яко мнения злодеев отрекл еси; радуйся, светильниче, показавый солнце; радуйся, чаше, пития божественнаго подательнице; радуйся, имже истина просиявает; радуйся, имже помрачися лжа. Радуйся, проповедниче благодати!»
Через неделю же мы будем прославлять Крест Господень, которым умерщвляются все греховные страсти, и, взирая на который, мы вооружаемся терпением для несения собственного креста.
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии
1. Проповедь иерея Сергия Карамышева