Принц Турки всегда придерживался жесткой позиции в отношении шиитского Ирана – главного соперника Саудовской Аравии в борьбе за влияние в исламском мире. Но никогда прежде он столь откровенно не заявлял о намерении Эр-Рияда обзавестись атомной бомбой. Чтобы помешать ядерным амбициям Тегерана, Эр-Рияд готов на крайние меры. По словам Турки аль-Фейсала, на решение королевства создать атомные «силы сдерживания» могут повлиять два фактора – во-первых, ядерный потенциал Израиля, а во-вторых, и это главное, все более реальная угроза присоединения к ядерному клубу Тегерана.
Еще одна причина для беспокойства властей Саудовской Аравии – обстановка в Восточной провинции королевства, где расположены основные месторождения нефти. Там компактно живут сотни тысяч шиитов, которые в этом году не раз проводили акции протеста. В Эр-Рияде убеждены, что волнения шиитов провоцируют иранские спецслужбы, цель которых – дестабилизировать королевство.
Для борьбы с иранской ядерной программой Саудовская Аравия предлагает ввести против исламской республики жесткие санкции, включая запрет на экспорт нефти. А чтобы эти меры не взорвали мировой рынок энергоносителей, саудовские власти обещают увеличить собственные поставки.
За максимально суровые международные санкции выступают и США. По мнению большинства экспертов, администрация Барака Обамы не решится на силовую акцию против Тегерана и вряд ли даст зеленый свет на это Израилю. Учитывая, что принц Турки имеет репутацию проамериканского политика, логично предположить, что его «ядерный демарш» был согласован с Вашингтоном. Угроза того, что атомным оружием обзаведется Саудовская Аравия, а вслед за ней и другие арабские страны, может стать одним из аргументов для США на переговорах с противниками антииранских санкций – в первую очередь с Россией и Китаем. В Вашингтоне рассчитывают, что эффект домино не нужен никому из постоянных членов Совбеза ООН.