Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Подражание в покаянии

11.02.2012


Проповедь иерея Сергия Карамышева в неделю блудного сына …

Пришедши в себя, сказал…

Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою... /Лк. 15, 17-18/.

В сегодняшней евангельской притче рассказывалось, как младший сын, тяготясь строгой, но справедливой, опекой своего отца, выпросил принадлежавшую ему по праву наследства часть имения; ушел с этим отцовским богатством «на страну далече» и расточил его, «живя блудно». Потом в той стране случился голод, и бедняга нанялся к одному из чужестранцев пасти свиней. Он желал от нестерпимого голода наполнить чрево кормом, предназначенным для животных, но и этого ему не позволяли сделать.

Перед нами притча, иносказание. Под отцом здесь разумеется Господь Бог, а под младшим сыном - душа человеческая, обольщенная прелестями мiра сего и отпавшая от своего Создателя и Благодетеля. Указанное отпадение знакомо в какой-то мере всякому христианину. У кого-то оно продолжается десятилетия, у кого-то - годы, у кого-то - часы, а у кого-то - считанные секунды, ибо святые люди почитают отпадением от Бога всякое суетное блуждание мыслей. Так что никто не говори: эта притча не про меня. Всякая душа получает от Бога многие дарования: жизнь, родителей, веру, добрые качества души, разум, телесную крепость, различные таланты и способности. Свое у нас - это грехи, а все хорошее - от Бога. Поэтому желание младшего сына назвать часть отцовского имения своим обнаруживает в его сердце неправомыслие, зависть и гордость. Таковым был и путь падения Денницы: он стал почитать божественную славу, которая его окружала, своим достоянием, и через это стал диаволом.

Итак, в начале всякого отпадения от Бога лежит гордость души. Вслед за нею, как за великой змеей, вползают прочие, более мелкие, змеи страстей, присасываются к душе человека и истощают ее. Она очень быстро нищает, опустошается и начинает истаевать от духовного голода. Возвышенные стремления глохнут, душа опускается и начинает пресмыкаться по земле, т.е. вести чисто биологическое, скотское, существование.

Основываясь на святоотеческом опыте, мы вкратце изъяснили общий смысл первой половины притчи в применении ее к каждому отдельно взятому христианину. Однако она столь же хорошо применима и к целому народу, в особенности к нам сегодня.

Православный Русский народ, предводимый от Бога поставленными вождями: Божиими Помазанниками и архиереями, путем напряженных трудов, скорбей и борений, отстоял свою свободу и создал мощную государственность. Под приветливой ее сенью укрылись многие малые народы, благодаря чему сохранили свою самобытность.

Наши предки имели смиренное о себе мнение. Землю свою они называли Святой Русью. Святость - достояние Божества. Это значит, что землю свою они разумели Божией собственностью. Называли наши предки Русь домом Пресвятой Богородицы, а себя слугами в этом доме. На вопрос: что с тобой будет? Отвечали: «На то воля Божия да Государева».

Не так отвечали жители Западной Европы, некогда, в древности, также сиявшей Православием. Они на протяжении столетий все дальше отпадали от Бога своей гордостью. Потому, как у евангельского младшего сына, у них не замедлили явиться стремления к своеволию, как в вопросах церковных, так и в государственных. С горы идти легче, чем в гору, и они резво побежали с горы богопознания в страну познания материального мiра, игриво насвистывая веселые песенки. Но ниже этой страны, кишащей змеями чувственных страстей, лежит только адская бездна. И мiр, влекомый так называемыми передовыми странами, теперь медленно в нее погружается.

Когда Русское Царство уверенно утвердилось на просторах Европы и Азии, постепенно стало вызревать в нашем народе греховное стремление - как и у всякого блудного сына - назвать Божие достояние своим и жить по своей воле. Прежде русские люди понимали главным образом обязанности, священный долг перед Богом и Царем. Теперь же начались поползновения в сторону прав и привилегий. На этих стремлениях, как на дрожжах, разбухло чудовище гордыни сначала в дворянском сословии. За ним потянулись прочие.

Глядя сквозь туман собственного умопомрачения, как веселится безпечная Европа, стали некоторые помышлять: и что мы все штурмуем эту гору? Ей конца и края не видно. Вот живут же люди в спокойных долинах. И мы могли бы жить также. Побежали наиболее малодушные из Русских в смрадные долины и «завязли в грязи западной по уши», как выразился свт. Феофан Затворник. Сначала единицы, потом сотни, тысячи, и вот уже миллионы русских людей понеслись вниз с горы, чтобы разбиться насмерть. Имея мысли в долинах, кишащих материальными благами, подходили к Богу и Царю с ясно читаемым в глазах требованием: «дай мне следующую мне часть имения». И давали русские Цари все большие права все большему числу подданных, сами изнемогая под тяжестью царского венца, уже почти никем не поддерживаемые, терпя поношения и клевету за свою доброту от многочисленных иуд и хамов.

И вот младшие сыны Русского народа, предводимые интернациональной бандой, часть свободы и имения получают от Царя, другую часть забирают силой, убив Царя. Что же дальше? Все та же знакомая картина: расточил Русский народ все отцовское имение, живя распутно, гоняясь за призраками материальных благ, и вот теперь нанимается к иноплеменникам пасти свиней и питается отходами, которые ему пренебрежительно кидают: материальными и информационными.

Подобное явление, конечно, не впервые совершается в человеческой истории, но впервые в таком грандиозном масштабе и с такими ужасающими подробностями. Пророк Божий Иеремия 2600 лет назад оплакивал гибель царства Иудейского, которая постигла последнее за те же преступления - попрание Божиих законов и чужебесие /следование нечестивым обычаям безбожных народов/.

«Вспомни, Господи, что над нами совершилось; призри и посмотри на поругание наше. Наследие наше перешло к чужим, домы наши - к иноплеменным; мы остались сиротами, без отца; матери наши - как вдовы. Воду свою пьем за серебро, дрова наши достаются нам за деньги… Протягиваем руку к Египтянам, к Ассириянам, чтобы насытиться хлебом. Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их. Рабы господствуют над нами, и некому избавить от руки их… Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили! От сего то изнывает сердце наше; от сего померкли глаза наши… Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле. Неужели Ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?» /Плач. 5/.

В начертанной пророком Иеремией картине нашим дням не хватает только страшного разврата, подлейшего лицемерия, моря лжи и злобы; преступной человеконенавистнической идеологии, подспудно насаждаемой массовому сознанию. Телевидение и прочие средства массовой информации - эти мировые отстойники общечеловеческой грязи - льют свою зловонную жижу в отверстые посредством зрения и слуха двери наших душ. Зловонная жижа струится по нашим квартирам и домам, льется потоками по городам и весям. На их улицах отовсюду нагло прет в глаза реклама табака, спиртных напитков, пищи и скотских удовольствий. От обилия изображений обнаженных тел заведения, торгующие печатной продукцией, напоминают мясные лавки, предлагающие в богатом ассортименте человеческое мясо. На эстраде редко увидишь что-нибудь иное, кроме обезьяньих ужимок; редко услышишь что-нибудь иное, кроме скотских завываний. Сколько можно терпеть это скотство, сколько можно спокойно поглощать душой это информационное пойло, рассчитанное на свиней?! Неужели истинно православный, а не по названию только, когда-нибудь согласится с постоянно внушаемой ему извне мыслью, что человек рождается на свет лишь для того, чтобы есть, пить, курить, удовлетворять свою похоть, кривляться под шаманские завывания нынешних мракобесов, играть в идиотские теле- и компьютерные игры, оставить после себя чахлое полудебильное потомство, а самому стать пищей могильных червей?

Если вы с этим не согласны, выходите из страны духовного изгнания, смойте с себя ее грязь, растопчите без пощады худшую часть своей души, ту, в которой гнездятся: безбожие, безсовестность, гордость и неразлучные от них скотские поползновения. Тогда лучшая часть души понесет вас точно на легких крыльях к вершинам богопознания. А стоит вам самим приобщиться благодати Отца Небесного, не останется неизменной и окружающая вас обстановка. Освящайте свои души, и ваше земное отечество вновь, как древле, сочетается с небесным, и явится омытая слезами покаяния Святая Русь.

Начните каждый не только со своей души, но и со своего жилища: сжигайте без пощады безбожные и развратные книги, порнографию и гороскопы; уничтожайте безбожные и развратные аудио- и видеокассеты, диски и все тому подобное. Разбивайте без сожаления изваяния знаменитых безбожников. Место всей этой нечисти - в геенне огненной. Ибо Господь Сам говорит в Св. Евангелии: «Пошлет Сын Человеческий Ангелов своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие; и ввергнут их в печь огненную, там будет плач и скрежет зубов». /Мф. 13, 41-42/. Не хотите, чтобы имеющиеся в вашем распоряжении соблазны увлекли вас в геенну, сами уничтожьте их. Не смотрите на их призрачную ценность; подражайте в этом деле обращенным ап. Павлом от чернокнижия, т.е. магических, колдовских книг, жителям г. Эфеса, которые, как повествует книга Деяний св. Апостолов, «собрав книги свои, сожгли пред всеми, и сложили цены их, и оказалось их на 50 тыс. драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» /Деян. 19, 19-20/. \Названная сумма соответствует 10-ти тысячам русских царских рублей\.

Избавляйтесь от ползущего во все щели информационного зловония. Оградите холодным презрением места тиражирования порока - и они захиреют, из славных сделаются ничтожными. Называйте эти места заслуженными именами. Назовите киоск, обвешанный порнографией, помойкой или сточной канавой. Назовите точку по продаже самогона и разведенного спирта свиным хлевом - и достаточно на первое время. Само имя будет заключать в себе приговор и проклятие. А то, что проклинается каждый день по тысяче раз, не может устоять.

Будем подражать евангельскому блудному сыну в его покаянии, раз уж сумели подражать ему в грехе. Блудный же сын, «пришедши в себя, сказал… Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил на небо и пред тобою…» /Лк.15, 17-18/. Не стал он ждать и колебаться, ибо нечего ему было терять в далекой стране греха. Что можно было, он все уже потерял: богатство, невинность, честь. Осталась одна только жизнь. И потек он от великой душевной туги в дом отца своего, пал ему в ноги со слезами и сказал: «Отче! Я согрешил на небо и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наемников твоих.» Как в начале отпадения была гордость, так в начале обращения лежит смирение. Будем подражать в этом драгоценнейшем качестве блудному сыну, ибо « Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Притч. 3, 34). И милосердный отец простил ему все, радуясь пробудившейся сыновней любви, потому что нет для родительского сердца ничего ее драгоценнее. Он распорядился устроить пир, ибо говорил «Сын мой сей был мертв и ожил; погибал и нашелся».

Поистине мертв душой всяк возлюбивший страну греха и поправший любовь Отчую. Но придите в себя, очнитесь, теките к Небесному Отцу, припадите к Нему со слезами, исповедуя грехи свои без всяких лукавых самооправданий. И не смущайтесь. Никого Небесный Отец еще не отталкивал. Аминь.

Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 8

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

8. Галина : Проповедь иерея Сергия Карамышева в неделю блудного сына …
2012-02-13 в 05:49

Спасибо, дорогой отец Сергий, за добрую проповедь. Дай Бог Вам здоровья и благодарных, достойных слушателей.
7. сочувствующий : Re: Подражание в покаянии
2012-02-13 в 00:39

Сфера целеполагания – ключевая для верховной власти. Для России, цивилизационное ядро которой составляет архетип христианской Совести, эффективным мобилизующим началом может стать только путь к Святой Руси, но без «бытового исповедничества» верховной властью, как и без явного стратегического целеполагания и дальнесрочного планирования, у нас шансов нет. Рыба с головы гниет. Наши власти не имеют до Святой Руси никакого касательства. А осенью 2011г они, вдобавок, лишились легитимности, народ сказал, что не может больше «яко свинья лежать в калу и греху служить», его сознание выросло достаточно, чтобы публично воспротивиться вертикали круговой поруки и возрастающей социальной несправедливости. Какие ценности исповедует сегодня верхушка, всем известно. В связи с этим слова Святейшего Патриарха Кирилла вызывают недоумение: "Я плохой экономист, но понимаю, что общий мировой контекст не был благоприятным для развития экономики, и, тем не менее, сегодня Россия — это богатая страна. Тот факт, что сегодня в Испании, когда это одна из процветающих стран, массово продается недвижимость испанцами и массово покупается россиянами, — очень хороший сигнал всему миру. Страна, которая бедная, которая в кризисе, не может позволить себе то, что сегодня не позволяют богатые страны" (http://www.patriarch...db/text/2005767.html). Это о стране, народу которой Господь даровал богатства природы, о стране, где средняя зарплата в регионах 12.000рублей, где децильный коэффициент достиг 17-ти крат (а если учесть потоки утекающих за рубеж капиталов и теневой сектор экономики откатов, то можно смело удвоить его значение), а средний возраст квалифицированного инженера 60 лет. Заметим здесь, что хотя бы потому, что многие из великих Отцов Церкви (наиболее показательный пример, Иоанн Златоуст) были гонимы современными им верховными иерархами, мы имеем право подвергать конструктивной критике наших современников, оставаясь, тем не менее, преданной паствой.
Путин любит красоваться на низменных зрелищах вроде боев без правил, это ли не пропаганда зловонных развлечений? Борется за Олимпийские игры и Чемпионат мира по футболу. Постоянно говорит о светском характере государства и, видимо, в кулуарах настаивает на том, что адвентисты и неопятидесятники суть традиционные для России конфессии (судя по тому, что они присутствовали на встрече 8 февраля в Даниловом монастыре). Какое отношение этот невоцерковленный человек, начальник верных ему жуликов и воров, защитник собственности, розданной собственноручно выращенным псам, имеет к церкви Божией? Собиратель земель русских, гарант стабильности? Все созидательное, что можно усмотреть в деятельности его команды укладывается в первый срок президентства. «Мавр сделал свое дело, Мавр может уходить». Но Мавр не хочет уходить, смеется над святым мученичеством Бориса и Глеба, мол «они не боролись за власть», говорит нам – вы быдло, бандерлоги, и зачищает электоральное пространство. Мавр не Помазанник Божий! Попытки к четвертому сроку натянуть на него Шапку Мономаха трагикомичны. Вселенское Православие не выдержит испытания еще одной, по-видимому, неизбежной революцией, если клир конъюнктурно уцепится за гниль (пора начинать учиться на ошибках). Поддержка пошатнувшейся светской власти духовною, в момент праведного народного несогласия с ложью и обыдлением народа, поддержка без каких-либо публично высказанных и жестких кондиций – это фатальная ошибка, способная привести к делигитимации клира в глазах христиан (в то время как публичные кондиции могли бы вернуть легитимность даже власти!). Иными словами, попросту перетягивание негативного имиджа ПЖиВ и Путина на клир и крушение надежд на возрождение России у широких народных масс. Увеличиваются опасения, что высшее духовенство все более походит на дипломатический корпус и по закону олигархии замыкается во внутри-элитной коммуникационной среде. Православные, конечно, не перестанут молиться за то, чтобы иерархи не сходили с путей Истины, чтобы не произошла подмена подлинных интересов Церкви Христовой на сохранение status quo и реституцию церковной собственности.
Мы Церковь Божия, мы же и «болотные», мы против неправды и за священную иерархию! А предвыборные попытки демонизации пока смиренного народного несогласия, разделения народа на «болотных» и «патриотов» губительны не только для страны, но и для Вселенского Православия!
В статье читается несколько упрощенное понимание сути христианства, отец церкви Григорий Нисский писал, что человек – соработник, сотворец Божий, а не просто раб. Смирение и покаяние не равно безволию, да и смиряться не перед кем – православного государя у нас сегодня нет, а текущий правящий класс потерял легитимность, основанную на западной процедурной демократии и электоральном цикле (другого основания сегодня не существует). Апокатастасис (Всеобщее спасение) возможно только в условиях соработничества. А сегодня у нас даже не формализовано членство в приходских общинах, то есть, нет каналов артикуляции «соборности». Христиане жаждут, чтобы власть отвечала ее чаяниям и устремлениям, имела здоровые внутренние принципы функционирования, обновления и задавала обществу целевые установки, соответствующие архетипам православной цивилизации. Чтобы выжить, Россия должна демонстрировать положительные паттерны остальному миру, а не быть посмешищем, обществом фарса, социальной апатии и социальной шизофрении. Подсознательная фобия коммунистического реванша или неолиберального ига у иерархов, выливающаяся в подобострастие перед светскими властями, совсем скоро способна привести Россию к новому большевизму, в котором уже вовсе не будет места Православию.
6. HARRY : Покаяние -для всех!
2012-02-12 в 19:21

Неужели "младшие сыны русского народа" взяли себе в поводыри инородцев и бандитов исключительно из-за своей греховности? Нет!Сначала народ предали архипастыри. Это они признали Временное правительство и совдепы. Это они агитировали не воевать с комиссарами. Это они назвали казнь палача Царской Семьи Войкова "убийством". Вам никогда не приходило в голову, что мог чувствовать православный русский человек, когда во всех храмах перестали поминать Царя? А говорить, что потом "расточил Русский народ все отцовское имение, живя распутно"... Интересно где?
На Беломорканале? В водовороте коллективизации? На Дону, во время "расказачивания"? На Соловках? Во время войны? Притча о добром пастыре и гораздо больше подходит для нашей истории.
5. Серёжа : ответ на 4 о. Сергий
2012-02-12 в 11:21

Апостолы были не экзальтированны, а в Духе Святом. И не только разрушать капища умели. Не нужно путать светскую идеологию с идолопоклонством, этак все памятники людям, жившим до 17-го, тоже надо уничтожать, вкупе с гробницами царей (не Святых). Идол - вещь совершенно определенная, отождествлять с ним памятник можно только по глубокому непониманию вопроса. Памятники Апостолы, насколько мне известно, не уничтожали. Любви сейчас, действительно, мало. И неравнодушия тоже очень мало. Любовь неравнодушна. Но можно и неравнодушие так направить, что никакого толку от него не будет.
4. Св.-к Сергий Карамышев : Ответ на 2., Серёжа :
2012-02-11 в 23:53

Довольно с нас разрушения, борьбы с изображениями безбожников - мы объелись всего этого.


И никаких экзальтаций, они - путь в погибель.

Бедные экзальтированные апостолы! Что же они, такие нетолерантные, капища разрушали да благословляли сожжение колдовских книг? Надо бы развенчать их и прославить вместо них людей более спокойных. "Апостолы, мученики и пророки, святителие, преподобнии и праведнии" выглядят как-то старомодно. Николай Чудотворец - чудовище: бедного Ария избил. Сейчас век любви - об этом даже Гребенщиков сказал в стенах МДА. Чем, кстати не святой? Мухи не обидит. Пусть рядом с иконой Христа стоит Будда, Вишну, Ленин в обнимку с Дзержинским. Вот это будет тишь и гладь. Сегодня можно с буддистами потусоваться и песенки с ними попеть, а завтра исповедаться и причаститься - лишь бы все было мирнро.
Отвратить человека от идолопоклонства, очистить часть земли от соблазна разве не доброе дело?
3. дед пенсионер : Re: Подражание в покаянии
2012-02-11 в 23:13

Спаси Господь,батюшка.
2. Серёжа : Re: Подражание в покаянии
2012-02-11 в 22:28

"Перестаньте делать зло, научитесь делать добро", - глаголет пророк Исаия. Довольно с нас разрушения, борьбы с изображениями безбожников - мы объелись всего этого. Хватит и лицедейного плача -20 лет плачут люди в храмах, но по-прежнему эгоисты и закрыты сердца от Бога и людей. Не надо нам всего этого, подражать - не творить. Докажи делом, что ты христианин: утешь тех, кто в скорби, накорми тех, кто гладен, одень тех, кто замерзает. И пойди в храм, спокойно, без истерики исповедуйся, с мирным духом причастись. И твори добро. И забудь о прощённных грехах - твоих и ближних. И никаких экзальтаций, они - путь в погибель.

Простите, о. Сергий, но нужно было это сказать.
1. ГОЛУБКОВА : Вовремя сказано
2012-02-11 в 12:59

Спаси Господи, о.Сергий, вовремя сказано.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме