Первая неделя, это, как известно, Неделя о мытаре и фарисее, евангельским поучением которой мы учимся не надмеваться от наших великопостных подвигов и не осуждать других, как, якобы, таких подвигов не имеющих. Неделя о блудном сыне учит нас воздерживаться от блуда, в частности, и от блудных помыслов да мечтаний. Неделя о Страшном суде учит нас держать в уме память смертную, т.е. память о том, что все мы рано или поздно умрем и придем на Суд Божий. Ибо, как говорили святые, «помни последняя твоя, и во век не согрешишь». Наконец, последняя Неделя перед постом (Прощеное воскресенье) воспоминает Адамово изгнание для того, чтобы и у нас всех, чад Адамовых, вызвать чувство покаяния, а также для того, чтобы мы попросили прощение друг у друга. Ибо Господь дал нам такую заповедь: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5,23-24).
Итак, Церковь готовит нас к Великому посту, но насколько готов к нему современный человек, учитывая сугубую поврежденность его природы грехом? Очевидно, не очень. Ведь человечество со времени пришествия Христа сильно духовно-физически постарело. Я писал об этом в своей статье «Кризис русского патриотизма»: «Причиной духовной старости и смерти являются грехи. Умножение их с течением времени приводит к духовной старости, а затем, если не будет покаяния, к духовной смерти. Если перенести это общеизвестное правило на весь народ, то окажется, что его духовная старость, вызванная умножением грехов, есть ни что иное как процесс всем хорошо известной апостасии – умножение грехов и беззаконий с течением времени».
Естественно, погрязшему в апостасийных грехах и страстях современному человеку трудно переносить даже не очень строгий пост, иногда это ему кажется даже невозможным. Помню один, иллюстрирующий вышесказанное и совершенно анекдотичный, но, тем не менее, абсолютно реальный случай, который произошел с неким ныне почтенным архимандритом, ректором одной из наших семинарий, когда он в молодости служил в советской армии. Как он сам рассказывал, когда его прапорщик узнал, что он верующий, то между ними состоялся такой трагикомичный диалог:
Прапорщик: Ты в Бога веришь?
Будущий архимандрит. Верю.
Прапорщик: И постишься?
Будущий архимандрит. Пощусь.
Прапорщик. А когда постишься, то и мясо не кушаешь?
Будущий архимандрит. Не кушаю.
Прапорщик. Вот и моя теща в Бога верит, посты соблюдает, и во время их не ест мясо. И что поразительно, я о себе знаю, что если хоть один день мяса не поем, то умру. А она, такая сякая, неделями мясо не есть, и не умирает!
Вот до какого безумия доводят человека страсти объядения и гортанобесия! Впрочем, говорить о всех тех грехах и страстях, которые не позволяют нам полноценно использовать великопостное время для духовной весны, для процветания своей души, говорить об этом необходимо очень долго. Я же в этой небольшой статье хочу сказать немного о другом, о физическом состоянии современного человека и некоторых физических факторах, которые затрудняют его великопостное делание. В связи с этим обратим внимание на следующее обстоятельство. Медицина установила, что плотской человек живет во времени, руководствуясь определенными биологическими циклами, в частности предполагающими чередование труда и отдыха. Посмотрим, какой же в этом смысле годичный биологический цикл был у людей прошлых веков, которые, по преимуществу, были крестьянами.
Как известно, пик крестьянских работ, в основном, припадает на весенний и осенний сезон. В зимнее время количество работы у земледельца значительно уменьшается, что можно рассматривать как определенный отдых. Поэтому к началу Великого поста (а это всегда конец зимы – начало весны) крестьянин приходит отдохнувшим и набравшимся сил, которые ему понадобятся для полноценного великопостного делания. Дополнительным полезным для тела моментом является еще и то, что оно в это время особенно нуждается в витаминах, которых относительно больше в растительной, постной пище, чем животной, скоромной. Поэтому здесь постная пища служит дополнительным источником телесной силы.
Теперь сравним это с годичным биологическим циклом современного человека. У него, как правило, отдых запланирован на лето. Следовательно, к началу Великого поста он приходит, в основном, уже израсходовавшим свой запас сил, приходит уже уставший. В таком случае начало этого поста он воспринимает как стресс: ведь телесный организм требует отдыха, а душа – подвига. Поэтому душа, чтобы мобилизовать телесные силы организма, и вызывает стресс. Но стрессовое состояние не может продолжаться долго, вот почему многие, хорошо начав Великий пост, затем ослабевают. Тут, зачастую, не помогает даже Крестопоклонная Неделя, которая как раз и должна в самой середине великопостного пути снова подвигнуть нас, ослабевших, на подвиг. Единственное, на что хватает иногда такой, проспавшей почти весь пост, души, так это устроить еще один стресс уже на Страстную седмицу или под Пасху.
Конечно, все это было бы не столь трагично для здорового и обладающего достаточной телесной крепостью человека. Он просто не заметил бы все эти биологические циклы, достаточно легко преодолев их духовно вредные побочные эффекты за счет здорового избытка сил. Но в том-то и дело, что у современного человека со здоровьем большие проблемы. Святитель Игнатий (Брянчанинов), будучи сам аскетом, еще в XIX веке задался вопросом, почему современные ему православные подвижники не могли совершать такие же великие подвиги, как древние святые отцы? И он пришел к выводу, что причиной этого является ухудшение здоровья и оскудение телесных сил людей, а в качестве примера привел преподобного Досифея, который под руководством аввы Дорофея начал свое монашеское воздержание с уменьшения количества съедаемого хлеба. Так вот святитель Игнатий подсчитал, сколько же хлеба он съедал до монашества, и получилось громадное количество, совершенно непосильное для современных святителю людей. Это говорит о богатырской телесной силе Досифея, которой явно не обладали люди XIX века. Если учесть, что мы в веке XXI еще более оскудели в этом отношении, то можно понять, что для многих ныне живущих сами уставные каноны великопостного воздержания кажутся непосильными.
Так что же делать в этом случае? Может быть, отменить эти каноны, как этого требуют некоторые, особенно неообновленцы, чему мы уже неоднократно были свидетелями? Никак! Эти каноны установлены Святым Духом и святыми отцами, отменять их нельзя. Но что можно изменить? И можно и нужно меняться современному человеку, и ничего невозможного в этом нет. Так, например, вышеозначенную проблему своего годичного биологического цикла можно достаточно легко решить, несколько изменив время своего отпуска. Учитывая же недостаток телесных сил современного христианина, особенно новоначального, можно посоветовать ему не начинать с чрезмерных великопостных деяний, а ограничиться посильным подвигом, даже если он несколько ниже уставных требований. Но лучше совершить посильный подвиг со смирением и покаянием (в том числе и на исповеди), что не все смог исполнить, чем окончательно подорвать свои телесные силы непомерным воздержанием, а духовные – гордостью, которая обычно всегда следует за таким неразумным подвигом. Законно же подвизающийся, рассудительный делатель, как это показывает духовный опыт, всегда переходит от силы в силу, постепенно, по благодати Божией, возрастая духовно (в основном, смиряясь), но и телесно становится способным исполнить великопостный устав, а затем и более того. Чего всем и желаю!
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии
1. Re: Великий пост и духовно-физическое старение человечества