Век назад было очень модным учение об отделении Церкви от государства. Чтобы ему противостоять, священномученик ХХ века обратился к опыту священномученика века XVII-го. Он повторяет доводы идеологов 300-летней давности, обращенные к Патриарху: «Почто вмешиваешься в дела мiрския, а твое де дело за Церковью смотрети». Стоило нынешнему Патриарху – Кириллу – не пойти на поводу у тех же идеологов-разрушителей и поддержать определенного политика, как они повторили по сути своей те же самые слова. Они не хотят, чтобы Церковь, чтобы благодать Духа Святого, присутствовали в жизни общества и государства. Они, будучи в совершенной степени беззаконными, ненавидят свет и раздражаются, когда он бьет им в глаза напоминанием о вечном, немеркнущем Свете. Он мешает им делать темные дела – отсюда и столь яростная агрессия.
Отец Иоанн отвечает идеологам смуты: «Но архипастыри и пастыри знали хорошо, что скрывается и какой коварный умысел таится под этим фарисейским и мнимо-справедливым рассуждением. Они знали, что оно подобно печалованию Иуды о нищих. Они знали, что с падением Православия порушится русское царство, а с порушением русского царства порушится и православная вера в русских людях. Они знали, что обещаемое польско-литовско-еврейское владычество, с приобщением европейским началам жизни, зачатое в измене и предательстве; питавшееся низкою корыстью и презрением к своему родному, русскому; опутанное кровавым туманом убийств, грабежей, разбоев, заревом пожаров и ужасом погромов; поддержанное и приветствуемое «лихими людьми», чернью, голытьбою, грабителями и душегубами; уничтожившее на Руси порядок государственный и обратившее пред сим Русского Царя в «полуцаря» /конституционного монарха/, - все это ничего не принесет России, кроме конечной гибели.
Все это справедливо называл Гермоген «христианоборством», непостижимым «бесовским омрачением», которое толкало русских людей от одного заведомого обманщика к другому. «Бывшим православным христианам, а теперь, как и называть вас - не ведаю», - вот как обращался патриарх к тогдашним христианским изменникам».
Обозначив позицию великого святителя, отец Иоанн обращается к современности: «Ныне отродилась русская смута, и вновь заволокла русское небо. Опять видим какое-то повальное безумие, опять чары обмана, опять «бесовское омрачение», опять «христианоборство». Нынешние революционные прокламации разве не те же облыжные грамоты Болотникова: «побивайте бояр, отнимайте их достояние, убивайте богатых, делите их имение...»?... Нынешняя чернь разве не вошла во вкус безначалия и бунта? Нынешние верхи народа разве не увлеклись чужебесием и изменой всему церковному и русскому? Ныне разве не видим непонятной доверчивости ко всякому обману, явному, наглому и безстыдному?...»
Все это отец Иоанн говорил, стоя рядом с гробницей Патриарха, которая в 1812 году была осквернена западными варварами, наследниками мучителей и убийц Патриарха: его мощи, освидетельствованные в 1652 году как нетленные, были выброшены французами из гробницы. Такова ненависть бесов и одержимых ими людей к святому. Его слова, его жизненный подвиг и сейчас, через 400 лет, не менее для них страшны. Потому и слова отца Иоанна, сказанные более ста лет назад, в основных мыслях очень подходят к нашим дням: «Изменились формы смуты, сущность же ее осталась та же, а опасность едва ли не страшнее. Но исцеления надо ждать от того же испытанного, историею оправданного и Патриархом Гермогеном указанного пути. Верность Церкви, родному народу, Царю Самодержавному; религиозное и патриотическое одушевление; объединение и слияние всех честных русских людей, без различия званий и состояний, в одном патриотическом движении, - великий союз взаимной любви всех классов и сословий народа; борьба с иноземщиной, жадно простирающей руки к русскому достоянию; послания, грамоты, кличи и призывы по всей Руси, разоблачающие гнусное лицемерие и пустоту душ нынешних «освободителей» России и нынешнего революционного движения...
И слышится из дали веков мощный заповедный голос великого Гермогена – «побороться за веру православную и отечество русское»: «Стойте за веру неподвижно, а я за вас Бога молю».
Слышишь ли ты нас, адамант веры и патриотизма, несокрушимый столп русского национального чувства? Соболезнуешь ли горю русскому? Готов ли в помощь страдающей земной твоей отчизне? Молишь ли Бога о прощении грехов народа нашего, навлекшего на себя праведный гнев Его?
Благослови и воодушеви нас с высот небесных селений, вымоли прощение и милость Господа твоему страдающему отечеству, явись нам духовным вождем на пути к его спасению!
Русские православные люди! Время сотворити Господеви, яко разориша закон Его! Господь ополчается, Господь будет споборать нам в тяжкой борьбе с крамолой и смутой. Время сотворити Господеви, - и как в оные дни смуты, так и ныне под знаменем креста, в воодушевлении религиозной веры и преданности родной Церкви, в подвиге всенародного покаяния, всенародной молитвы, время нам объединиться, сплотиться крепким союзом любви в служении и защите веры, Церкви и русской народности.
«Пишите в Казань, пишите в Вологду, Рязань»... - так говорил Гермоген. Пишите, взывайте теперь и вы, при расширившейся державе Российской, и в Сибирь, и на Кавказ, и на дальний север, и на благодатный юг, и Малой, и Белой России, - пишите, взывайте ко всей Руси великой и зовите всех в союз объединенного русского народа.
Он растет, он ширится, он набирается сил, этот великий союз всероссийский, под знаменем религиозного и патриотического воодушевления. Да подаст ему Господь росу небесную свыше и от тука земного, да возложит Он руку Свою на хребет врагов его, - да воскреснет Бог и расточатся врази Его: яко тает воск от лица огня, яко исчезает дым, да исчезнут! Аминь».
Пусть эти слова были адресованы определенному политическому движению в определенное время. Это не мешает распространить их действие шире – на весь православный русский народ, живущий сейчас. Через святых людей к нам обращается Сам Господь, а глагол Божий имеет важное свойство – он не бывает празден. И если он не был в должной мере воспринят почвой христианских сердец век назад – так, чтобы они принесли ожидаемый плод, - как знать? – Возможно, теперь этот глагол будет воспринят.
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии