Как известно, общественности удалось не допустить принятия этого законопроекта осенью минувшего года прошлым составом Думы. На заседании коллегии вроде бы заявлено, что Министерство представит законопроект в Думу весной, стало быть, после президентских выборов и, надо полагать, после прихода к руководству нового министра. Вместе с тем, появились слухи, что, напротив, законопроект будет внесен Правительством в Думу одним из первых, а В.В.Путину напоют, что он прошел все согласования, все замечания учтены и все пройдет гладко. Иными словами, главу Правительства и главного кандидата в Президенты хотят подставить, переведя на него лично весь шквал недовольства научной, педагогической и родительской общественности.
Проанализировать решение коллегии Минобрнауки мы попросили авторитетного эксперта доктора экономических наук, профессора Леонида Сергеевича Гребнева, который в 2001-2004 гг. был заместителем министра образования РФ.
27 декабря состоялось заседание коллегии Минобрнауки России, на которой первый вопрос формулировался так: «О проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации». Пресс-релиз МОН РФ об этом событии имеет заголовок: «Третью версию законопроекта об образовании планируется внести в Правительство России». Предполагается, что оно внесет его на рассмотрение Государственной Думы весной, а в действие он вступит в 2013 году.
На самом деле вноситься будет не та «третья версия», которая была опубликована в интернет в июле 2011 года и вызвала поток критических замечаний, в том числе и на РНЛ, а другая – «3.0.2», вывешенная на сайте министерства 11.10.2011 перед парламентскими слушаниями с учетом замечаний и предложений от министерств, ведомств и субъектов федерации, которые продолжают поступать.
В версии от 11.10.2011 появились изменения, которые затрагивают часть тем, обсуждавшихся на РНЛ. В частности, статья 89 теперь имеет иное название: «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования». Изменилось и ее содержание. Например, реализация программ по теологии - светскому направлению высшего образования, входящего уже два десятилетия в государственный перечень направлений высшего образования, - должна учитывать примерные образовательные программы, прошедшие экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям данной централизованной религиозной организации.
Однако как минимум один принципиально важный вопрос остался без ответа. Это вопрос о границе между бесплатным (для обучающихся и их родителей) и платным образованием.
В статье 5 (п. 3) по-прежнему утверждается, что бесплатной гарантируется только в пределах федеральных государственных образовательных стандартов. Но требования законопроекта к стандартам сформулированы так, на практике остается большой простор для произвола администрации учебного заведения.
В этом законопроект продолжает линию ревизии в 2007 году исходного варианта закона «Об образовании», в котором была запись о том, что Российская Федерация «устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ». Этот минимум содержания и есть то, что в обязательном порядке должно преподаваться бесплатно.
Сейчас описания содержания образования в образовательном стандарте нет и быть не может. Так предписано в действующей версии закона «Об образовании» и повторено в законопроекте.
Вместо этого в законопроекте есть такая формулировка в ст. 11: «4. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему».
Нетрудно заметить, что для термина «объем» нет соответствующего термина в единственном числе: и программы и их части – во множественном. Кроме того, надо догадываться, что «объем», скорее всего, относится к программам, а не к частям программ. Было бы грамотнее и четче сначала сказать об объемах программ, а потом о структурах, соотношениях двух частей. Но дело не только в том, что конструкция этой нормы громоздка и не вполне грамотна.
Главная содержательная проблема – что такое «объем» образовательной программы, в каких единицах он измеряется?
В законопроекте (ст. 13, п. 3) есть указание на такую единицу измерения: «зачетная единица (кредит)». Причем предусмотрено, что в ней будут в стандартах предписываться объемы программ и в профессиональном, и в общем, школьном образовании. Особенность этой единицы измерения, пришедшей в наше высшее образование из Европы в рамках Болонского процесса, состоит в том, что она охватывает не только аудиторные часы, которые проводят вместе бесплатно обучаемые (обучаемые на платной основе нас здесь не интересуют) и те, кто их обучает за счет бюджета, но и всю остальную работу обучающегося: «Зачетная единица (кредит) представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, которая включает все виды его учебной деятельности, предусмотренные в учебном плане, в том числе аудиторную и самостоятельную работу, стажировки, практики».
В стандартах по высшему образованию эта единица измерения конкретизируется двояко: и как одна шестидесятая часть учебного года, и как 36 академических часов, при том, что продолжительность такого «часа» не указывается в минутах. Это отдано на усмотрение учебного заведения. Где-то он будет 45, где-то 40 минут или даже меньше.
Таким образом, граница бесплатности оказывается «резиновой», причем в нескольких измерениях.
В чем тут дело – в недостатке профессионализма или это чья-то сознательно занятая позиция: «замутить воду», чтобы лучше ловилась «рыбка»?
2. Либералистскую версию закона - ЗАБЛОКИРОВАТЬ!
1. Re: Леонид Гребнев: Недостаток профессионализма или стремление «замутить воду»?