«Россия и революция»

Прозрения Ф.И.Тютчева и современность

Новости Москвы 
0
822
Время на чтение 8 минут

Волн неистовых прибоем
Безпрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой –
Но спокойный и надменный,
Дурью волн не обуян,
Неподвижный, неизменный,
Мiрозданью современный,
Ты стоишь, наш великан!
(Ф.И.Тютчев. «Море и утес»).

Над этой проблемой Ф.И.Тютчев размышлял во время революционных потрясений 1848 года, объявших всю Западную Европу, и разбившихся о неприступный тогда материк Российской Империи. Сам русский дипломат пребывал тогда в бушующем море идеологической и политической смуты. Это сообщило ему особую остроту восприятия – наблюдая вокруг себя бурю, он стремился разглядеть глубинные ее причины и предугадать последствия, которыми она была чревата. Он видел в современном мiре всего две мощных силы, всего два центра притяжения – Россию и революцию, и задумывался над вопросом: какая из этих сил и при каких условиях в конечном итоге победит. Да, мы можем сказать, что революция в 1917 г. все же победила Россию, наложив на нее свою железную пяту. И все же, как раньше изжив татарское иго, Россия восстала из пепла, так теперь, сокрушив в себе революционную стихию, она способна восстать неприступной для свирепых морских волн скалой, на вершине которой будет гореть маяк для всех утопающих в море революционного нечестия народов Земли. 

Федор Иванович, как бы взывая из бездны, тогда произнес: «...Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной мiром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества».

Почему же эти две силы столь непримиримы, почему являются абсолютными антиподами? Какова природа глубочайшей ненависти адептов революции к России? Тютчев так отвечает на эти вопросы: «Прежде всего Россия – христианская держава, а русский народ является христианским не только вследствие православия своих верований, но и благодаря чему-то еще более задушевному... Революция же прежде всего – враг христианства. Антихристианский дух есть душа Революции, ее сущностное, отличительное свойство. Ее последовательно обновляемые формы и лозунги, даже насилия и преступления – все это частности и случайные подробности. А оживляет ее именно антихристианское начало, дающее ей также (нельзя не признать) столь грозную власть над мiром...»

Из этого диагноза революционного безумия, революционного беснования следовал вывод: революцию сможет победить лишь чистейшее, без примеси человеческих умствований, Христианство – т.е. святое Православие, причем не просто как идея, но в качестве богочеловеческого общества – Вселенской Восточной Церкви и в качестве материальной силы – христианской Восточной Империи.

Эти мысли Федор Иванович развивает в Записке, поданной на имя Императора Николая Павловича: «Западная Европа еще только складывалась, а мы уже существовали, и существовали, несомненно, со славой... Что же до древней, первой Восточной Империи... она заняла только кромку мiра, уготованного ей Провидением... на следующий день после, казалось, своего безповоротного падения под ударами судьбы, Восточная Империя на самом деле окончательно вступила во владение собственным бытием. Турки заняли Константинополь в 1453 году, а через девять лет, в 1462 году, великий Иван III вступил на престол в Москве».

Обозначив таким образом генеалогию Русского Царства, Федор Иванович обращается к современным ему недугам русского национального самосознания: «Восточная Церковь есть православная Империя, Восточная Церковь есть законная наследница вселенской Церкви, православная Империя едина в своем основании, тесно связана во всех своих частях. Таковы ли мы? Такими ли желаем быть? Это ли право стремятся у нас оспорить? Вот в чем – для умеющих видеть – заключаются все спорные вопросы между нами и западной пропагандой; здесь самая сущность наших разногласий... Нам же необходимо глубже и сокровеннее осознать двойной исторический принцип нашего национального существования. В этом единственное средство противостоять духу Запада, сдерживать его притязания и враждебные действия. До сих пор, признаем это, в тех редких случаях, когда нам приходилось брать слово для защиты от его нападок, мы действовали, за крайне малочисленными исключениями, весьма недостойным образом. Мы чересчур походили на учеников, стремящихся несуразными оправданиями смягчить гнев своего учителя. Когда мы постигнем лучше самих себя, нам совсем не придет в голову каяться в этом перед кем бы то ни было. И не надо воображать, что, открыто провозглашая наши права, мы тем самым возбудим еще большую враждебность во мнении Запада о нас».

К сожалению, ни во времена Тютчева, ни после него, вплоть до рокового 1917-го года, большая и наиболее политически активная, наиболее крикливая, часть русского образованного общества, не смогла вступить в зрелое состояние. Интеллигенты, навечно застрявшие в подростковом возрасте, готовые к рабскому преклонению перед более продвинутым в некоторых отношениях, перед более модно одетым, товарищем, оказались отступниками от своей веры и предателями своего народа. В силу рабского, всецело подражательного, склада своего ума, они просто не могли спокойно воспринимать речи ни Тютчева, ни близких ему по духу самостоятельных русских мыслителей. Инфантильные «умники» были завербованы революцией и стали передовым отрядом Запада в Восточной Империи.

В наши дни речь русского поэта-провидца звучит, слава Богу, понятнее. Интеллигентщина сморщилась до размеров Болотной площади, уже мало кого привлекая в революционные ряды смрадом своей ничтожной идеологии, своего извращенного «искусства». Стоя на пороге окончательной гибели, русский народ, кажется, начал одумываться и очень серьезно сомневаться в благодетельности западной, до мозга костей революционной, экспансии, судя о ней по нравственному состоянию его передовой колонны.

У нас бытует расхожее мнение, будто бы Западу чужд феномен интеллигенции. Если там указанное слово не употребляется, из этого вовсе еще не следует, что отсутствует сам обозначаемый им предмет. Болезнь интеллигентщины перекинулась к нам именно с Запада. Тютчев описывает ее следующим образом (применительно к западным государствам): «Странная вещь в конечном счете эта часть /общества/ - Публика. Собственно говоря, именно в ней и заключена жизнь народа, избранного народа Революции. Это меньшинство западного общества (по крайней мере, на континенте), благодаря новому направлению, порвало с исторической жизнью масс и сокрушило все позитивные верования... Сей безымянный народец одинаков во всех странах. Это племя индивидуализма, отрицания. В нем есть, однако, один элемент, который при всей своей отрицательности служит для него связующим звеном и своеобразной религией. Это ненависть к авторитету в любых формах и на всех иерархических ступенях, ненависть к авторитету как изначальный принцип» (трактат «Россия и Запад»).

Если мы обратимся к современной России, то увидим, что этот основной принцип революционного народца действует с одинаковой силой в большей части как «системной», так и «несистемной» оппозиции – «ненависть к авторитету в любых формах», ненависть, не могущая внимать голосу рассудка, слепая, не приемлющая никаких доказательств; страсть, требующая жертвоприношений. О чем с такими ненавистниками можно вообще разговаривать, как можно их подпускать близко к власти? Опыт говорит о том, что они просто не способны к созиданию, сколько бы ни обещали «золотых гор и рек, полных вина».

Все это было на Западе полтора века тому назад: «...то, что новые учреждения называли по сей день представительством, не является, что бы там ни говорили, самим обществом, реальным обществом с его интересами и верованиями, но оказывается чем-то абстрактным и революционным, именуемым публикой, выразителем мнения, и ничем более... этим учреждениям удавалось искусно подстрекать оппозицию, но нигде до настоящего времени они не сумели создать хотя бы одно правительство...» (трактат «Россия и Запад»). Нынешний «революционный народец» живет предвкушением своего торжества, когда каждые пять сотен бездельников будут создавать особую партию, свою революционную секту. Но, скорее всего, никакого торжества не будет – перегрызутся между собою при распределении западных грантов.

Чтобы понять сущность интеллигенции, этого фактора революций, нужно отталкиваться от явления, производимого ею. Тютчев говорит о революции как о разновидности, зримой материализации, абсолютного зла. Зло же не имеет собственной природы, оно может лишь паразитировать на природе, созданной Богом, постепенно ее убивая. Потому и революционный народец духовно безплоден. О последствиях присущего интеллигенции революционного умонастроения Федор Иванович писал: «Человеческая природа вне известных верований, преданная на добычу внешней действительности, может быть только одним: судорогою бешенства, которой роковой исход – только разрушение. Это последнее слово Иуды, который, предавши Христа, основательно рассудил, что ему остается лишь одно: удавиться. Вот кризис, чрез который общество должно пройти, прежде чем доберется до кризиса возрождения...»

О собственно интеллигенции, как революционном народце, Тютчев говорит применительно к славянским землям: «Есть у Славянства злейший враг, и еще более внутренний, чем немцы, поляки, мадьяры и турки. Это их так называемые интеллигенции. Вот что может окончательно погубить славянское дело, извращая его правильные отношения к России. Эти глупые, тупые, с толку сбитые интеллигенции до сих пор не могли себе уяснить, что для славянских племен нет и возможности самостоятельной исторической жизни вне законно-органической их зависимости от России. Чтобы возродиться славянами, им следует прежде всего окунуться в Россию». После натовского геноцида эту истину стали понимать в Сербии и проситься в русское подданство. Полное исчезновение Восточной Империи в качестве всемiрного принципа станет глобальной катастрофой. Это остро ощущается в Центральной Европе, в Африке, в Палестине и Сирии, в Иране. Везде! Люди во всем мiре чувствуют близкую возможность этой катастрофы и не хотят ее, молятся, кто как умеет, чтобы ее не было, молятся, часто не вполне осознанно, за нашу могущую восстать из пепла революций Восточную Империю, ибо мiр без нее вконец одичает, будет поглощен варварством и тиранией, а самые остатки благочестия христианского будут уничтожены революционной разнузданностью бесноватой толпы.

Весь вопрос теперь упирается в Русских: сможем ли мы нравственно, идеологически и политически победить революционный народец, всегда готовый разродиться новыми вождями вандалов и содомитов? Если сможем это сделать в своем Отечестве (а здесь указанный народец традиционно настроен более радикально, т.е. самым искренним образом ненавидит Россию, ее веру, ее культуру, ее историю, ее святых и героев), то и в других землях начнется контрреволюционное восстание, будет последовательно свергаться иго нынешних революционных мракобесов.

Тютчев, не понятый большинством современников, встретивший от них, особенно на Западе, ненависть и поношения, писал о предназначении России, при условии ее нравственного преображения, при условии ее психологической победы над антихристианской революционной заразой: «И когда еще призвание России было более ясным и очевидным? Можно сказать, что Господь начертал его огненными стрелами на помраченных от бурь Небесах. Запад уходит со сцены, все рушится и гибнет во всеобщем мiровом пожаре – Европа Карла Великого и Европа трактатов 1815 года, римское папство и все западные королевства, Католицизм и Протестантизм, уже давно утраченная вера и доведенный до безсмыслия разум, невозможный отныне порядок и невозможная отныне свобода. А над всеми этими развалинами, ею же нагроможденными, цивилизация, убивающая себя собственными руками... И когда над столь громадным крушением мы видим еще более громадную Империю, всплывающую подобно Святому Ковчегу, кто дерзнет сомневаться в ее призвании, и нам ли, ее детям, проявлять неверие и малодушие?..» («Россия и революция»).

Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. США-террорист номер 1.

http://www.youtube.com/watch?v=gQyukCurcis&feature=related
sysbooter / 23.02.2012, 17:19

1. Re: «Россия и революция»

А.Д.Степанов недоумевает, почему некоторые "патриоты" не понимают, что Путин или конец. Ну, не все имеют духовное видения, мало молятся. Потом наши власти вынуждены некоторые вещи у малчивать и изза этого создается впечатление, что во всём они виноваты, что происходит или не происходит в стране. Речь идет о суверинитете, т.е. о возможности принимать независимые решения. Здесь можно восполнить недостаток правдивой информации: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=-DntLTtfx24
Адриан Роум / 22.02.2012, 10:11
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Карамышев
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи Священник Сергий Карамышев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06