Как сообщает Портал-Credo.Ru, накануне вечером, 15 января, «митрополит» Валентин прибыл в столицу, чтобы пройти очередное обследование по поводу сахарного диабета, от которого он страдал более 20 лет. Он остановился на квартире своих духовных чад и друзей семейства Штильмарков в московском районе Орехово-Борисово, где и был обнаружен скончавшимся утром следующего дня. Официальные причины смерти пока не определены, однако известно, что, помимо диабета, Русанцов страдал сердечной недостаточностью - он перенес несколько операций на сердце, которое работало от кардиостимулятора.
Напомним, что Валентин (Анатолий Петрович Русанцов) до апреля 1990 г. был клириком Московского Патриархата в сане архимандрита, затем перешел РПЦЗ, став в 1991 г. епископом с титулом «Суздальский и Владимирский» и назначением экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ на территории СССР. Однако в 1995 г. Русанцов был запрещен Синодом РПЦЗ в служении, но прещений не признал и объявил себя главой «Российской православной свободной церкви». В 1997 г. Архиерейским Собором РПЦ Русанцов был извержен из сана. В 2001 г. Русанцов был возведён в сан «митрополита» РПАЦ и признан ее «первоиерархом». В том же году против «митрополита» Валентина было возбуждено уголовное дело по ст. 132 УК (насильственные действия сексуального характера), 133-й (понуждение к действиям сексуального характера) и 151-й (вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий), однако в дальнейшем обвинение по ст. 151 с Русанцова было снято.
Дать оценку личности Валентина Русанцова и его «деяний» мы попросили заведующего кафедрой церковной истории Московской духовной академии и семинарии кандидата богословия Алексея Светозарского.
«Судьба Русанцова, безусловно, трагическая. Человек ушел из Церкви, более того, его деятельность привела к уходу из Церкви многих людей. Мы вообще до конца не можем себе представить, что им руководило, какие пружины стояли за созданием так называемого "альтернативного православия". То, что такие попытки постоянно предпринимаются - это несомненно, а вот чьим орудием он был это, наверное, история еще покажет. Я много лет тому назад был в Суздале и наблюдал, как толпы "архиереев" бродили по улицам. Это были "архиереи", рукоположенные Русанцовым. Меня поразило, что офис этой самой "церкви" находится в здании какой-то американской компании. Мне кажется, что это очень яркий символ, характеризующий его деятельность.
Полагаю, что Русанцовым руководило честолюбие, хотя тут возможны и некие политические моменты. Безусловно, его деятельность я оцениваю как отрицательную. Более того, те люди, которые не утратили здравого церковного чувства, но в момент какого-то помрачения ушли к нему, возвращались от него в Церковь глубоко разочарованными. Я таких людей знаю лично, в том числе из монашества.
Я надеюсь, что смерть этого человека, этого расколоначальника позитивным образом скажется на его пастве и побудит ее с покаянием вернуться к Матери-Церкви. Так что в этом направлении нам надо активно работать, потому что существование этого раскола с напыщенным названием в древнем Суздале, для нас, для православных, просто позор».
12. Шахматову
11. Ответ на 5., баламут :
10. Re: «Надеюсь, что смерть этого расколоначальника позитивным образом скажется на его пастве»
9. Re: «Надеюсь, что смерть этого расколоначальника позитивным образом скажется на его пастве»
8. Re: «Надеюсь, что смерть этого расколоначальника позитивным образом скажется на его пастве»
7. Re: «Надеюсь, что смерть этого расколоначальника позитивным образом скажется на его пастве»
6. Re: «Надеюсь, что смерть этого расколоначальника позитивным образом скажется на его пастве»
5. Re: «Надеюсь, что смерть этого расколоначальника позитивным образом скажется на его пастве»
4. Re: «Надеюсь, что смерть этого расколоначальника позитивным образом скажется на его пастве»
3. Re: «Надеюсь, что смерть этого расколоначальника позитивным образом скажется на его пастве»