В первоначальном варианте документа, опубликованного 30 декабря, Св. Синод Болгарской Православной Церкви занял жесткую позицию против суррогатного материнства и всех форм ассистируемой репродукции «ин витро/ин виво». Архиереи выдвинули следующие аргументы против рассматриваемых методов: все они являются насилием над семьей, хотя и совершаемым с благим намерением осчастливить ее; таким образом, демонстрируется «безрассудное противопоставление и сомнение в Божией премудрости, благой воле и спасающей нас, человеков, любви». Вмешательство третьих и четвертых лиц, врачей и консультантов в тайне зачатия человека ведет к нарушению брачных основ и взаимоотношений членов семьи.
Синод особо подчеркивает, что «генетическое, плотское родство с грядущими поколениями не следует абсолютизировать как неизбежное условие счастливого брака». Болгарская Православная Церковь указывает альтернативу семьям, лишенным детей: «попытаться преодолеть боль и перенести свои желания и любовь на детей, лишенных родительской заботы».
Архиереи указывают на конкретные опасности и проблемы, возникающие при осуществлении на практике суррогатного материнства: взаимоотношения между суррогатной матерью и бездетной семьей, реакции при внезапной смерти суррогатной матери, рождение ребенка-инвалида, тяжелые депрессивные состояния всех участвующих сторон и т.д.
Синод Болгарской Православной Церкви предупреждает, что мы и в будущем будем сталкиваться с неразрешимыми проблемами, если продолжим неэтичное использование медицинских технологий, и будем поощрять бездетные семьи пренебрегать усыновлением брошенных родителями детей и детей сирот за счет альтернативных форм зачатия и рождения детей. «Закономерным результатом будет разрушение брачных границ и превращение беременности в сделку; превращение личности суррогатной матери и будущего ребенка в „объект договора”; плата за материнскую утробу и отношение к телу матери как к торговой вещи, которую можно отделить от личности и оценить является актом зловещей редукции по отношению к личности женщины».
В Болгарии, при общей численности населения немногим больше 7 миллионов человек, около 250000 пар имеют репродуктивные проблемы, так что заявление Синода вызвало очень бурную реакцию, особенно по отношению к первоначально жесткой позиции ко всем возможным формам ассистируемой репродукции. В первые дни января на официальном сайте Синода документ был переработан и появился следующий текст: «Болгарская Православная Церковь допускает использование метода «ин витро», при использовании биологического материала только обоих супругов для создания эмбриона и при условии, что каждый созданный эмбрион будет имплантирован в супругу без уничтожения ни одного из них, и они будут вынашиваться единственно и только супругой. Таким образом, целостность, единство и гармония в семье будут сохранены в значительной степени».
Митрополит Ловчанский Гавриил извинился за поспешно оглашенную позицию по поводу процедуры «ин витро», но подтвердил неизменную позицию Синода по поводу суррогатного материнства.