Жизнь Русанцова свидетельствует о том, что даже мученическая кровь не в силах смыть грех раскола, тем более, когда человек ко греху раскола, насилия над церковным единством прибавляет еще и грех извращения, грех насилия над малолетними. Духовное извращение соседствует с извращением половым. Об этом страшно говорить, но, к сожалению, это так.
Когда я бывал в Суздале, то мельком заглядывал в храм раскольников. Я поражался тому мертвому духу, который в нем царит, и той весьма страной извращенческой живописи, которая в нем присутствовала. Явно чувствовалось, что эти люди не имеют духа Божия и православной жизни.
И еще один урок стоит извлечь. Некоторые вполне нормальные благочестивые люди уходили из Православной Церкви, протестуя против недостатков и пороков современной церковной жизни. В результате они сталкивались с недостатками и пороками, стократно превышающими те, из-за которых они покинули Церковь. Это великий урок: бунтом жить нельзя. Можно жить только смиренным молитвенным созиданием.
Некоторые такие драмы разворачивались на моих глазах. В частности – то сообщество, которое было вокруг Василия Лурье. Позднее – уже «иеромонаха Григория», позднее – «епископа». Это были хорошие, благочестивые люди, которые чрезмерно заострились на проблематике экуменизма и, посчитав известные экуменические уклонения необратимыми и смертными грехами против Церкви, дали себя увлечь в самую настоящую секту, в самое настоящее содомитское сообщество в Суздале.
На моих глазах мигрировал Василий Лурье. Пока был жив митрополит Иоанн, он удерживал его на плаву в Церкви своими молитвами, своим пастырским словом и авторитетом. После его смерти Лурье ушел вначале к зарубежникам, куда сманил бедного о.Александра Жаркова, которому это стоило жизни. Он был убит неизвестными лицами, возможно, своими спонсорами. Позднее Лурье объявил его священномучеником.
Но Лурье не ужился и с зарубежниками и в 1999 году эмигрировал к Русанцову. Не секрет, что именно благодаря Лурье суздальцы активизировались и раскрутились. По своим старым диссидентским связям Лурье смог привлечь Глеба Павловского – известного кремлевского пиарщика к раскрутке суздальского проекта. В начале 2000-х годов существовала реальная опасность того, что властные структуры в своей религиозной политике поставят на суздальцев. Но и это дело рухнуло.
В конечном счете Лурье рассорился и с Русанцовым, который со товарищи его обвинили в ереси и имяславии. Тогда Лурье соединился с двумя раскольничьими епископами, рассорившимися с Русвнцовым, и образовал свое церковное сообщество.
Вот она, судьба всех расколов, дробление до атомарной бесконечности. В конечном счете, таким, с позволения сказать, «епископам» угрожает остаться один на один со своим келейником. В свое время на Афоне я встречал такого старостильного «епископа» – Максима, «епископа горы Афонской». Правда, его епископство признавал только его келейник.
Судьба Русанцова – хороший пример того, что бунтом жить нельзя. Протест, доведенный до своего логического конца, приводит к куда большим беззакониям, чем те, против которых протестует бунтарь.
Логика бунта и раскола такова: «Покуда нищий я, браниться стану, и говорить, что худший грех — богатство; А став богатым, буду говорить, что нет порока, кроме нищеты». Поэтому хотел бы пожелать читателям «Русской народной линии» никуда не уклоняться. «Пути правые наблюдает Господь, а левые — испорчены» (Притч. 4:28).
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»
33. Ответ на 25., диакон Владимир Василик:
32. Ответ на 23., М.Яблоков:
31. О.Николаю Савченко
30. Обращение к редакции.
29. Ответ на 22., С. Швецов :
28. Ответ на 21., М.Яблоков:
27. Ответ на 19., С. Швецов :
26. Ответ на 18., о. Николай Савченко :
25. Ответ на 17., М.Яблоков:
24. Ответ на 17., М.Яблоков: