Атаман Кубанского казачьего войска в 1990-2007 гг., доцент Кубанского Государственного университета, депутат Законодательного собрания Кубани, кандидат исторических наук Владимир Громов выступил с докладом «О путях воцерковления современного казачества». Докладчик обрисовал современное положение русского казачества. По его словам, количество казаков в России продолжает сокращаться. Атаман напомнил, что согласно переписи населения России 2002 года, в нашей стране проживало 140 тыс. казаков, то уже, согласно переписи населения России 2010 года, в стране проживало только 67 тыс. казаков. По его мнению, разговоры о том, что в России в данное время проживает свыше 7 млн казаков лишены основания.
Расцвет русского казачества, отметил Владимир Громов, приходится на конец XIX – начало XX века. Казаки того времени являются образцом для подражания для нынешнего поколения. Для казачества в период его расцвета, по мнению докладчика, были характерны религиозность, верность Православной вере, готовность не только служить Отечеству, но и отдать свою жизнь за него, верность слову, самопожертвование, крепкие многодетные семье, воцерковленность, высокая нравственность, чувство собственного достоинства и ценность свободы воли. Казаки того времени были носителями традиционной народной культуры.
Современные же казаки в отличие от своих предков, по мнению докладчика, невоцерковлены. Владимир Громов считает, что нынешнее поколение казаков не приучено регулярно посещать храм, отставать всю службу, участвовать в Таинствах исповеди и причастия. Воцерковление современного казачества должно начаться с воцерковления атаманов, которые должны стать образцовыми прихожанами. Владимир Громов справедливо полагает, что русское казачество основано на Православие и русских традициях. По его словам, должна сложиться традиция регулярного посещения храма казачьей семьей. Первоочередная задача, считает атаман, заключается не в том, чтобы казаки были поставлены на государственную службу, а в том, чтобы они воцерковились, стали полноценными членами Русской Православной Церкви.
Доклад Владимира Громова прерывался криками из зала: «Брехня!», «Надоело слушать!», «Скучно!», а закончился единогласным возгласом всего зала: «Любо!»
Профессор кафедры теории и методики профессионального образования Армавирской государственной педагогической академии, зам. атамана Лабинского казачьего отдела Кубанского казачьего Войска, д.п.н. Сергей Лукаш выступил с докладом «Церковь и воспитательное пространство казачьей культуры». Ученый изложил проект по совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения казаков.
Протоиерей Сергий Овчинников, войсковой священник «Кубанского казачьего общества», представил семинарский спецкурс «Опыт воцерковления казачества как основа миссионерской работы с различными слоями населения в Краснодарском крае». Священник подверг критике духовенство, которое своими неумелыми действиями не преуспело в воцерковлении казаков. Войсковые священники, привыкшие к почтительному, а иногда и подобострастному обращению по отношению к себе, испытывают, по мнению батюшки, неловкость от общения со свободолюбивыми казаками, не привыкшими к жесткой иерархии. Проповедь пастыря должна быть понятна и желанна казакам. Священники должны знать особенности менталитета и обычаев казаков, например, их обычай решать все вопросы посредством общего обсуждения. Иногда такие обсуждения бывают бурными и нелицеприятными, похожими на смуту, но священники, по мнению отца Сергия, должны знать, что такая форма обсуждения насущных вопросов свойственна казакам, поэтому ее не следует воспринимать в качестве бунта. Зато после столь бурного обсуждения никто из казаков не подвергает сомнению ни одно решение, принятое в ходе всеобщего обсуждения. Протоиерей Сергий Овчинников также рассказал об особенностях казачьей иконописи, которая не учитывает иерархический статус святых.
Главный атаман Верного казачества, секретарь координационного совета по вопросам развития казачества в России Алексей Селиванов обрисовал современное положение украинских казаков. По его словам, казачество на Украине раздроблено. На сегодняшний день на Украине действуют 38 всеукраинских казачьих организаций и 50 казачьих организаций, претендующих на международный статус. Более того, казачьи организации имеют разный канонический статус: часть из них принадлежат Московской Патриархии, часть - раскольнической структуре «киевский патриархат». По мнению эксперта, сегодня невозможно объединить всех казаков Украины под властью одного атамана. Поэтому было принято решение создать Совет при соответствующем Синодальном отделе для координации деятельности разрозненных украинских казачьих организаций. В данное время идет работа над созданием нормативной базы, регламентирующей деятельность казачьих организаций. Украинское казачество, по мнению Алексея Селиванова, должно стать реальным субъектом происходящих событий и стабилизирующим фактором, но это возможно только тогда, когда украинское казачество станет единой силой.
Войсковой атаман «Союза казаков Семиречья в Киргизии» Геннадий Баженов в докладе «Жизнь Семиреченских казаков в Киргизии» обрисовал историю и нынешнее положение казаков в Киргизии. В настоящее время в Киргизии проживает 12 тыс. казачьих семей и 1800 активных казаков. На территории страны действует 32 полноценные станицы. Киргизские казаки окормляются в 12 храмах, три из которых являются казачьими. В этих храмах казаками приносится присяга. В последнее время в Киргизии проводится политика по дискриминации русских людей.
Верховный атаман «Международного армяно-казачьего объединения дружбы и сотрудничества» Карен Задаян в докладе «О деятельности благотворительного фонда «Казачий пост» рассказал о нынешнем положении армянского казачества. Атаман призвал не воспринимать армянское казачество как «чуждую экзотику». По его словам, хотя армянское казачество не является потомственным, тем не менее, в своей деятельности оно опирается на традиции русского казачества.
Проректор по казачьему образованию Российского православного университета, д.ф.н., профессор Анатолий Сазонов выступил с докладом «Презентация учебно-методического комплекса «История казачества и современные проблемы его возрождения». Профессор высказал мнение о необходимости унификации учебной литературы для казаков и издания энциклопедии по истории и нынешнему положению казачества. Он призвал казаков и войсковых священников принять участие в написании статей для этой энциклопедии.
С заключительным словом выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Владыка отметил, что в России сейчас сложилась непростая политическая обстановка, которая предоставляет казакам возможность проявить свою духовную и политическую зрелость. Для того чтобы не поддаться искушению бунтовать, необходимо, по словам архиерея, заняться духовным воспитанием народа в целом и казачества в частности. Епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл считает, что если решать проблемы только политическим путем без духовного преображения, то придется каждые 20 лет совершать революции и свергать власть. В общественном создании присутствует миф, что во власти находятся одни только коррупционеры, которых надо свергнуть, а на их место поставить «белых и пушистых». По мнению владыки, абсолютно «белых и пушистых» людей не существует, поскольку нет человека без греха, а если и найдутся «белые и пушистые», которые в результате революции получат власть, то через 20 лет они погрязнут в коррупции, превратятся во взяточников. Тогда опять раздадутся голоса, о необходимости свергнуть «белых и пушистых», ставших коррупционерами.
Владыка пожелал, чтобы казачество оставалось вне политики. Он считает недопустимым создание казачьей политической партии. Главное дело казаков – служение Отечеству, а не политическая деятельность. «Дай Бог, чтобы никто не смутил казачество», - выразил надежду епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл.