Во вступительном слове Святейший Патриарх обозначил «сущностные проблемы всей системы образования, с которыми сегодня сталкиваются не только страны исторической Руси, но и большинство государств мира». По словам Его Святейшества, «в условиях быстро растущих технических возможностей и увеличения объема получаемой информации юношество оказывается перед лицом большой опасности, когда из мощного информационного потока тяжело извлечь то основное, что необходимо для интеллектуального, духовного и культурного развития личности».
«Все большую популярность получает убеждение, что для юного человека овладение технологиями и последними данными важнее систематичного глубинного изучения науки и культуры. Воспитательная же компонента в образовании и вовсе зачастую оказывается сокращенной с целью экономии времени для новых дисциплин», — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.
«Доступ к Интернету и различным электронным базам данных создает иллюзию некоего информационного всевластия, возможности в любой момент ответить на любой вопрос, - констатировал Патриарх Кирилл. - Подобно тому, как г-жа Простакова из бессмертной комедии Фонвизина удивлялась, зачем дворянину учить географию, если извозчики и так знают, куда везти, современные юноши и девушки часто не считают нужным по-настоящему запоминать что-либо и учить, ибо вся информация в полном объеме добывается простым нажатием кнопки Enter».
«В этих условиях постоянно обновляющейся новостной повестки дня в особый список риска попадают науки и знания, отсылающие молодого человека к прошлым эпохам, к его корням, - продолжил Патриарх Кирилл. - История, культура, фольклор, классическая литература окутаны туманом давнопрошедшего времени. А между тем именно за счет приобщения к литературному, художественному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация».
«Совместная задача общества, Церкви и государства состоит, во-первых, в повышении уровня компетентности всех участников образовательного процесса – не на уровне пользовательских навыков, а в форме полноценного обладания знаниями и умения сопрягать информацию из различных сфер с практикой. Вторая составляющая нашей миссии – воспитательная», - подчеркнул Предстоятель.
«Познавательная ценность обучения должна органично сочетаться с воспитательной функцией. Это единственный путь к цельности мировоззрения взрослеющего человека. Только так мы воспитаем людей, которые смогут созидать, изобретать, принимать решения, основанные на Божественных заветах и опыте культуры», - заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В президиуме XX Международных Рождественских образовательных чтений сегодня присутствовали: Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий; председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион; председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент; председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий; архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп; а также председатель Совета Федерации ФС РФ В.И.Матвиенко; заместитель министра культуры РФ А.Е.Бусыгин; заместитель министра образования и науки РФ М.В.Дулинов; заместитель мэра г. Москвы А.Н.Горбенко; президент Российской академии образования Н.Д.Никандров.
На открытии форума также присутствовали архиереи Русской Православной Церкви, представители других Поместных Православных Церквей, многочисленные представители государственных органов и общественных организаций.
Приветствие Президента России Дмитрия Медведева в адрес участников Чтений огласил митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. «Сердечно приветствую вас на авторитетном образовательном церковно-общественном форуме, который уже в двадцатый раз проходит в Москве. Тема нынешних, юбилейных Чтений — "Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства" — имеет большое значения для настоящего и будущего России. Задачи развития нашей страны требуют постоянного внимания к вопросам, связанным с образованием, воспитанием подрастающего поколения в духе уважения к нравственным ценностям и патриотическим идеалам. Это — основа для укрепления гражданского мира и межнационального согласия, и здесь крайне важно расширять взаимодействие государственных, общественных и религиозных организаций. Уверен, что традиционные для Рождественских чтений свободные дискуссии послужат нашим общим целям и благу Отечества», - говорится в слове Президента РФ.
Слова приветствия участникам форума направил и глава Правительства России Владимир Путин: «В этом году ваш представительный форум посвящен таким актуальным, востребованным темам, как совершенствование системы отечественного образования и просвещения, воспитание подрастающего поколения в духе традиционных духовно-нравственных ценностей. Уверен, что в рамках Рождественских чтений иерархи Московского Патриархата, других Православных Поместных Церквей, руководители органов государственной власти, педагоги и ученые смогут подробно, на основе богатого жизненного и профессионального опыта обсудить все аспекты развития плодотворного соработничества и партнерства Церкви, институтов гражданского общества, государства и, конечно, предложить авторитетные советы и рекомендации. Желаю вам успешной, конструктивной работы».
С докладами на открытии Чтений выступили Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, В.И.Матвиенко, М.В.Дулинов, А.Е.Бусыгин, А.Н.Горбенко, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.
Святейший Патриарх Кирилл вручил Н.Д.Никандрову орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени, отметив заслуги президента Российской академии образования в сфере внедрения предмета «Основы православной культуры» в средней школе.
Затем состоялось награждение лауреатов Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя», ежегодно проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви при поддержке полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.